г. Хабаровск |
|
12 апреля 2016 г. |
А73-9975/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Новиковой С.Н.
при участии:
от истца: Сироткин А.Ф., представитель по доверенности от 19.02.2016 N 194;
от ответчика: Безлепкина С.В., представитель по доверенности от 26.11.2015 N 1.1.27-831;
от третьего лица: Безлепкина С.В., представитель по доверенности от 11.01.2016 N 02-12/2;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г.Хабаровска
на решение от 28.09.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда 28.12.2015
по делу N А73-9975/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Пичинина И.Е., в апелляционном суде судьи: Гричановская Е.В., Дроздова В.Г., Иноземцев И.В.
По иску Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к администрации г.Хабаровска
третье лицо: Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска
об обязании внести объекты недвижимости в реестр муниципального имущества
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, место нахождения: 680038, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Ханкайская, 27; далее -учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному образованию городской округ "Город Хабаровск" в лице администрации г.Хабаровска (ОГРН 1032700305978, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Карла Маркса, 66; далее - администрация) о внесении в реестр муниципального имущества городского округа "Город Хабаровск" и принятию к бюджетному учету следующих объектов недвижимого имущества, находящегося в г.Хабаровске, а именно:
- здание детского сада, ул.Служебная, 9 лит. А6, инв. N 08:401:002:000002220:0006, площадью 497 кв.м;
- здание детского сада-ясли, ул.Вилюйская, 2 лит.А1, инв. N 08:401:002:000003000:0001, площадью 3 599 кв.м;
- здание детского сада, склада, пер. Стадионный, 3, корп. А, лит. А1, лит. А2, инв.N 08:401:002:000003010:0001, площадью 544,2 кв.м; инв. N 08:401:002:000003010:0002, площадью 30,1 кв.м соответственно.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска (место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Карла Маркса, 66; далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.09.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе администрация просит указанные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о прекращении права собственности Российской Федерации и права оперативного управления учреждения на поименованное в иске имущество в силу части 8 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), ввиду чего полагает неверным избрание истцом способа защиты нарушенного права. Также заявитель жалобы ссылается на отсутствие в приказе заместителя Министра обороны Российской Федерации от 11.03.2013 N 91 сведений, позволяющих идентифицировать подлежащие передаче объекты недвижимости, что препятствует включению их в реестр муниципального имущества.
Рассмотрение настоящего дела откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 10.03.2016 до 05.04.2016 до 10 часов 50 минут.
В процессе рассмотрения дела судом кассационной инстанции в составе суда произведена замена в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после чего судебное разбирательство произведено с самого начала.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме, а представитель истца их отклонил, считая обжалуемые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Представитель третьего лица выразил согласие с приведенными в кассационной жалобе доводами.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 11.03.2013 N 91 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования города Хабаровска" из федеральной собственности в собственность муниципального образования г.Хабаровска переданы, в том числе поименованные в иске объекты недвижимого имущества.
По состоянию на 30.06.2015 в отношении части объектов недвижимости, вошедших в перечень передаваемых муниципальному образованию, согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности муниципального образования.
Вместе с тем передаточный акт, направленный 15.03.2013 в адрес ответчика, не подписан муниципальным образованием, спорные объекты в муниципальную собственность не приняты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Порядок прекращения права федеральной собственности на военное недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 2 Закона N 423-ФЗ в случае, если отпала необходимость в указанном в пункте 4 части 2 статьи 3 настоящего Закона военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов.
В силу части 1 статьи 3 названного Закона решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом определено Министерство обороны Российской Федерации.
Решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в силу части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и основанием для отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано (часть 12 статьи 3 Закона N 423-ФЗ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, в том числе кадастровые паспорта, суды обеих инстанций установили, что спорное имущество представляет из себя отдельные конструктивно обособленные объекты недвижимости, предназначенные для организации дошкольного образования, которые в силу указанных выше законоположений подлежат учету в реестре муниципальной собственности. При этом суды обоснованно учли то обстоятельство, что без принятия объектов к бюджетному учету невозможно их финансирование за счет средств местного бюджета, что создает потенциальную угрозу для их поддержания в работоспособном состоянии, выхода из строя систем водоснабжения, водоотведения, разрушения зданий.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 и пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района, городского округа отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, городского округа. Аналогичные положения содержатся и в пункте 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов также относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В этой связи арбитражные суды, принимая во внимание положения Закона N 131-ФЗ, приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424, а также местных нормативно-правовых актов, пришли к обоснованному выводу о том, что исключение сведений об объектах из государственного реестра федерального имущества и не отражение при этом в реестре муниципального имущества создает ситуацию неопределенности судьбы спорных объектов в имущественном обороте, на недопущение которой по существу направлены требования истца, являющегося балансодержателем объектов военного недвижимого имущества до издания приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 11.03.2013 N 91.
Доводы кассационной жалобы о невозможности идентифицировать спорные объекты, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом исследования в апелляционном суде и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом постановлении как несостоятельные, в том числе со ссылкой на вступивший в законную силу судебный акт по иному арбитражному делу N А73-9573/2013.
Ссылка заявителя в жалобе на избрание истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права не влияет на правильность выводов судов и принятых в рамках настоящего дела судебных актов, а потому также отклоняется судебной коллегией.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений арбитражными судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену оспариваемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией также не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.09.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу N А73-9975/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемых по делу судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.01.2016 N 0000343, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.