г. Хабаровск |
|
24 декабря 2015 г. |
Дело N А51-7375/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Л.К. Кургузовой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от заявителя - Администрации города Владивостока: Морошкин А.Н., представитель по доверенности от 02.10.2015 N 1-3/3425;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: Самсонова В.М., представитель по доверенности от 30.01.2015 N 650/02;
от третьих лиц - представители не явились;
рассмотрев в проведенном судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Владивостока на решение от 08.07.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по делу N А51-7375/2014 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.Е. Мангер, в суде апелляционной инстанции судьи Т.А. Солохина, Л.А. Бессчасная, Г.М. Грачёв
по заявлению Администрации города Владивостока
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Вымпел", закрытое акционерное общество "Компания строительных подрядов"
о признании недействительным решения
Администрация города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690950, Приморский край, г.Владивосток, Океанский проспект, 20; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН 1022502277170, ИНН 2540017193, место нахождения: Приморский край, г.Владивосток, ул.1-я Морская, 2; далее - УФАС по Приморскому краю, антимонопольный орган) от 06.12.2013 по делу N 92/08-2013.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 06.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Вымпел" (далее - ООО "Вымпел"), закрытое акционерное общество "Компания строительных подрядов" (далее - ЗАО "Компания строительных подрядов").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.07.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного от 01.10.2014, администрации в удовлетворении заявления отказано, поскольку указанное решение антимонопольного органа признано законным и обоснованным.
Администрация, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 08.07.2014, постановление апелляционной инстанции от 01.10.2014 отменить и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя кассационной жалобы, положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) к спорным правоотношениям не применяются, поскольку в данном случае рассматривается технический документ, не порождающий прав и обязанностей в отношении земельного участка. Указывает, что недопустимо рассматривать действия органа местного самоуправления как направленные на предоставление преимущества юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю по формированию земельного участка.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отсутствует обязанность органа местного самоуправления по изготовлению схемы расположения земельного участка, орган местного самоуправления не относится к кругу лиц, имеющих лицензию на выполнение данных работ. Формирование спорного земельного участка осуществлено распоряжением Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) от 13.04.2012 с целью провести аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Администрация считает недоказанным факт наступления либо возможность наступления негативных последствий для конкуренции на определенном товарном рынке.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган выражает несогласие с приведенными в ней доводами, считает решение и постановление апелляционного суда принятыми с правильным применением норм материального права и предлагает их оставить без изменения.
В судебном заседании представитель администрации доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнении к ней, поддержал в полном объеме. Представитель управления, ссылаясь на их несостоятельность, просил судебные акты оставить без изменения по основаниям, указанным в отзыве и дополнительных пояснениях к нему.
ООО "Вымпел", ЗАО "Компания строительных подрядов", извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили. Отзывы на кассационную жалобу не представили.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей администрации и управления, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, исходя из следующего
При рассмотрении данного дела судами обеих инстанций установлено, что 16.04.2012 ЗАО "Компания строительных подрядов" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 3 500 кв.м, расположенного по адресу: в районе дома 34 ул. 2-я Поселковая г.Владивостока.
18.05.2012 в предоставлении земельного участка департаментом отказано по причине наличия на земельном участке территорий общего пользования, что впоследствии признано незаконным решением Арбитражного суда Приморского края от 24.08.2012 по делу N А51-11312/2012.
Департаментом 26.02.2013 направлено в администрацию обращение об утверждении схемы расположения земельного участка.
Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока 21.03.2013 отказало в утверждении схемы расположения земельного участка по причине отсутствия в пакете документов схемы расположения земельного участка. Данный отказ оспорен ЗАО "Компания строительных подрядов" в судебном порядке и решением Арбитражного суда Приморского края от 18.06.2013 по делу N А51-10968/2013 признан незаконным.
Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока 09.07.2013 повторно отказало ЗАО "Компания строительных подрядов" в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку последним издано распоряжение от 04.06.2013 N 1001 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г.Владивосток, в районе ул.2-я Поселковая, 34, Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома; цель предоставления: для строительства многоквартирных жилых домов" (далее - распоряжение от 04.06.2013 N 1001) и испрашиваемый администрацией земельный участок попадает в границы сформированного земельного участка.
ООО "Вымпел" 29.05.2013 обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта и выбором земельного участка, расположенного в районе по адресу: г.Владивосток, ул. 2-я Поселковая, 34, ориентировочной площадью 3700 кв.м.
06.06.2013 Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края направил в администрацию г.Владивостока обращение об обеспечении выбора земельного участка в интересах ООО "Вымпел".
Администрацией 17.07.2013 в утверждении схемы и обеспечении выбора земельного участка отказано также по причине того, что испрашиваемый земельный участок попадает в границы земельного участка, в отношении которого издано распоряжение от 04.06.2013 N 1001.
По заявлению Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края 03.07.2013 земельный участок поставлен на кадастровый учет.
По информации на официальном сайте torgi.gov.ru 25.07.2013 Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края издано распоряжение N 1535-р "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в ведении Приморского края, для комплексного освоения в целях жилищного строительства".
01.08.2013 на сайте torgi.gov.ru размещена информация о проведении указанного аукциона.
04.09.2013 состоялся аукцион по продаже права аренды, в котором победителем признано ООО "Эко плюс".
16.09.2013 между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (арендодатель) и ООО "Эко плюс" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 9, по которому арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:03004:4422, площадью 14 890 кв.м.
Впоследствии ЗАО "Компания строительных подрядов" и ООО "Вымпел" обратились в УФАС по Приморскому краю с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края и Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока.
По результатам рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа признан факт нарушения администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии решения, оформленного письмом от 21.03.2013 N 6866/20у, об отказе в утверждении и выдаче ЗАО "Компания строительных подрядов" схемы расположения земельного участка в районе ул. 2-я Поселковая, 34 в г.Владивостоке на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в связи с непредставлением документов, не предусмотренных статьей 34 ЗК РФ, которое привело (или могло привести) к необоснованному препятствованию осуществлению хозяйствующим субъектом деятельности на товарном рынке по оказанию услуги автостоянки г.Владивостока. Результаты рассмотрения жалобы общества оформлены решением от 03.12.2013.
Ссылаясь на несоответствие решения антимонопольного органа части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, указывая на нарушение прав и законных интересов администрации, последняя обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражные суды обеих инстанций пришли к выводу о нарушении администрацией антимонопольного законодательства, поскольку действия администрации по отказу ЗАО "Компания строительных подрядов" в утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка от 21.03.2013 противоречат требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Однако судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Однако если соответствующим органом указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), данный орган не может быть признан нарушившим установленные статьей 15 Закона о защите конкуренции запреты.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Компания строительных подрядов" испрашивало земельный участок по правилам статьи 34 ЗК РФ для целей не связанных со строительством.
Назначение земельного участка изменено распоряжением от 04.06.2013 N 1001, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
На момент обращения ЗАО "Компания строительных подрядов" и ООО "Вымпел" в антимонопольный орган проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Антимонопольным органом не представлено доказательств, что нарушены права вышеуказанных обществ на товарном рынке по организации автостоянки на испрашиваемом земельном участке, поскольку он изменил свое назначение в соответствии с положениями статьи 30.1 ЗК РФ. Таким образом, УФАС по Приморскому краю не доказан факт создания администрацией преимуществ по предоставлению спорного земельного участка на определенном товарном рынке.
В связи с чем, суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанции о нарушении администрацией положений Закона о защите конкуренции не соответствующими фактическим обстоятельств дела и представленным доказательствам.
На основании изложенного суд кассационной инстанции, проверив законность принятых по делу судебных актов исходя из полномочий, установленных пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает решение суда от 08.07.2014 и постановление суда апелляционной инстанции от 01.10.2014 подлежащими отмене, а доводы администрации удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.07.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по делу N А51-7375/2014 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 06.12.2013 N 92/08-2013 как не соответствующее Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.