г. Хабаровск |
|
02 февраля 2016 г. |
А51-32648/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А.Тарасова
Судей: С.И.Гребенщикова, Г.А.Камалиевой
при участии:
от истца: Кумаев А.В. - представитель по доверенности от 10.09.2015 N 656;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Торговый порт Посьет"
на решение от 20.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015
по делу N А51-32648/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Н.А.Галочкина; в суде апелляционной инстанции - судьи Л.Ю. Ротко, К.П. Засорин, И.С.Чижиков
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Торговый порт Посьет"
о взыскании 2 472 863 руб. 81 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, место нахождения: 107174, г.Москва, ул.Новая Басманная, 2; далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Торговый порт Посьет" (ОГРН 1022501193527, ИНН 2531002070, место нахождения: 692705, Приморский край, Хасанский район, поселок городского типа Посьет, ул. Портовая, 41; далее - ОАО "Торговый порт Посьет") 2 472 863 рублей 81 копейки платы за пользование вагонами.
Решением суда от 20.08.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе ответчика, считающего их необоснованными и подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Заявителем оспаривается вывод суда о вине ответчика в задержке спорных вагонов, поступивших в его адрес, на путях общего пользования в связи с невыполнением технологических норм выгрузки грузов. Он считает, что задержка вагонов произошла по другим причинам, вина в которой лежит на истце.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" не согласилось с ее доводами, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу в полном объеме.
ОАО "Торговый порт Посьет", извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судами из материалов дела, 30.04.2013 между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "Торговый порт Посьет" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 231, согласно условий которого осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного нуги необщего пользования, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользовании N 5 станции Посьет на 13 километре пикет N 1, локомотивом Владельца с протоколом разногласий, протоколом согласования разногласий.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению.
Уведомление о предстоящей подаче вагонов приемосдатчик Перевозчика передает не менее чем за 2 часа до объявленной подачи уполномоченному представителю Владельца в виде копии натурного листа поезда. Передачу уведомления приемосдатчик Перевозчика регистрирует в книге уведомлений о времени подачи вагонов под пoгрузку или выгрузку формы ГУ-2 (ГУ-2 ВЦ) (пункт 5 договора).
В ноябре 2013 года со станции Кийзак Западно-Сибирской железной дороги в адрес грузополучателя ОАО "Торговый порт Посьет" до станции назначения Посьет ДВОСТ ж.д. перевозчиком приняты к перевозке 7 вагонов с грузом "Уголь каменный" по железнодорожным накладным (расчет прилагается).
На промежуточных станциях Губерово и Барановский Дальневосточной железной дороги в период с 20.11.2013 по 10.02.2014 спорные вагоны простаивали из-за неприема станцией назначения Посьет по причинам, зависящим от грузополучателя.
Основанием для задержки поезда со спорными вагонами послужили приказы N 1311 от 20.11.2013, N 51 от 03.01.2014, о чем ответчику были даны уведомления N 283 от 20.11.2013 г., N 3 от 03.01.2014.
Основанием для поднятия поезда послужили приказы N 18 от 02.01.2014, N 860 от 10.02.2014, о чем ответчику были даны уведомления N 284 от 02.01.2014, N 4 от 10.02.2014.
Перевозчик на основании распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки.
Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Станция назначения Посьет ДВост ж.д. извещена о задержке и отправлении поезда телеграммами.
На станциях Губерово и Барановский Дальневосточной железной дороги по факту задержки и отправления спорных вагонов составлены акты общей формы.
Занятость железнодорожных выставочных путей станции Посьет подтверждается перечнем памяток приемосдатчика за весь спорный период.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 договора N 231 от 30.04.2013, в редакции протокола согласования разногласий, Владелец уплачивает Перевозчику плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за задержку вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от Владельца, в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 тарифного руководства N 2, с учетом коэффициента индексации тарифа, при условии, что задержка привела к нарушению сроков доставки грузов.
Накопительные ведомости и акты общей формы предъявлены на подпись представителям ответчика, уполномоченным на то руководством в соответствии с выданными доверенностями, однако от подписания указанных документов представители грузополучателя отказались.
Руководствуясь Тарифным руководством N 2, утвержденным постановлением ФЭК России за N 35/12 от 19.06.2002, статьей 39 УЖТ РФ, ОАО "РЖД" начислило ответчику плату за пользование вагонами, задержанными на промежуточной станции на сумму 2 472 863 рублей 81 копейки, и предъявило ответчику накопительные ведомости N 199103, N 199104, неоплата которых явилась основанием для обращения с настоящим иском.
Рассматривая его, суды обеих инстанций исходили из следующего.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Подпунктом 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 предусмотрено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
По оценке суда, представленные истцом акты общей формы составлены в соответствии с пунктами 3.1, 3.4 Правил составления актов и являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов. В данных актах указаны номера вагонов, прибывшие в адрес ответчика, наименования груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки. В актах имеется запись о том, что представитель грузополучателя от их подписания отказался. Факт отказа удостоверен подписями двух представителей ОАО "РЖД". Указанными документами подтверждается, что спорные вагоны задержаны на станциях Губерово и Барановский в связи с неприемом их станцией Посьет, из-за занятости фронта выгрузки. Занятость путей станции Посьет по вине грузополучателя подтверждается материалами дела.
Отсутствие вины ОАО "РЖД", по признанию суда, подтверждается обращениями, извещениями о задержке вагонов в пути следования за спорный период от начальника станции Посьет Н.Н. Марьина, распоряжениями о задержке вагонов, контейнеров в пути следования, распоряжениями об отправлении задержанных вагонов, контейнеров в пути следования, натурными листами, извещениями об отправлении вагонов, задержанных в пути следования, актами общей формы, оформленными ОАО "РЖД" в соответствии с Правилами.
Пунктом 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N35/12 (ред. от 10.06.2009) предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов.
Исследовав и оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности истцом вины ответчика в задержке вагонов на промежуточных станциях.
При таких обстоятельствах, арбитражными судами правомерно удовлетворено требование о взыскании с ответчика платы за пользование вагонами в размере 2 472 863 рублей 81 копейки.
Доводы ОАО "Торговый порт Посьет" об отсутствии его вины в задержке спорных вагонов со ссылкой на проведенный им анализ занятости путей порта и иные документы судом апелляционной инстанции были рассмотрены и правильно отклонены как сделанные без учета всех надлежащих доказательств по делу и перечисленных норм материального права.
Переоценка вывода судов относительно доказательств по делу не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, поэтому отмене, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 по делу N А51-32648/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.