г. Хабаровск |
|
18 декабря 2015 г. |
А73-3430/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Котиковой Г.В.
Судей: Брагиной Т.Г., Мильчиной И.А.
при участии:
от Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" - Катухов К.С., представитель по доверенности от 12.08.2015 N 29/90;
от управления Федеральной антимонопольной службы Хабаровского края - представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Экспресс системы", общества с ограниченной ответственностью "Ваятель" - представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
на решение от 13.07.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015
по делу N А73-3430/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чакова Т.И., в суде апелляционной инстанции судьи Швец Е.А., Вертопрахова Е.В., Пескова Т.Д.
по заявлению Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
к управлению Федеральной антимонопольной службы Хабаровского края
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Экспресс системы", общество с ограниченной ответственностью "Ваятель"
о признании незаконными решения и предписаний
Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Серышева, 15, далее - учреждение, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлениями о признании незаконными решения управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142, место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, далее - управление, антимонопольный орган) от 18.03.2015 N 44 и выданных на его основе предписаний от 18.03.2015 NN 12, 13.
Определением суда от 20.05.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Экспресс системы" (далее - общество "Экспресс системы"), общество с ограниченной ответственностью "Ваятель" (далее - общество "Ваятель").
Решением суда от 13.07.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что установленный учреждением пятидневный срок подачи предложений не соответствует требованиям части 3 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку большая часть указанного срока приходится на выходные и праздничные дни, соответственно не гарантирует для потенциальных участников возможность своевременно подать заявку.
Учреждение, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, считая их незаконными и необоснованными, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, а дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, суды не учли, что положения части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе, регламентирующие минимальный срок между размещением извещения о проведения запроса предложений и самим проведением названного запроса предложений составляет пять календарных дней, а не рабочих. Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами судов и антимонопольного органа о нарушении действиями учреждениями прав потенциальных участников запроса предложений, поскольку указанный запрос предложений был размещен на официальном сайте в открытом доступе, возможность подачи заявки никаким образом не ограничивалась. Кроме того, как указывает учреждение, процедуре запроса предложений предшествовал электронный аукцион, в котором участвовали те же лица, и общество "Экспресс системы" обладало реальной возможностью принять участие и в запросе предложений ввиду наличия соответствующего собранного пакета документов.
Антимонопольный орган, общество "Экспресс системы", общество "Ваятель" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, их представители в судебное заседание не прибыли, отзывы не представлены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя учреждения, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено, что 10.02.2015 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru учреждением размещены: извещение о проведении электронного аукциона N 0322100027115000001 на оказание услуг по организации автомобильных перевозок воинских грузов по территории Российской Федерации в пределах Восточного военного округа в 2015 году; извещение о проведении электронного аукциона N 0322100027115000002 на оказание услуг по организации пассажирских автомобильных перевозок по территории Российской Федерации в пределах Восточного Военного округа в 2015 году.
Протоколами подведения итогов названных аукционов от 05.03.2015 все поданные участниками вторые части заявок отклонены ввиду их не соответствия положениям пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе электронные аукционы признаны несостоявшимися, принято решение об осуществлении закупок путем проведения запроса предложений.
05.03.2015 учреждением на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru опубликованы извещения о проведении запроса предложений для закупки N 0322100027115000023 (оказание услуг по организации автомобильных перевозок воинских грузов по территории Российской Федерации в пределах Восточного военного округа в 2015 году), N 0322100027115000025 (оказание услуг по организации пассажирских автомобильных перевозок по территории Российской Федерации в пределах Восточного Военного округа в 2015 году). Дата и время подачи заявок: 06.03.2015 в 10 часов 00 минут, дата и время окончания подачи заявок: 11.03.2015 в 10 часов 00 минут.
Согласно протоколам рассмотрения заявок на участие в запросе названных предложений от 11.03.2015 поступило две заявки: от общества "Ваятель" и от общества с ограниченной ответственностью "Глобал Групп", победителем в обоих случаях признано общество "Ваятель".
Общество "Экспресс системы", не согласившись с действиями заказчика при проведении указанных выше запросов предложений N 0322100027115000023, N 0322100027115000025, обратилось с жалобами в антимонопольный орган, который, проведя внеплановую проверку, принял решение от 18.03.2015 N 44.
Названным решением жалобы общества "Экспресс системы" признаны частично обоснованными (пункт 1), заказчик признан нарушившим положения части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе (пункт 2), выданы предписания об устранении допущенных нарушений (пункт 3).
Предписаниями от 18.03.2015 N 12, 13 антимонопольный орган предписал заказчику аннулировать результаты запросов предложений N 0322100027115000023, N 0322100027115000025 в срок до 01.04.2015 (пункт 1), уведомить управление об исполнении предписаний (пункт 2).
Учреждение, не согласившись с решением антимонопольного органа от 18.03.2015 N 44 и предписаниями этого же органа от 18.03.2015 N 12, 13, обратилось в арбитражный суд, который, оценивая по правилам главы 7 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, отказал в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда первой инстанции поддержал апелляционный суд, повторно рассмотревший дело по правилам главы 34 АПК РФ. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно положениям части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе, нарушение которых вменено заказчику, извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса. Из буквального толкования данной нормы, по обоснованному мнению подателя жалобы, не следует, что указанный период исчисляется только в рабочих днях.
Вместе с тем из материалов дела видно, что извещение N 0322100027115000023 опубликовано заказчиком 05.03.2015 в 18 часов 43 минуты, извещение N 0322100027115000025 опубликовано им же 05.03.2015 в 19 часов 09 минут, в качестве даты и времени подачи заявок указано 06.03.2015 в 10 часов 00 минут, в качестве даты и времени окончания подачи заявок заявлено 11.03.2015 в 10 часов 00 минут.
Таким образом, фактически, как обоснованно указали суды, на подачу заявок потенциальным участникам запроса предложений было отведено 5 дней (суток). При этом из этих дней три дня (7, 8, 9 марта) являлись выходными и праздничными.
В силу положений статьи 8 Закона о контрактной системе одним из принципов контрактной системы является принцип обеспечения конкуренции.
Согласно названному принципу в контрактной системе в сфере закупок должны быть созданы равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок, то есть любое заинтересованное лицо должно иметь возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из указанного выше следует, что любой участник закупки должен иметь возможность ознакомиться с условиями проводимой закупки, составить и подать заявку на участие. Для данных действий заказчиком должен устанавливаться срок с той целью, чтобы все лица, желающие принять участие в закупки, могли реализовать указанное право. Если весь срок, установленный заказчиком для подачи заявок (предложений), либо его значительная часть приходится на выходные или нерабочие праздничные дни, то это создает очевидные препятствия для участия в закупке (запросе предложений), необоснованно ограничивает число потенциальных участников.
Кроме того, суды, отказывая в удовлетворении заявленных учреждением требований, правомерно учли то, что вследствие ограничений функционала единого сайта закупок http://www.zakupki.gov.ru заявки на участие в спорных запросах предложений могли быть поданы только в письменной форме. Указанное обстоятельство заявителем жалобы не опровергнуто и, как обоснованно отметили суды, подтверждает отсутствие реальной возможности потенциальных участников запроса предложений подать письменные заявки на участие в установленный заказчиком срок, с учетом нерабочих дней.
Ссылки заявителя жалобы на незаинтересованность общества "Экспресс системы" ввиду того, что последнее не подавало заявку на участие в запросе предложений не могут быть приняты.
Как следует из текста жалобы общества "Экспресс системы", поданного в антимонопольный орган, причиной, по которой не поданы заявки в установленный срок явилась территориальная отдаленность общества в совокупности с отсутствием возможности предоставления документов на участие в электронном виде.
Таким образом, суды, установив указанные выше обстоятельства, пришли к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения положений части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе, их несоответствия требованиям Закона о контрактной системе, направленным на недопущение ограничения потенциальных участников, и, соответственно, оспариваемые решение и предписания антимонопольного органа признали законными.
Поскольку нормы материального права судами применены соответственно установленным по настоящему делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов не допущено, а доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов и основаны на неверном толковании части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе без учета основных принципов контрактной системы, направленных на недопущение ограничения конкуренции, суд кассационной инстанции не усматривает законных оснований для изменения или отмены принятых по делу судебных актов.
В удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.07.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по делу N А73-3430/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.В. Котикова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.