г. Хабаровск |
|
16 февраля 2016 г. |
Дело N А51-10771/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: В.А. Гребенщиковой, О.В. Цирулик
при участии:
от заявителя: Белаш А.В., представитель по доверенности от 01.11.2015 б/н
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сити-Лэнд" на решение от 12.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015 по делу N А51-10771/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.В. Саломай, в суде апелляционной инстанции судьи: Н.Н.Анисимова, А.В.Гончарова, О.Ю. Еремеева
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сити-Лэнд"
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
об оспаривании решения
Общество с ограниченной ответственностью "Сити - Лэнд" (ИНН 2540142003, ОГРН 1082540002874; далее - ООО "Сити-Лэнд", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724; далее - департамент), оформленного письмом от 31.03.2015 N 20/03/02-12/10647, об отказе в предварительном согласовании места размещения авторемонтного предприятия на земельном участке площадью 5 336 кв. м, расположенном в районе ул. Фадеева, 81 в г. Владивостоке, и об обязании департамента в месячный срок с момента вынесения решения суда принять решение о согласовании места размещения авторемонтного предприятия на испрашиваемом земельном участке.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Сити-Лэнд" в кассационной жалобе просит судебные акты отменить. Считает, что факт наложения испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010044:739 не препятствует предварительному согласованию обществу места размещения объекта на указанном земельном участке, поскольку сведения о нем внесены на основании определения Арбитражного суда Приморского края о принятии обеспечительных мер по делу N А51-15905/2014, которое утратило силу в связи с принятием судебных актов об отказе в удовлетворении заявленных требований. Кроме этого, заявитель полагает, что в силу действующих в спорный период норм земельного права заявитель имел право на получение земельного участка без торгов и, как следствие, без несения расходов на их проведение.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в порядке статьи 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал, дал по ним пояснения.
Департамент, извещенный в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании кассационной инстанции не принимал.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 29.12.2014 общество обратилось в департамент с просьбой предоставить земельный участок на 5 лет площадью 5 577 кв. м в районе ул. Фадеева, 81 в г. Владивостоке для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - авторемонтное предприятие.
27.02.2015 обществу оформлен акт N 249 о выборе земельного участка для строительства, в соответствии с которым для строительства авторемонтного предприятия был выбран земельный участок площадью 5 336 кв. м в районе ул. Фадеева, 81 в г. Владивостоке.
27.02.2015 управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - УГА, управление) было издано распоряжение N 620 "О выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Фадеева, 81, ООО "Сити - Лэнд", вид разрешенного использования: станции технического обслуживания автомобилей, авторемонтные предприятия; цель предоставления: для строительства авторемонтного предприятия".
28.02.2015 общество направило в департамент заявление о предварительном согласовании места размещения авторемонтного предприятия, утверждающее акт N 249 от 27.02.2015 о выборе земельного участка.
Письмом от 31.03.2015 N 20/03/02-12/10647 департамент уведомил общество об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта на том основании, что с 01.03.2015 он не уполномочен на принятие решений о предварительном согласовании места размещения объектов на испрашиваемых земельных участках и что земельный участок, формируемый для целей строительства, накладывается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010044:739.
Расценив письмо департамента 31.03.2015 N 20/03/02-12/10647 незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО "Сити-Лэнд" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статей 29, 30 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения общества за предоставлением участка) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В последнем случае согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ процедура предоставления земельного участка состоит из следующих этапов: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что выбор испрашиваемого земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
После этого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Общий порядок образования земельных участков предусмотрен статьей 11.2 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 данной статьи земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ представленным в материалы дела доказательствам, в том числе схеме размещения формируемого участка на плане территории, карте градостроительного зонирования на территории г.Владивостока, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что испрашиваемый обществом земельный участок накладывается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010044:739, что препятствует формированию иного земельного участка для целей строительства и дальнейшей постановке его на кадастровый учет.
Довод заявителя о том, что наложение испрашиваемого земельного участка на границы земельного участка с кадастровым номером не препятствует предварительному согласованию места размещения объекта, поскольку сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости на основании определения суда о принятии обеспечительных мер и носит временный характер, являлся предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку на момент обращения ООО "Сити-Лэнд" с соответствующим заявлением в департамент земельный участок 25:28:010044:739 уже был сформирован и поставлен на кадастровый учет; доказательств того, что сведения о границах сформированного земельного участка исключены из ГКН, материалы дела не содержат.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) с 01.03.2015 ранее действовавшие статьи 28-34 Земельного кодекса РФ утратили силу.
В соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса РФ, вступившей в силу с 01.03.2015, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в аренду, в том числе для целей строительства, на торгах, проводимых в форме аукционов.
Согласно переходным положениям, закрепленным в статье 34 Закона N 171-ФЗ, земельный участок, находящийся в публичной собственности, предоставляется в аренду без проведения торгов, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Установив, что в рассматриваемом случае выбор земельного участка не осуществлялся, решение о предварительном согласовании места размещения объекта до 01.03.2015 принято не было, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления обществу земельного участка по ранее действовавшей процедуре.
Ссылка в кассационной жалобе на существенное ухудшение положения заявителя в результате бездействия администрации несостоятельна, поскольку решение по заявлению общества о предоставлении земельного участка принято уполномоченным органом в установленные законом сроки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловными основаниями к отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные акты подлежат оставлению без изменений.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015 по делу N А51-10771/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.