г. Хабаровск |
|
23 марта 2016 г. |
Дело N А73-11922/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Брагиной Т.Г.
Судей: Меркуловой Н.В., Мильчиной И.А.
при участии:
от заявителя: ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ - Ли В.А., представитель по доверенности от 19.02.2016 N 184;
от министерства культуры Хабаровского края - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение от 28.10.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2016 по делу N А73-11922/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Леонов Д.В., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Пескова Т.Д., Харьковская Е.Г.
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к министерству культуры Хабаровского края
о признании недействительным предписания от 06.08.2015 N 19
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, место нахождения: 680038, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Ханкайская, 27, далее - учреждение, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к министерству культуры Хабаровского края (ОГРН 1032700302095, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Фрунзе, 61, далее - министерство) о признании недействительным предписания от 06.08.2015 N 19.
Решением суда от 28.10.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2016, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
Министерство культуры Хабаровского края отзыв на жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, выслушав мнение представителя учреждения, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия, Федеральный закон N 73-ФЗ).
Как следует из преамбулы к названному Федеральному закону, он направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 11 Закона об объектах культурного наследия контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия является одним из направлений деятельности уполномоченных органов в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 4 названной статьи Закона к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в части организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 7 статьи 11 Закона об объектах культурного наследия, мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.10.2008 N 245-пр полномочиями по реализации государственной политики направленной на сохранение исторического и культурного наследия наделено Министерство культуры Хабаровского края.
Судебными инстанциями установлено, что в соответствии с предписанием министерства культуры Хабаровского края от 06.08.2015 N 19, выданным по результатам проверки, проведённой на основании задания на проведение систематического наблюдения состояния объекта культурного наследия и приказа и.о. министра культуры Хабаровского края от 08.07.2015 N 295/01-15, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ надлежит получить в министерстве задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и провести противоаварийные мероприятия, направленные на предотвращение разрушения фасада объекта культурного наследия, установить защитный контур и согласовать с министерством график проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в сроки, установленные предписанием.
Учреждение, полагая, что предписание выдано ему неправомерно, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Из материалов дела следует, что здание "Штаб пограничных войск Управления комитета государственной безопасности", расположенное в г.Хабаровске по ул.Ленина, 30 / Волочаевская, 114, постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 11.02.1998 N 46 отнесено к памятникам истории и культуры краевого значения, то есть является объектом культурного наследия регионального значения, которому Федеральным законом N 73-ФЗ гарантируется сохранность.
На основании приказа Министра обороны РФ от 24.09.2010 N 1277 данный объект был закреплен на праве оперативного управления за ФГУ "Восточная КЭЧ района" Министерства обороны РФ.
В соответствии с Уставом ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России создано путем присоединения к нему федеральных казенных учреждений, в том числе и ФГУ "Восточная КЭЧ района" МО РФ.
Согласно передаточному акту и приложению к нему, утвержденному Министром обороны РФ, ФГУ "Восточная КЭЧ района" передало, а ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России приняло имущество, в том числе здание "Штаб пограничных войск Управления комитета государственной безопасности", документацию, а также все права и обязанности ФГУ "Восточная КЭЧ района" МО РФ.
Арбитражный суд, исходя из факта использования объекта культурного наследия пришёл к выводу о законности требований уполномоченного органа о проведении мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, в связи с чем в удовлетворении требований отказал.
Указанный вывод суда основан на законе, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно статье 33 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1).
При этом под сохранением объекта культурного наследия пункт 1 статьи 40 Федерального закона N 73-ФЗ понимает направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен статьёй 45 указанного выше Федерального закона, которая предусматривает, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном данной статьёй, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ (пункт 1).
Довод жалобы об отсутствии за учреждением регистрации вещного права на здание "Штаб пограничных войск Управления комитета государственной безопасности", расположенное в г.Хабаровске по ул.Ленина, 30 / Волочаевская, 114, не освобождает пользователя объектом культурного наследия от обязанности по его сохранению и не свидетельствует об ошибочности вывода судов.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не опровергают сделанные судами выводы и, по существу, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.10.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2016 по делу N А73-11922/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Г.Брагина |
Судьи |
Н.В.Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.