г. Хабаровск |
|
11 декабря 2015 г. |
А51-10695/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Л.К. Кургузовой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Чаков И.В., представитель по доверенности от 22.04.2015 б/н;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 10.07.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015
по делу N А51-10695/2015
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.С. Турсунова; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А. Солохина, Л.А. Бессчасная, Е.Л. Сидорович
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
о признании незаконным постановления
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.05.2015 N 4А/06-2015, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 462 186 руб.
Решением от 10.07.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015, судом отказано в удовлетворении заявленных требований, признав оспариваемое обществом постановление законным и обоснованным.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе ОАО "РЖД", которое просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, удовлетворить заявленные требования.
Общество считает, что антимонопольным органом, несмотря на неоднократные запросы общества, не были представлены расчеты суммы штрафа, а сам расчет некорректен. Ссылается на то, что без утвержденного прейскуранта у управления отсутствовали основания для начисления штрафа от суммы выручки за год. Указывает, что сумма штрафа является для общества существенной и значительной, что не учтено управлением при вынесении постановления и судами при принятии судебных актов, не учтены основания для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела и наличие смягчающих вину обстоятельств.
Управление в отзыве на кассационную жалобу считает, принятые по делу судебные акты законными, обоснованными и не подлежащими отмене, просит оставить жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме.
Управление, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на жалобу, заслушав представителя общества, проверив правильность применения судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в управление поступили обращения ООО "Меридиан-ДВ" и ООО "ПТЭК" (с учётом дополнительно представленных документов) на действия ОАО "РЖД", касающиеся препятствия заявителям в доступе к инфраструктуре (местам общего пользования) для осуществления погрузки-выгрузки вагонов, а также взимания платы за "Использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта ст. Гродеково (при производстве работ силами клиента)", что послужило основанием для возбуждения в отношении общества дела о нарушении антимонопольного законодательства N 28/06-2014.
Решением по делу N 28/06-2014 от 18.12.2014 управление признало факт нарушения ОАО "РЖД" части 1 и пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении и взимании платы за "Использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта ст. Гродеково (при производстве работ силами клиента)", а также в создании препятствий доступу на товарный рынок по погрузке/выгрузке грузов на территории ст. Гродеково Дальневосточной железной дороги хозяйствующим субъектам, осуществляющим погрузо-разгрузочные работы, в том числе ООО "Пограничная ТЭК" и ООО "Меридиан-ДВ".
ОАО "РЖД" выдано обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и о необходимости совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции.
02.03.2015 управление вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 4А/06-2015 и проведении административного расследования в отношении юридического лица - ОАО "РЖД", в котором запросило у общества письменное пояснение по существу вменяемого правонарушения.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 4А/06-2015 от 02.03.2015 получено обществом 10.03.2015, что подтверждается почтовым уведомление N 69000784002781.
02.04.2015 управлением составлен протокол об административном правонарушении N 4А/06-2015 о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
При составлении протокола N 4А/06-2015 об административном правонарушении присутствовали представители ОАО "РЖД" - начальник отдела договорной работы и управления имуществом Дальневосточной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - Чаков И.В. (на основании доверенности N б/н от 26.09.2012), ведущий юрисконсульт отдела договорной работы и управления имуществом Дальневосточной дирекции по управлению терминально-складским комплексом Бушуев А.А. (на основании доверенности N б/н от 24.04.2013).
Протокол по делу об административном правонарушении N 4А/06-2015 от 02.04.2015 получен обществом 07.04.2015, что подтверждается почтовым уведомлением N 69000785002087.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N 4А/06-2015 управление вынесло постановление от 14.05.2015, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 462 186 руб.
Расчет суммы штрафа сделан антимонопольным органам на основании данных общества о размере выручки относительно географических границ товарного рынка.
Не согласившись с указанным постановлением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения признал доказанным, в связи с чем признал решение административного органа о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным. Арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
При этом суды обоснованно исходили из следующего.
В силу положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положения хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке, за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Судами по материалам дела установлено, что управление на основании результатов рассмотрения дела N 28/06-2014 принято постановление от 14.05.2015, антимонопольный орган признал факт нарушения ОАО "РЖД" части 1 и пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и взимании платы за "Использование грузовых платформ и эстакад погрузпункта ст. Гродеково (при производстве работ силами клиента)", а также в создании препятствий доступу на товарный рынок по погрузке/выгрузке грузов на территории ст. Гродеково Дальневосточной железной дороги хозяйствующим субъектам, осуществляющим погрузочно-разгрузочные работы, в том числе ООО "Пограничная ТЭК" и ООО "Меридиан-ДВ".
Материалами дела подтверждается, что решением антимонопольного органа от 18.12.2014 по делу N 28/06-2014, вступившим в законную силу, установлен факт совершения обществом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом судами верно установлено, что в действиях общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Согласно формулировке, данной в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
С учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды верно не установили объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом требований Закона о защите конкуренции, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности. Поскольку факт совершения противоправных действий установлен вступившим в законную силу решением управления, то судами верно установлено наличие в действиях ОАО "РЖД" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суды обоснованно пришли к выводу о том, что наличие состава вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности антимонопольным органом соблюдены, основания для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления отсутствуют.
Доказательства того, что общество при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления заявляло о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением, о возможности снижения размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, о наличии смягчающих обстоятельств судами первой и апелляционной инстанции не установлено.
Оценка выводов суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для снижения суммы штрафа, с учетом положений статьи 286 АПК РФ, в компетенцию суда кассационной инстанции не входит, в связи с чем доводы кассационной жалобы относительно снижения размера наказания подлежат отклонению.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.07.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 по делу N А51-10695/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.