г. Хабаровск |
|
04 декабря 2015 г. |
А51-34811/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Л.К. Кургузовой, Н.В. Меркуловой
при участии:
от Администрации Партизанского городского округа Приморского края: представитель не явился;
от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Пузанова И.В., представитель по доверенности от 05.11.2014 N 20-17-30/51;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 01.04.2015
по делу N А51-34811/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Э.Э. Падин
по иску Администрации Партизанского городского округа Приморского края
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о возмещении убытков
Администрация Партизанского городского округа (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о возмещении убытков в размере 1 285 200 руб. для предоставления социальной выплаты Дятко Н.И. для приобретения жилого помещения.
Решением суда от 01.04.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю обратилось с кассационной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов арбитражного суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, в связи с этим просит его отменить. По мнению заявителя кассационной жалобы, обязанность по предоставлению Дятко Н.И. жилого помещения возложена на администрацию решением Партизанского городского суда от 14.11.2012, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30.01.2013. По мнению заявителя жалобы у администрации возникли убытки в результате неисполнения этого решения, а не в связи с незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти Российской Федерации. Кроме этого считает, что финансирование указанных расходов должно осуществляться за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дятко Н.И. внесена в список "инвалиды" 27.11.2007 на основании протокола N 13 городской общественной комиссии по жилищным вопросам.
Решением Партизанского городского суда от 14.11.2012, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30.01.2013 по делу N 33-7373 удовлетворены исковые требования прокурора г.Партизанская о предоставлении жилого помещения Дятко Н.И., отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 37,8 кв.м, расположенное на территории Партизанского городского округа Приморского края.
Поскольку определением Партизанского городского суда от 01.07.2013, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 02.08.2013, изменен способ и порядок исполнения решения от 14.11.2012 (с Администрации за счет казны муниципального образования в пользу Дятко Н.И. взысканы убытки в размере 1 285 200 взамен предоставления жилого помещения.
Во исполнение указанного судебного акта администрацией перечислены в пользу Дятко Н.И. бюджетные средства в размере 1 285 200 руб. на приобретение жилого помещения. Таким образом, администрация исполнила обязательства Российской Федерации.
Полагая, что расходы, понесенные в связи с предоставлением жилого помещения, подлежат возмещению за счёт средств федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрена возможность установления федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно части 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьями 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005.
Таким образом, данные положения предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Суд взыскал за счет средств казны Российской Федерации понесенные администрацией убытки в связи с предоставлением жилого помещения Дятко Н.И., которые в свою очередь не компенсированы Минфином России в пользу администрации. Суд указал, что доказательств выделения администрации в спорный период денежных средств для реализации полномочий, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ в материалы дела не представлено.
Однако судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, является необоснованным вывод суда о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета.
Вывод суда о том, что обязанность Российской Федерации по возмещению органам местного самоуправления расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным законом лицам, сделан без учета норм действующего законодательства, поскольку отнесение спорных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 БК РФ, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Судом по материалам дела не установлено обстоятельство обращения администрации к Российской Федерации в лице Минфина РФ за выделением денежных средств на приобретение жилья инвалиду. Судом, таким образом, не установлена противоправность действий (бездействия) Российской Федерации и причинная связь между этими действиями (бездействием) и убытками администрации.
Суд, сделав вывод о непредставлении Минфин РФ доказательств выделения администрации денежных средств, необходимых для осуществления полномочий по предоставлению жилья инвалидам, не учел положения статьи 131 БК РФ, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 17.12.2009 N 1563-О-О, от 12.04.2011 N 551-О-О.
В связи с изложенным, поскольку судом не определена природа спорных правоотношений, возможность применения к этим правоотношениям порядка возмещения убытков, установленных гражданским законодательством, судебные акты подлежат отмене, как принятых с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление им защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края. При новом рассмотрении суду следует установить характер правоотношений сторон, применить подлежащие применению нормы правы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.04.2015 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-34811/2014 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.