г. Хабаровск |
|
22 декабря 2015 г. |
Дело N А73-3564/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Л.К. Кургузовой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от Администрации города Хабаровска: Иванова Ю.В., представитель по доверенности от 17.09.2015 N 1.1.27-475; Зотов В.А., представитель по доверенности от 12.01.2015 N 1.1.27-7;
от Министерства финансов Хабаровского края: Бахмат Т.А., представитель по доверенности от 13.11.2015 N 19-14-596;
от Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился;
от Комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите: Галеева Н.В., представитель по доверенности от 02.12.2014 N 22; Мазанько Н.Р., представитель по доверенности от 21.04.2015 N 3;
от Муниципального казенного учреждения "Центр проведения спасательных работ и подготовки населения к действиям в чрезвычайных обстоятельствах г. Хабаровска: Островская В.Г., представитель по доверенности от 15.12.2015 N 6/804; Мальцева С.С., представитель по доверенности от 15.12.2015 N 6/806;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Хабаровска на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015 по делу N А73-3564/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ж.А. Усенко, в суде апелляционной инстанции судьи С.Б. Ротарь, Т.С. Гетманова, Т.Д. Козлова
по иску Администрации города Хабаровска
к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите
третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Центр проведения спасательных работ и подготовки населения к действиям в чрезвычайных обстоятельствах г. Хабаровска
о взыскании 2 242 163,50 руб.
Муниципальное образование Городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрация города Хабаровска (далее - администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском (с учетом заявленных уточнений) к Правительству Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края (далее - Министерство финансов Хабаровского края), Министерству финансов Российской Федерации, Комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите (далее - Комитет по гражданской защите) о взыскании 2 242 163,50 руб., из которых: 2 075 200 руб. убытков, 166 963,50 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 31.03.2015 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное казенное учреждение "Центр проведения спасательных работ и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях" (далее - МКУ "Центр проведения спасательных работ").
Решением суда от 17.06.2015 иск в части взыскания убытков удовлетворен полностью за счет Министерства финансов Хабаровского края, в исковых требованиях в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами отказано в полном объеме.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015 решение от 17.06.2015 в обжалуемой части отменено, в удовлетворении иска администрации о взыскании с Министерства финансов Хабаровского края 2 075 200 рублей убытков отказано.
Не согласившись с состоявшимся по делу постановлением апелляционного суда, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда от 17.06.2015. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, в том числе Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 1592-р "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Считает, что независимо от того к каким видам работ отнесены услуги по перевозке граждан из пункта временного размещения в пункты питания, их возмещение органам местного самоуправления в любом случае производится субъектом РФ либо за счет средств краевого бюджета либо федерального бюджета.
Указывает, что чрезвычайная ситуация была не муниципального, а регионального характера и регулировалось соответствующими специальными федеральными правовыми актами. Поэтому вывод суда апелляционной инстанции о том, что затраченные на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации средства, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах самоуправления" являются расходными обязательствами органа местного самоуправления, не состоятельны.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство финансов Хабаровского края, Комитет по гражданской защите против удовлетворения жалобы возразили, просят обжалуемое постановление оставить без изменения.
В отзыве МКУ "Центр проведения спасательных работ" поддержало доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании представители администрации, Министерства финансов Хабаровского края, Комитета по гражданской защите, МКУ "Центр проведения спасательных работ" поддержали свои правовые позиции по делу, дав по ним пояснения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого постановления, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно Распоряжению Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 N 569-рп на территории Хабаровского края был введен режим чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, ЕАО" предусмотрено, что в целях выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации постановлено Правительству РФ до 10 сентября 2013 года принять решение о выделении средств из федерального бюджета на проведение аварийно-спасательных работ, развертывание и содержание пунктов временного размещения и питания для эвакуированных граждан. Правительству РФ предписано определить источники финансирования, в том числе на проведение аварийно-спасательных работ, развертывание и содержание пунктов временного размещения и питания для эвакуированных граждан, в том числе за счет увеличения резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, и обеспечить оперативное доведение денежных средств до соответствующих получателей.
Для размещения пострадавших граждан в г. Хабаровске созданы пункты временного проживания граждан, в том числе пункты временного размещения, расположенные по ул. Тихоокеанская, 130а, ул. Сурикова 4а, ул.Фурманова,7а, из которых до 01.10.2013 граждане должны быть размещены в пункты длительного пребывания либо в отремонтированное или вновь построенное жилье.
По итогам заседания краевого оперативного штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края, с участием Губернатора Хабаровского края, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принято решение, в том числе - Администрации города Хабаровска проработать и решить вопрос по размещению граждан, пострадавших в результате паводка и эвакуированных в пункты временного размещения, в более комфортные условия проживания, а также обеспечить должные условия для жизни граждан.
Места размещения пострадавших от паводка определялись Правительством Хабаровского края (в том числе КГБОУ СПО "Хабаровский технический колледж" по ул. Тихоокеанская, 130, КГБОУ СПО "Хабаровский промышленно-экономический техникум" по ул.Краснореченская, 143, КГБОУ СПО "Профессиональный лицей N 7" по ул. Сурикова, 4а).
При этом Мэру города Хабаровска Правительственной телеграммой от 27.09.2013 дано указание обеспечить в срок до 01.10.2013 расселением пострадавших из пунктов временного размещения в пункты длительного пребывания.
Ввиду отсутствия в указанных пунктах временного размещения мест для принятия пищи, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности было принято решение обеспечить 3 раза в день доставку автобусами в столовую эвакуированного населения из пунктов временного размещения в столовые ООО "Вега" по ул. Тихоокеанская, 158а, столовую ИП Соломин - по ул. Краснореченская, 90, столовую ООО "Сокол" по ул. Суворова. 2.
Для исполнения вышеназванных поручений, а также в связи с поступлением в город гуманитарной помощи для пострадавших и необходимости принятия мер для ее размещения в складских помещениях пос. Хехцир путем направления сил и средств из города и обратно, МКУ "Центр проведения спасательных работ" и ИП Решовским Н.П. заключены муниципальные контракты.
Муниципальный контракт от 03.10.2013 N 103, согласно которому ИП Решовский П.Н. (исполнитель) предоставляет МКУ "Центр проведения спасательных работ" (заказчик) автотранспортную технику с экипажем за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации.
Автобусы предоставляются для доставки 3-х раз в день (завтрак, обед, ужин) в столовую эвакуированных граждан из пунктов временного размещения и обратно.
Количество, время подачи и маршрут движения автотранспорта определяется заказчиком и указывается в заявке (пункт 1.2). Согласно пунктам 1.3,1.4 контракта, начало оказания услуг - 03.10.2013, окончание - 31.10.2013.
В соответствии с пунктом 2.1, цена контракта составляет 556 800 рублей, включая налоги и сборы. Цена контракта включает возмещение расходов, понесенных исполнителем в связи с выделением автотранспорта. К смете на возмещение расходов прикладываются копии документов, подтверждающих расходы (путевые листы, счета-фактуры, калькуляция стоимости часа использования автотранспорта и т.п.), а также копии документов, подтверждающих вывоз техники и подписанный сторонами акт выполненных работ.
Согласно представленному расчету, в рамках муниципального контракта N 103 ИП Решовским Н.П. оказаны услуги на сумму 470 400 руб.
Муниципальный контракт N 112 от 24.10.2013, согласно которому ИП Решовский П.Н. (исполнитель) предоставляет МКУ "Центр проведения спасательных работ" (заказчик) автотранспортную технику с экипажем за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации.
Количество, время подачи и маршрут движения автотранспорта определяется заказчиком и указывается в заявке (пункт 1.2). Согласно пунктам 1.3,1.4 контракта, начало оказания услуг - 24.10.2013, окончание - 05.11.2013.
В соответствии с пунктом 2.1, цена контракта составляет 33 600 руб., включая налоги и сборы. Цена контракта включает возмещение расходов, понесенных исполнителем в связи с выделением автотранспорта. К смете на возмещение расходов прикладываются копии документов, подтверждающих расходы (путевые листы, счета-фактуры, калькуляция стоимости часа использования автотранспорта и т.п.), а также копии документов, подтверждающих вывоз техники и подписанный сторонами акт выполненных работ.
Расчет составляется согласно цене за час использования автотранспорта, которая составляет 800 руб. (пункт 2.2). Согласно представленному расчету, в рамках муниципального контракта N 112 ИП Решовским Н.П. оказаны услуги на сумму 28 800 руб.
Муниципальный контракт N 123 от 12.12.2013, согласно которому ИП Решовский П.Н. (исполнитель) предоставляет МКУ "Центр проведения спасательных работ" (заказчик) автотранспортную технику с экипажем за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации.
В соответствии с пунктом 2.1, цена контракта составляет 2 956 800 руб., включая налоги и сборы. Цена контракта включает возмещение расходов, понесенных исполнителем в связи с выделением автотранспорта. К смете на возмещение расходов прикладываются копии документов, подтверждающих расходы (путевые листы, счета-фактуры, калькуляция стоимости часа использования автотранспорта и т.п.), а также копии документов, подтверждающих вывоз техники и подписанный сторонами акт выполненных работ.
Расчет составляется согласно цене за час использования автотранспорта, которая составляет 800 руб. (пункт 2.2). Согласно представленному расчету, в рамках муниципального контракта N 112 ИП Решовским Н.П. оказаны услуги на сумму 1 576 000 руб.
Общая стоимость оказанных исполнителем услуг по вышеперечисленным муниципальным контрактам по перевозке граждан, находящихся в пунктах временного размещения и не имеющих своих точек питания, в столовые и обратно, а также по перевозке сил и средств доля освобождения складских помещений под гуманитарную помощь составила 2 075 200 руб.
Неисполнение заказчиком обязательств по оплате указанной суммы, явилось основанием для обращения ИП Решовского Н.П. в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании возникшей задолженности и 28 075, 69 руб. процентов, всего 2 113 600 руб.
Платежным поручением N 110360 от 08.07.2014 УФК по Хабаровскому краю (финансовый департамент администрации города Хабаровска) МКУ "Центр проведения спасательных работ" перечислило ИП Решовскому Н.П. 1 300 000 руб.
В рамках дела N А73-4163/2014 определением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.07.2014 утверждено мировое соглашение, согласно которому МКУ "Центр проведения спасательных работ" признало наличие задолженности перед ИП Решовским Н.П. в размере 813 600 руб. и обязалось оплатить ее в срок до 01.09.2014.
Согласно платежному поручению N 110751 от 12.12.2014 (перечисление ИП Решовскому Н.П. 813 600 руб.), мировое соглашение исполнено.
Администрация, посчитав понесенные расходы по оплате услуг ИП Решовского Н.П. убытками, начислив на сумму убытков проценты, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении иска о взыскании с Министерства финансов Хабаровского края 2 075 200 руб. убытков, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Пунктом 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.
Согласно статье 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансирование обеспечения мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера - расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования - расходным обязательством муниципального образования.
Статья 289 БК РФ, предусматривает, что нецелевым использованием бюджетных средств является направление их и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным уведомлением о бюджетных ассигнованиях или иным правовым основаниям их получения.
Пунктом 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 750 предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
В вышеуказанном пункте Правил приведен исчерпывающий перечень мероприятий, для финансового обеспечения которых бюджетные ассигнования из резервного фонда могут выделяться в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам.
Судом апелляционной инстанции обоснованно учтено, что в пункте 9 Правил указано, что бюджетные ассигнования выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации лишь для частичного покрытия соответствующих расходов.
Судами по материалам дела установлено, что из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделялись для ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийного бедствия на проведение аварийно-спасательных работ и неотложных аварийно-восстановительных работ 57,7 млн руб., из которых и возмещены расходы ИП Решовского Н.П., понесенные по эвакуации граждан из мест чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 13 Правил использование бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, не предусмотренных пунктом 9 Правил запрещается. Истцом не указаны, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, безусловные основания, которые позволяли бы понудить Министерство финансов Хабаровского края компенсировать расходы, добровольно понесенные администрацией в счет исполнения обязательств муниципального образования.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо предусмотрена обязанность муниципального образования нести расходы по размещению населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации.
Судом апелляционной инстанции сделан верный вывод о том, что, поскольку к полномочиям органа местного самоуправления отнесено, в том числе, определение мест (пунктов) сбора населения, оставшегося без крова после чрезвычайной ситуации, обеспечение населения питанием и т.д., то затраченные на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации средства, связанные (по решению органа муниципального образования) с перевозкой граждан к месту приема пищи и обратно, относятся к расходным обязательствам муниципального образования.
При названных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска за счет Министерства финансов Хабаровского края.
Следует отметить, что приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность принятого по делу постановления апелляционной инстанции с точки зрения норм права, а направлены на переоценку доказательств и обстоятельств настоящего дела, исследование и установление которых относится к исключительной прерогативе судов первой и апелляционной инстанций. Поэтому данные доводы не могут быть приняты во внимание судом округа исходя из предоставленных ему статьей 286 АПК РФ полномочий.
Поскольку судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права к спорным правоотношениям сторон, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не допущено, то основания для отмены принятого по делу постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы администрации отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015 по делу N А73-3564/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.