г. Хабаровск |
|
23 декабря 2015 г. |
Дело N А59-5917/2014 |
Резолютивная часть постановления от 16 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Брагиной Т.Г.
Судей: Луговой И.М., Мильчиной И.А.
при участии:
от заявителя: ОАО "Сахалинское морское пароходство" - не явился;
от отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора - не явился;
от третьего лица: УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора - не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сахалинское морское пароходство" на решение от 28.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 по делу N А59-5917/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.Н.Джавашвили, в апелляционном суде судьи: Анисимова Н.Н., Гуцалюк С.В., Номоконова Е.Н.
по заявлению открытого акционерного общества "Сахалинское морское пароходство"
к отделу по надзору за обеспечением транспортной безопасности управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
третье лицо: управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительными пунктов 7-9, 15 предписания от 11.09.2014 N ТБ-ВТ-11/09/2014/936/1 и предписания от 07.11.2014 N ТБ-ВТ-07/11/2014/1118-В
Открытое акционерное общество "Сахалинское морское пароходство" (ОГРН 1026501017828, место нахождения: 694620, Сахалинская область, г.Холмск, ул.Победы, 18, корп. А, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными пунктов 7-9, 15 предписания от 11.09.2014 N ТБ-ВТ-11/09/2014/936/1 и предписания от 07.11.2014 N ТБ-ВТ-07/11/2014/1118-В отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (место нахождения: 693006, г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, 45, оф. 122, далее - отдел по надзору за обеспечением транспортной безопасности).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1092721005717, место нахождения: 680000, г.Хабаровск, ул.П.Комарова, 6, далее - управление, управление Ространснадзора).
Решением суда от 28.04.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Сахалинское морское пароходство" в кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, указывает на несогласие с принятыми судебными актами в связи с несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судами норм материального права, предлагает их отменить в части отказа в признании недействительными пункта 15 предписания от 11.09.2014 N ТБ-ВТ-11/09/2014/936/1 и предписания от 07.11.2014 N ТБ-ВТ-07/11/2014/1118-В.
Отдел по надзору за обеспечением транспортной безопасности и управление Ространснадзора отзывы на жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, как и общество, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения начальника управления Ространснадзора от 11.08.2014 N 936-р в отношении общества проведена плановая выездная проверка с целью проведения мероприятий по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 11.09.2014 N ТБ-ВТ-11/09/2014/936, по результатам рассмотрения которого обществу выданы предписания от 11.09.2014 N N ТБ-ВТ-11/09/2014/936/1 и ТБ-ВТ- 11/09/2014/936/2.
Согласно пунктам 7 - 9 и 15 предписания N ТБ-ВТ-11/09/2014/936/1, обществу предписано в срок до 01.02.2015 организовать пропускной и внутриобъектовый режим на ОТИ ОАО "Сахалинское морское пароходство" в соответствии с внутренними организационно - распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности (пункт 7); обеспечить воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ вне установленных КПП (постов) (пункт 8); установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в соответствии с пунктами 5.31.1 - 5.31.23 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 41 (пункт 9); осуществлять передачу сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств при осуществлении перевозок пассажиров (пункт 15).
На основании распоряжения от 02.10.2014 N 1118-р управления Ространснадзора в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданных предписаний, в ходе которой выявлено невыполнение пункта 15 предписания от 11.09.2014 N ТБ-ВТ-11/09/2014/936/1, что нашло отражение в акте проверки от 07.11.2014 N ТБ-ВТ-07/11/2014/1118-В. Указанным предписанием обществу предписано устранить нарушения и в срок до 01.02.2015 представить в управление подтверждающие документы.
Несогласие общества с требованиями органа контроля послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовались следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) установлено, что федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасения, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Согласно подпункту "п" пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 409, государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств, и проверяет их исполнение.
Отношения, связанные с транспортной безопасностью регулируются Федеральным законом N 16-ФЗ и другими нормативными актами, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 статьи 4 названного Федерального закона предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 16-ФЗ приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 41 разработаны и утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - Требования), определяющие систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (пункты 1 и 2 Требований).
Статьей 11 Федерального закона N 16-ФЗ предусмотрена обязанность, в том числе субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков по передаче в автоматизированные централизованные базы, являющиеся частью единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности и формируемые при осуществлении видов перевозок, указанных в пункте 3 части 1 статьи 11 данного Закона, персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже транспортных средств).
Судами установлено и материалами дела подтверждается факт несоблюдения обществом пунктов 5.28, 5.29, 5.31 поименованных выше Требований, обязательных для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры, а именно: им не организован пропускной и внутриобъектовый режим на ОТИ ОАО "Сахалинское морское пароходство" в соответствии с внутренними организационно - распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры; не обеспечено воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ вне установленных КПП (постов); не установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков; в нарушение статьи 11 Федерального закона N 16-ФЗ общество, осуществляя регулярные перевозки пассажиров по маршруту порт Холмск - порт Ванино, не производило передачу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, что выявлено в ходе плановой выездной проверки, и передавало сведения о пассажирах не в полном объёме, а также не передавало сведения о персонале (экипаже) транспортных средств, что выявлено в ходе внеплановой документарной проверки.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся доказательства, суды обеих судебных инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые предписания вынесены отделом по надзору за обеспечением транспортной безопасности управления Ространснадзора в пределах предоставленных полномочий, соответствуют действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя жалобы о незаконности оспариваемых ненормативных актов со ссылкой на то, что передачу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах при осуществлении перевозок внутренним водным транспортом от имени общества обеспечивает ООО "Дальсервис" на основании агентского договора по согласованию с ФГУП "ЗащитаИнфоТранс", а также, что порядок передачи сведений о персонале (экипаже) транспортных средств урегулирован только с 01.03.2015, заявлены повторно. Эти доводы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. Первый - как не подтвержденный документально, второй - как не свидетельствующий о несоответствии предписаний в указанной части Федеральному закону N 16-ФЗ (в редакции от 03.02.2014, действовавшей на момент вынесения оспариваемых предписаний), предусматривающему передачу в автоматизированные централизованные базы данных, в том числе о персонале (экипаже) транспортных средств, включая как общую информацию, так и дополнительную, содержащуюся, соответственно, в части 5 и части 5.3 статьи 11 названного Закона, непредставление которой вменено обществу.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке установленных обеими судебными инстанциями обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 по делу N А59-5917/2014 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Г.Брагина |
Судьи |
И.М.Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.