г. Хабаровск |
|
15 декабря 2015 г. |
А73-7076/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.Ю. Лесненко, О.В. Цирулик
при участии:
от истца: Ким О.И., представитель по доверенности от 12.01.2015 N 09/20-62
от ответчика: Маслов Ю.В., представитель по доверенности от 30.10.2014 N 158-14; Азимов И.А.о, представитель по доверенности от 20.11.2015 N 545-14/48
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
на решение от 20.07.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015
по делу N А73-7076/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Коваленко Н.Л.,
в суде апелляционной инстанции судьи Швец Е.А., Вертопрахова Е.В., Харьковская Е.Г.
по иску управления лесами Правительства Хабаровского края
к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
об обязании произвести очистку просеки от порубочных остатков на лесных участках
Управление лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053; адрес (место нахождения): 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 5; далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979; адрес (место нахождения): 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, 5А; далее - ответчик, общество, ОАО "ФСК ЕЭС") об обязании осуществить работы по очистке просеки от порубочных остатков на лесных участках в кварталах N N 37,52, 53, 67, 79 Тулучинского участкового лесничества Тумнинского лесничества Ванинского муниципального района Хабаровского края; в кварталах NN 136, 137, 154, 155, 156, 170, 183, 184, 185 Восточного участкового лесничества Тумнинского лесничества Ванинского муниципального района Хабаровского края; в кварталах NN 238, 245 Сизиманского участкового лесничества Тумнинского лесничества Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Решением суда от 20.07.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ОАО "ФСК ЕЭС" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель считает управление ненадлежащим истцом, поскольку исковые требования фактически направлены на защиту публичных интересов. Полагает, что по заявленному требованию необходимо соблюдение досудебного порядка на основании пункта 8.1 договора аренды. Ссылаясь на Федеральный закон от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", считает, что акт осмотра от 18.07.2014 ненадлежащим доказательством по проверке соблюдения требований лесного законодательства. Считает, что управлением должно быть инициировано проведение внеплановой проверки.
В отзыве на кассационную жалобу управление выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просило оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ответчика и истца доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержали, дали по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между ОАО "ФСК ЕЭС" (арендатор) и министерством природных ресурсов Хабаровского края (арендодатель) заключены договоры аренды лесных участков от 04.06.2012 N 79-212/2012, от 04.06.2012 N 82-212/2012, от 23.10.2012 N 170-212/2012, согласно которым арендатор принял в пользование лесные участки из состава земель лесного фонда для строительства объекта "ВЛ 220 кВ Комсомольская - Селихино - Ванино" в Ванинском муниципальном районе Хабаровского края. Договоры заключены на срок более одного года.
Договоры зарегистрированы в установленном порядке.
Филиалом "Тумнинское лесничество" КГКУ "Советское лесничество" с 15.07.2014 по 17.07.2014 проведен осмотр лесных участков, переданных обществу по указанным договорам аренды, в ходе которого установлено, что на конкретных лесных участках не осуществлены работы по уборке вырубленной территории от порубочных остатков (ветви, макушки, части стволов деревьев, сучья, срубленный кустарник); не обеспечено складирование и уборка заготовленной древесины; срубленная древесина оставлена у пня, в штабеля не уложена. Отражено, что на момент осмотра строительство объекта не велось. По результатам осмотра составлен акт от 18.07.2014 N 1/331-2014.
Управление, ссылаясь на обязанность арендатора соблюдать правила санитарной и пожарной безопасности в лесах и полагая, что общество обязано своевременно производить очистку просеки от порубочных остатков, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора судебные инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходили из следующего.
Как установлено, лесные участки предоставлены обществу в целях строительства объекта "ВЛ 220 кВ Комсомольская - Селихино - Ванино".
Статьей 21 Лесного кодекса РФ на землях лесного фонда допускается строительство линий электропередач, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. При этом в этих целях, в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ, допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (пункт 5 названной статьи кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, определены способы очистки мест рубок от порубочных остатков, соответствующая очистка проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. При этом очистка осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании в них граждан установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417).
В силу пункта 34 Правил N 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пунктом 35 этих же правил установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
При этом при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков (пункт 16 Правил N 417).
Кроме того, на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов, использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов (пункт 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223).
Пунктом 15 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов установлено, что при использовании лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов не допускаются: повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка и соответствующей охранной зоны; захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов; загрязнение площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами.
Сетевые организации обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, на лесопользователя в силу действующего лесного законодательства возложена обязанность осуществлять очистку мест рубок, при этом соответствующая очистка должна производится одновременно с рубкой лесных насаждений.
Соответствующая обязанность, в том числе по соблюдению правил санитарной, пожарной безопасности в лесах, осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, принята арендатором в рамках действующих договоров аренды (пункты 3.4.1, 3.4.7, 3.4.8, 3.4.14 договоров).
Факт того, что общество, осуществляя вырубку лесных насаждений на участках при строительстве объекта "ВЛ 220 кВ Комсомольская-Селихино-Ванино", не произвело уборку вырубленных деревьев и порубочных остатков, очистку просеки, подтверждается актом осмотра спорных лесных участков и не опровергается сторонами. На момент разрешения спора соответствующая очистка не проведена.
При установленном суды, оценив согласно статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в деле доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также учитывая положения статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ, сделали обоснованный вывод о наличии правовых оснований для понуждения ответчика осуществить работы по очистке просеки от порубочных остатков на арендуемых лесных участках.
Судами рассмотрен и обоснованно отклонен довод общества о том, что управление лесами не может выступать в качестве истца по заявленному требованию. Так, судами установлено, что в соответствии с пунктами 1.1, 3.1, 3.14, 3.24, 3.27, 4.4, 4.5 Положения об управлении лесами правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр, управление лесами является территориальным органом власти, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, обеспечивает государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также имеет право в пределах своей компетенции предъявлять к физическим и юридическим лицам требования, направлять в суды материалы о нарушениях лесного законодательства.
Апелляционной инстанцией правомерно отмечена невозможность применения по настоящему спору положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регулирующих отношения при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, поскольку управление лесами наделено и иной компетенцией в области использования лесов, а именно по контролю за соблюдением лицами, использующими леса, условий договоров аренды лесных участков.
Ссылка общества на необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора также обоснованно отклонена судами как основанная на неверном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.07.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 по делу N А73-7076/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.