Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2015 г. N 06АП-4078/15
г. Хабаровск |
|
11 сентября 2015 г. |
А73-3564/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Гетмановой Т.С., Козловой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.,
при участии в заседании:
от Администрации города Хабаровска: Караева И.В., представителя по доверенности от 15.12.2014, Орел В.А., представителя по доверенности от 12.01.2015 N 1.1.27-5,
от Министерства финансов Хабаровского края: Шевченко М.П., представителя по доверенности от 13.01.2014,
от Комитета Правительства края по гражданской защите: Галеевой Н.В., представителя по доверенности от 02.12.2014, Мазанько Н.Р., представителя по доверенности от 21.04.2015,
от Муниципального казенного учреждения "Центр проведения спасательных работ и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях" г. Хабаровска: Мальцевой С.С., представителя по доверенности от 31.08.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Хабаровского края
на решение от 17.06.2015
по делу N А73-3564/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.А. Усенко
по иску Администрации города Хабаровска
к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите,
о взыскании 2242163, 50 рубля,
третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Центр проведения спасательных работ и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях" г. Хабаровска,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование Городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации г. Хабаровска (далее - Администрация, ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107) обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом заявленных уточнений) к Правительству Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края (далее - Министерство финансов Хабаровского края, ОГРН 1032700295550, ИНН 2700000176) Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) Комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите (далее - Комитет Правительства Хабаровского края по ГЗ, ОГРН 1142721003094, ИНН 2721208619) о взыскании 2242163, 50 рубля, из которых: 2075200 рублей убытков, 166963, 50 рубля - проценты за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное казенное учреждение "Центр проведения спасательных работ и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях" г. Хабаровска (далее - МКУ "Центр проведения спасательных работ", ОГРН 1072721019480, ИНН 2721152028).
Решением суда от 17.06.2015 иск в части взыскания убытков удовлетворен полностью за счет Министерства финансов Хабаровского края, в исковых требованиях в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство финансов Хабаровского края в апелляционной жалобе просит оспоренное решение в части удовлетворенных требований отменить, истцу в иске о взыскании убытков отказать по причине неправильно применения судом норм материального права, не соответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает, что вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания убытков с Министерства финансов Хабаровского края не основан на фактических обстоятельствах дела. Полагает, что затраты на перевозку граждан из пунктов временного размещения к месту питания и обратно являются расходами муниципального образования, которым заключены муниципальные контракты с ИП Решевским П.Н. по собственной инициативе.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы на ее удовлетворении настаивал.
Представители Комитета Правительства Хабаровского края по ГЗ в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы согласились, просили оспоренный в апелляционном порядке судебный акт от 17.06.2015 отменить.
Представители Администрации и МКУ "Центр проведения спасательных работ" в судебном заседании в отношении доводов апелляционной жалобы представили возражения, просили в ее удовлетворении отказать по изложенным в своих отзывах основаниям.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 03.09.2015 до 07.09.2015.
Согласно пункту 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель обжалует часть судебного акта (в части удовлетворенных требований о взыскании 2075200 рублей убытков), возражений против проверки только части судебного акта не поступило, в связи с чем, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой.
Из материалов дела следует, что согласно Распоряжению Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 N 569-рп на территории Хабаровского края был введен режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, ЕОА" в целях выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации постановлено Правительству РФ до 10 сентября 2013 года принять решение о выделении средств из федерального бюджета на проведение аварийно-спасательных работ, развертывание и содержание пунктов временного размещения и питания для эвакуированных граждан. Правительству РФ предписано определить источники финансирования, в том числе на проведение аварийно-спасательных работ, развертывание и содержание пунктов временного размещения и питания для эвакуированных граждан, в том числе за счет увеличения резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, и обеспечить оперативное доведение денежных средств до соответствующих получателей.
Для размещения пострадавших граждан в г. Хабаровске были созданы пункты временного проживания граждан, в том числе пункты временного размещения, расположенные по ул. Тихоокеанская, 130а, ул. Сурикова 4а, ул.Фурманова,7а, из которых до 01.10.2013 граждане должны быть размещены в пункты длительного пребывания либо в отремонтированное или вновь построенное жилье.
По результатам заседания краевого оперативного штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края, с участием Губернатора Хабаровского края, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принято решение, в том числе - Администрации города Хабаровска проработать и решить вопрос по размещению граждан, пострадавших в результате паводка и эвакуированных в пункты временного размещения, в более комфортные условия проживания, а также обеспечить должные условия для жизни граждан.
Места размещения пострадавших от паводка определялись Правительством Хабаровского края (в том числе КГБОУ СПО "Хабаровский технический колледж" по ул. Тихоокеанская, 130, КГБОУ СПО "Хабаровский промышленно-экономический техникум" по ул. Краснореченская, 143, КГБОУ СПО "Профессиональный лицей N 7" по ул. Сурикова, 4а). При этом Мэру города Хабаровска Правительственной телеграммой от 27.09.2013 дано указание обеспечить в срок до 01.10.2013 расселением пострадавших из пунктов временного размещения в пункты длительного пребывания.
Ввиду отсутствия в указанных пунктах временного размещения мест для принятия пищи, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности было принято решение обеспечить 3 раза в день доставку автобусами в столовую эвакуированного населения из пунктов временного размещения в столовые ООО "Вега" по ул. Тихоокеанская, 158а, столовую ИП Соломин - по ул. Краснореченская, 90, столовую ООО "Сокол" по ул. Суворова. 2.
Для исполнения вышеназванных поручений, а также в связи с поступлением в город гуманитарной помощи для пострадавших и необходимости принятия мер для ее размещения в складских помещениях пос. Хехцир путем направления сил и средств из города и обратно, МКУ "Центр проведения спасательных работ" и ИП Решовским Н.П. были заключены муниципальные контракты.
Муниципальный контракт N 103 от 03.10.2013, согласно которому ИП Решовский П.Н. (исполнитель) предоставляет МКУ "Центр проведения спасательных работ" (заказчик) автотранспортную технику с экипажем за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации.
Автобусы предоставляются для доставки 3-х раз в день (завтрак, обед, ужин) в столовую эвакуированных граждан из пунктов временного размещения и обратно.
Количество, время подачи и маршрут движения автотранспорта определяется заказчиком и указывается в заявке (пункт 1.2).
Согласно пунктам 1.3,1.4 контракта, начало оказания услуг - 03.10.2013, окончание - 31.10.2013.
В соответствии с пунктом 2.1, цена контракта составляет 556 800 рублей, включая налоги и сборы. Цена контракта включает возмещение расходов, понесенных исполнителем в связи с выделением автотранспорта. К смете на возмещение расходов прикладываются копии документов, подтверждающих расходы (путевые листы, счета-фактуры, калькуляция стоимости часа использования автотранспорта и т.п.), а также копии документов, подтверждающих вывоз техники и подписанный сторонами акт выполненных работ.
Расчет составляется согласно цене за час использования автотранспорта, которая составляет 800 рублей (пункт 2.2).
Согласно представленному расчету, в рамках муниципального контракта N 103 ИП Решовским Н.П. оказаны услуги на сумму 470 400 рублей.
Муниципальный контракт N 112 от 24.10.2013, согласно которому ИП Решовский П.Н. (исполнитель) предоставляет МКУ "Центр проведения спасательных работ" (заказчик) автотранспортную технику с экипажем за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации.
Количество, время подачи и маршрут движения автотранспорта определяется заказчиком и указывается в заявке (пункт 1.2).
Согласно пунктам 1.3,1.4 контракта, начало оказания услуг - 24.10.2013, окончание - 05.11.2013.
В соответствии с пунктом 2.1, цена контракта составляет 33600 рублей, включая налоги и сборы. Цена контракта включает возмещение расходов, понесенных исполнителем в связи с выделением автотранспорта. К смете на возмещение расходов прикладываются копии документов, подтверждающих расходы (путевые листы, счета-фактуры, калькуляция стоимости часа использования автотранспорта и т.п.), а также копии документов, подтверждающих вывоз техники и подписанный сторонами акт выполненных работ.
Расчет составляется согласно цене за час использования автотранспорта, которая составляет 800 рублей (пункт 2.2).
Согласно представленному расчету, в рамках муниципального контракта N 112 ИП Решовским Н.П. оказаны услуги на сумму 28800 рублей.
Муниципальный контракт N 123 от 12.12.2013, согласно которому ИП Решовский П.Н. (исполнитель) предоставляет МКУ "Центр проведения спасательных работ" (заказчик) автотранспортную технику с экипажем за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации.
Количество, время подачи и маршрут движения автотранспорта определяется заказчиком и указывается в заявке (пункт 1.2).
Согласно пунктам 1.3,1.4 контракта, начало оказания услуг - 01.11.2013, окончание - 05.09.2014.
В соответствии с пунктом 2.1, цена контракта составляет 2956800 рублей, включая налоги и сборы. Цена контракта включает возмещение расходов, понесенных исполнителем в связи с выделением автотранспорта. К смете на возмещение расходов прикладываются копии документов, подтверждающих расходы (путевые листы, счета-фактуры, калькуляция стоимости часа использования автотранспорта и т.п.), а также копии документов, подтверждающих вывоз техники и подписанный сторонами акт выполненных работ.
Расчет составляется согласно цене за час использования автотранспорта, которая составляет 800 рублей (пункт 2.2).
Согласно представленному расчету, в рамках муниципального контракта N 112 ИП Решовским Н.П. оказаны услуги на сумму 1576000 рублей.
Общая стоимость оказанных исполнителем услуг по вышеперечисленным муниципальным контрактам по перевозке граждан, находящихся в пунктах временного размещения и не имеющих своих точек питания, в столовые и обратно, а также по перевозке сил и средств доля освобождения складских помещений под гуманитарную помощь составила 2075200 рублей.
Неисполнение заказчиком обязательств по оплате указанной суммы, явилось основанием для обращения ИП Решовского Н.П. в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании возникшей задолженности и 28075, 69 рубля процентов, всего 2113600 рублей.
Платежным поручением N 110360 от 08.07.2014 УФК по Хабаровскому краю (финансовый департамент администрации города Хабаровска) МКУ "Центр проведения спасательных работ" перечислило ИП Решовскому Н.П. 1300000 рублей.
В рамках дела А73-4163/2014 определением суда от 15.07.2014 утверждено мировое соглашение, согласно которому МКУ "Центр проведения спасательных работ" признало наличие задолженности перед ИП Решовским Н.П. в размере 813600 рублей и обязалось оплатить ее в срок до 01.09.2014.
Согласно платежному поручению N 110751 от 12.12.2014 (перечисление ИП Решовскому Н.П. 813 600 рублей), мировое соглашение исполнено.
Истец считая, что понесенные в связи с оплатой услуг ИП Решовского Н.П. расходы являются для Администрации убытками, начислив на сумму убытков проценты, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 12 ГК РФ возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Таким образом, целью гражданско-правовой ответственности, которую несет лицо, причинившее вред, является восстановление имущественных прав потерпевшего, нарушенных ненадлежащим исполнением виновной стороной обязанностей.
Согласно пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В пункте 4 статьи 85 БК РФ установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.
Согласно статье 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансирование обеспечения мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера - расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования - расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 750, (действовавшими в период оказания услуг ИП Решовским Н.П.) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований (пункт 6).
При этом в пункте 9 названного постановления указано целевое использование бюджетных ассигнований.
Согласно статье 289 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств является направление их и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным уведомлением о бюджетных ассигнованиях или иным правовым основаниям их получения.
Пунктом 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 750 предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
В данном пункте Правил приведен исчерпывающий перечень мероприятий, для финансового обеспечения которых бюджетные ассигнования из резервного фонда могут выделяться в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам.
К таким мероприятиям относятся: проведение аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, промышленности, транспортной инфраструктуры, связи и сельского хозяйства; развертывание и содержание в течение не более одного месяца пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан; выплата единовременного пособия.
Следует учесть, что в пункте 9 Правил указано, что бюджетные ассигнования выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации лишь для частичного покрытия соответствующих расходов.
Данному положению не соответствует требование истца о полном возмещении ущерба, что приемлемо только для случаев взыскания вреда с его причинителя.
Из материалов дела следует, что из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделялись для ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийного бедствия на проведение аварийно - спасательных работ и неотложных аварийно - восстановительных работ 57, 7 млн рублей. Данная сумма была выделена на компенсационные выплаты населению, финансирование аварийно-спасательных работ, и т.д.
Из данных средств возмещены и расходы ИП Решовского Н.П., понесенные по эвакуации граждан из мест ЧС (л.д.75, 76, т.2).
В то же время, являющиеся предметом настоящего апелляционного производства убытки не относятся ни к одной из перечисленных групп мероприятий из названных в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 750, либо иных нормативных актах законодательства.
В соответствии с пунктом 13 Правил использование бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, не предусмотренных пунктом 9 Правил запрещается.
Истец при рассмотрении его требований не указал безусловные основания, которые позволяли бы понудить подателя апелляционной жалобы компенсировать расходы, добровольно понесенные Администрацией в счет исполнения обязательств муниципального образования.
По условиям заключенных муниципальных контрактов N 103, N 112, N 123 заказчик обязался оплатить оказанные исполнителем услуги в полном объеме и в сроки, исключительно за свой счет.
Обязанность муниципального образования нести расходы по размещению населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, предусмотрена подпунктом 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом, согласно статье 7 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание таких мероприятий определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
То есть, к полномочиям органа местного самоуправления отнесено, в том числе, определение мест (пунктов) сбора населения, оставшегося без крова после ЧС, обеспечение населения питанием и т.д.
Поэтому затраченные на ликвидацию последствий ЧС средства, связанные (по решению органа муниципального образования) с перевозкой граждан к месту приема пищи и обратно, относятся к расходным обязательствам муниципального образования.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска за счет Министерства финансов Хабаровского края. В связи с этим доказательства размера ущерба не имеют существенного значения.
Следовательно, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда от 17.06.2015 в оспоренной части отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 17.06.2015 по делу N А73-3564/2015 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении иска Муниципального образования Городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации г. Хабаровска о взыскании с Министерства финансов Хабаровского края 2075200 рублей убытков отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3564/2015
Истец: Администрация города Хабаровска
Ответчик: Министерство финансов Хабаровского края
Третье лицо: Комитет Правительства края по гражданской защите, Министерство Финансов Российской Федерации, МКУ "Центр проведения спасательных работ и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях", Муниципальное казенное предприятие "Центр проведения спасательных работ и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях"