г. Хабаровск |
|
09 декабря 2015 г. |
А73-1702/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Е.П. Филимоновой, И.В. Ширяева
при участии:
от Комитета по печати и массовым коммуникациям Правительства Хабаровского края - Бесхлебный А.Е., представитель по доверенности от 01.12.2015 б/н;
от общества с ограниченной ответственностью "Медиамакс" - Исаева К.С., генеральный директор, приказ от 31.05.2013;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медиамакс"
на решение от 09.06.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015
по делу N А73-1702/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.И. Дюкова;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В. Гричановская, М.О. Волкова, И.В. Иноземцев
по иску Комитета по печати и массовым коммуникациям Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721002051, ИНН 2721191242, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 32)
к обществу с ограниченной ответственностью "Медиамакс" (ОГРН 1132723003380, ИНН 2723161589, место нахождения: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шеронова, д. 8, корп. 2, пом. 3)
о взыскании 1 732 767 руб.
Комитет по печати и массовым коммуникациям Правительства Хабаровского края (далее - истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью "Медиамакс" (далее - ответчик, общество, ООО "Медиамакс") о возврате субсидии в размере 1 732 767 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.06.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015, исковые требования комитета удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции взыскал с ООО "Медиамакс" в доход бюджета Хабаровского края 1 732 767 руб.
В кассационной жалобе ООО "Медиамакс" просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, у судов отсутствовали основания для вывода о несоблюдении ответчиком условий получения субсидии, поскольку факт её нецелевого использования судами не установлен. Указывает на то, что обязательства перед истцом ответчиком выполнялись в строгом соответствии с требованиями договора и Положения об условиях и порядке предоставления субсидий. Кроме того, обращает внимание на то, что объем публикации информационного материала условиями договора не установлен.
В заседании суда кассационной инстанции представитель общества доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме. Представитель комитета просил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения как законные и обоснованные.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что на основании пункта 6 статьи 12 Закона Хабаровского края от 11.12.2013 N 330 "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", постановления Правительства Хабаровского края от 17.03.2014 N 69-пр "О порядке предоставления субсидий из краевого бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по производству, публикации и распространению информационно-публицистических материалов целевого назначения в 2014 году", в соответствии с договором от 15.04.2014 N 47 ООО "Медиамакс" из краевого бюджета предоставлена субсидия в размере 1 732 767 руб.
По условиям договора субсидия предоставляется и должна быть использована обществом на возмещение затрат по производству, публикации и распространению информационно-публицистических материалов в соответствии с перечнем затрат, указанных в пункте 4.3 Положения о порядке предоставления субсидий из краевого бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по производству, публикации и распространению информационно-публицистических материалов целевого назначения в 2014 году, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.03.2014 N 69-пр (далее - Положение N 69-пр), понесенных получателем при реализации проекта в соответствии с заявкой, поданной получателем для участия в конкурсном отборе: Публикация информационных материалов на Интернет-сайте сетевого издания "Rigma.info" в объемах и форме в соответствии с конкурсной заявкой (пункт 1.2 договора).
В соответствии с условиями конкурсной заявки и договора ответчик обязан публиковать ленту новостей издания, анонсы, репортажи, фоторепортажи - 120 текстовых сообщений в месяц; проводить на сайте издания 4 онлайн-конференции с участием экспертов, политиков, общественных деятелей на социально-значимые темы; производить инфографику и визуализацию данных (изготовление различных графиков, визуализация информации, в которой преобладает цифры в виде графики) 4 раза в месяц - 4 коллажа в формате jpg; размещать на сайте издания любые баннеры, анонсы - по запросу; спецпроект "Мой край" - 15 текстовых сообщений в месяц; проведение на сайте издания интервью с участием экспертов, политиков, общественных деятелей на социально-значимые темы - 10 интервью в месяц.
Пунктом 2.1.2 договора на получателя субсидии возложена обязанность представлять комитету: финансовый отчет с указанием объема фактически понесенных расходов и наименований подтверждающих их документов с указанием группировки расходов; пояснительную записку к финансовому отчету с расчетом доли косвенных затрат, подлежащих возмещению за счет средств выдаваемой субсидии; содержательный отчет; акт о понесенных затратах на производство, публикацию и распространение информационно-публицистических материалов целевого назначения, подлежащих возмещению за счет субсидий из краевого бюджета; материалы, размещенные на сайте сетевого издания на электронном носителе с приложением описи содержащихся материалов в следующие сроки: за 1 квартал - не позднее 20 апреля; за 2 и 3 квартал - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным; за 4 квартал - не позднее 15 декабря.
Получатель субсидии обязуется представлять по запросу (требованию) комитета или органа государственного финансового контроля в указанный им срок информацию и все документы, касающиеся предмета договора, необходимые для проведения проверок исполнения условий договора и целей предоставления субсидии, а также оказывать содействие при проведении таких проверок (пункт 2.1.3 договора).
При выявлении комитетом или органом государственного финансового контроля неправомерности получения или нарушения требований пункта 4.3 Положения N 69-пр (с подпунктами) при расходовании субсидии, на основании требования комитета в срок, не превышающий 10 рабочих дней получатель обязан возвратить субсидию или ее часть в доход краевого бюджета и предоставить комитету финансовый отчет с указанием объема фактически понесенных расходов и наименований подтверждающих их документов. В случае неперечисления получателем субсидии, подлежащей возврату в краевой бюджет в срок, установленный в требовании, указанные средства взыскиваются комитетом в судебном порядке (пункт 2.1.7 договора).
В случае нарушения получателем субсидии условий её предоставления, установленных договором от 15.04.2014 N 47 и Положением N 69-пр, комитет вправе предъявить получателю требование о возврате субсидии.
Во исполнение условий договора комитет платежными поручениями от 23.04.2014 N 396178, от 12.05.2014 N 539904, от 20.05.2014 N 616209, от 26.06.2014 N 55271, от 24.07.2014 N 322828 перечислил ответчику субсидию в размере 1 732 767 руб.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком условий договора, зафиксировав выявленные нарушения в акте от 25.12.2014, предварительно направив обществу требование от 29.12.2014 N 18-12 о возврате субсидии в срок до 20.01.2015 в бюджет Хабаровского края, комитет обратился с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), исходя из условий заключенного между сторонами договора, установив невыполнение обществом условий предоставления субсидии, пришли к выводу о наличии правовых оснований для признания требований истца обоснованными и взыскания заявленной суммы.
Кассационная инстанция, соглашаясь с выводами судебных инстанций, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Указанные субсидии предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, субсидии из бюджетов выдаются в установленных случаях, порядке, и сроки, а также на определенных условиях. Нарушение условий, установленных при предоставлении субсидий, является основанием для их возврата.
В рассматриваемом случае субсидия обществу предоставлялась в рамках реализации Постановления Правительства Хабаровского края от 17.03.2014 N 69-пр "О порядке предоставления субсидий из краевого бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по производству, публикации и распространению информационно-публицистических материалов целевого назначения в 2014 году".
Согласно пункту 4.4 Положения 69-пр перечисление субсидий получателям осуществляется в объеме не более фактически понесенных затрат на основании представленных в комитет отчетов по формам согласно приложениям N 2, 3 к Положению.
В случае нарушения получателем условий предоставления субсидии комитет составляет акт о нарушении получателем условий предоставления субсидии, в котором указываются выявленные нарушения, срок их устранения, и в течение 10 рабочих дней направляет его получателю. При неустранении получателем нарушений в сроки, указанные в акте, комитет выставляет получателю требование о возврате субсидии и расторжении договора, а последний обязан возвратить её в течение 10 рабочих дней (пункты 4.6, 4.7 Положения N 69-пр).
Правильно применив нормы бюджетного законодательства, а также нормы регулирующие порядок предоставления и возврата субсидии, установленный Положением N 69-пр, оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к выводу о несоблюдении ответчиком условий предоставления субсидий. Судами выявлено, что предусмотренные договором условия получения субсидии ответчиком не выполнены, а именно: не опубликован информационный материал за 2014 год в объеме, указанном в конкурсной заявке (120 информационных материалов в месяц); за 3 и 4 кварталы 2014 года не представлены: финансовый отчет с указанием объема фактически понесенных расходов и наименований подтверждающих их документов по форме, установленной в приложении N 2 к Положению N 69-пр; пояснительная записка к финансовому отчету с расчетом доли косвенных затрат, подлежащих возмещению за счет средств, выдаваемой субсидии; акт о понесенных затратах на производство, публикацию и распространение информационно-публицистических материалов целевого назначения подлежащих возмещению за счет субсидии из краевого бюджета (приложение N 1 к договору); содержательный отчет за декабрь 2014 года поступил истцу после подачи искового заявления (26.05.2015 года, входящий N 1211). Кроме того, отчет содержит сведения о 40 информационных материалах, из которых 39 материалов не соответствуют требованиям статьи 1.2 Положения N 69-пр, а именно требованию к производству информационного материала. Информационный материал по сути являлся точной перепечаткой информационного материала с официального портала Хабаровского края.
Таким образом, приняв во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности исковых требований комитета, поскольку ответчиком не соблюдены условия предоставления субсидии, не подтверждено целевое использование полученных денежные средств, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. При этом суд первой инстанции правомерно отклонил возражения ответчика относительно того, что условиями договора не урегулирован объем публикации информационного материала. Данные доводы опровергаются представленными истцом в материалы дела сведениями, согласно которым ответчиком как претендентом на получение субсидии представлен к заявке проект, содержащий объемы производства, публикации и распространения информационно-публицистических материалов.
Заявителем кассационной жалобы не учтено, что не подтверждение соответствующими документами факта выполнения работ и расходования полученной субсидии на определенные цели, дает основание для вывода об оплате фактически не выполненных работ, что с учетом положений статьи 78 БК РФ не соответствует условиям предоставления субсидии, обусловливающим полное выполнение обязательств по договору.
Выводы судов основаны на полной и всесторонней оценке, имеющихся в материалах дела доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств и не могут быть положены в основу отмены обжалованных судебных актов.
Так как нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.06.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 по делу N А73-1702/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Е.П. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.