г. Хабаровск |
|
01 июня 2016 г. |
А73-11924/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Е.П. Филимоновой, И.В. Ширяева
при участии:
от федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточное производственное объединение "Восход" - Бутова М.П., представитель по доверенности от 18.03.2016 N 24;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю - Халилова К.П., представитель по доверенности от 09.11.2015 N 23; Селютина И.А., представитель по доверенности от 29.12.2015 N 5;
от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - Селютина И.А., представитель по доверенности от 31.12.2015 N 05-18/5;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю
на решение от 25.11.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016
по делу N А73-11924/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.Н. Никитина;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Г. Харьковская, Т.Д. Пескова, Е.И, Сапрыкина
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточное производственное объединение "Восход" (ОГРН 1022700649586, ИНН 2706000359, место нахождения: 682610, Хабаровский край, р-н Амурский, рп. Эльбан, ул. Заводская, 1)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю (ОГРН 1102712000170, ИНН 2712009529, место нахождения: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пионерская, 64)
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
о признании недействительным решения
Федеральное государственное унитарное предприятие "Дальневосточное производственное объединение "Восход" (далее - предприятие, налогоплательщик, ФГУП "ДПО "Восход") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 8 по Хабаровскому краю) о признании недействительным решения от 29.06.2015 N 2581 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление, УФНС России по Хабаровскому краю).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.11.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016, заявление предприятия удовлетворено, решение инспекции от 29.06.2015 N 2581 признано недействительным.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Межрайонная ИФНС России N 8 по Хабаровскому краю в кассационной жалобе просит их отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылаясь на положения статей 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), инспекция указывает на отсутствие у судов правовых оснований для исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-13980/2013. Считает, что установленная решением суда рыночная стоимость земельного участка будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу (с 01.01.2015).
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "ДПО "Восход", указывая на несостоятельность доводов жалобы, просит судебные акты оставить без изменения.
25.05.2016 в суд кассационной инстанции поступило дополнение к кассационной жалобе, в котором инспекция с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2016 N 302-КГ15-157/96, уточнила требования по жалобе и просила судебные акты отменить в части признания недействительным решения налогового органа о доначислении земельного налога в сумме 1 503 189 руб. 67 коп., пеней в сумме 86 189 руб. 14 коп., штрафа в сумме 30 000 руб.
В заседании суда кассационной инстанции представители инспекции и управления доводы, изложенные в кассационной жалобе с учетом дополнений к ней, поддержали в полном объеме. Представитель предприятия настаивала на оставлении судебных актов без изменения.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что ФГУП "ДПО "Восход" на основании свидетельства о государственной регистрации права от 11.11.2008 серии 27-АВ 167605 принадлежит земельный участок с кадастровым номером 27:01:0000064:29, общей площадью 44 161 131 кв.м, расположенный по адресу: Хабаровский край, Амурский район, примерно в 12 км по направлению на север от ориентира р.п. Эльбан.
Согласно сведениям кадастрового паспорта кадастровая стоимость земельного участка составляет 6 899 293 496 руб. 13 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.12.2013 по делу N А73-13980/2013 в отношении данного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 886 534 705 руб. Решение суда вступило в законную силу 31.01.2014. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 17.02.2014.
Предприятием в налоговый орган подана декларация по земельному налогу за 2014 год, налог исчислен исходя из кадастровой стоимости, установленной судебным актом в размере 886 534 705 руб.
По результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год инспекцией принято решение от 29.06.2015 N 2581 о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Налогоплательщику предложено уплатить земельный налог по декларации за 2014 год в размере 18 038 276 руб. и 1 321 980 руб. 15 коп. пеней.
Налоговый орган посчитал, что в целях исчисления земельного налога кадастровая стоимость, установленная решением Арбитражного суда Хабаровского края 30.12.2013, вступившим в законную силу 31.01.2014, подлежала применению со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2015.
С выводами Межрайонной ИФНС России N 8 по Хабаровскому краю согласилось УФНС России по Хабаровскому краю, которое решением от 11.08.2015 N13-10/170/13459 жалобу ФГУП "ДПО "Восход" оставило без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции незаконно и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя требования предприятия, суд первой инстанции сделал вывод о том, что установленная судебным актом кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению при исчислении предприятием земельного налога за 2014 год, поскольку решение суда, определившее данную стоимость, вступило в законную силу 31.01.2014. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд кассационной инстанции признает правомерным примененный судами обеих инстанций подход определения налогооблагаемой базы по земельному налогу в случае, когда налогоплательщиком оспорена содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка. При этом суд округа исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (статья 52 НК РФ).
Экономической основой налогов на имущество, к которым относится земельный налог, является факт обладания имуществом соответствующей стоимости, которое является объектом налогообложения.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка как налогооблагаемая база для земельного налога определяется в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных упомянутым Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Определение кадастровой стоимости земельного участка допускается не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и путем установления рыночной стоимости земельного участка (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Как следует из статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (статья 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей в спорный период).
Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей в спорный период), предусмотрено, что в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.12.2013 по делу N А73-13980/2013 в отношении спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 886 534 705 руб. Решение суда вступило в законную силу 31.01.2014, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 27:01:0000064:29 в размере 886 534 705 руб. внесены в государственный кадастр недвижимости 17.02.2014.
Суды обеих инстанций, учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, обоснованно исходили из того, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Именно с этого момента меняется экономическое основание земельного налога ввиду того, что изменилась стоимость объекта налогообложения. При этом определение налоговой базы по земельному налогу на основе старой, более высокой стоимости объекта налогообложения, то есть исходя из наличия у налогоплательщика имущества, которым он не обладает и из которого не извлекает полезные свойства, является нарушением прав субъекта предпринимательской деятельности как владельца земельного участка и плательщика земельного налога (определение Верховного суда Российской Федерации от 11.04.2016 N 302-КГ15-15796).
Взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца (при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), либо к нарушению публичных интересов (при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы).
Таким образом, учитывая принципы налогообложения, а также то обстоятельство, что решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-13980/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, следует признать правильным вывод судебных инстанций о том, что вступивший в законную силу судебный акт, согласно которому установлена кадастровая стоимость земельного участка, является достаточным основанием для того, чтобы налогоплательщик исчислял земельный налог в соответствии с той кадастровой стоимостью земельного участка, которая была определена вступившим в законную силу судебным актом.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, высказанную в определении от 14.04.2016 N 302-КГ15-17096, изложенное выше исчисление земельного налога возможно лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр, и не может применяться в отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу указанного судебного акта.
В рассматриваемом случае суды, признавая исчисление предприятием земельного налога правильным, не учли, что налогоплательщик исчислил налог не в соответствии с указанными правилами, поскольку не дифференцировал свой расчет на периоды до и после изменения кадастровой стоимости земельного участка.
В этой связи у судов обеих инстанций отсутствовали основания для признания недействительным решения инспекции от 29.06.2015 N 2581 в части доначисления земельного налога, приходящегося на период до изменения кадастровой стоимости земельного участка, а именно в части доначисления земельного налога в сумме 1 503 189 руб. 67 коп., исчисления пеней в сумме 86 189 руб. 14 коп. и назначения штрафа в сумме 30 000 руб.
Учитывая, что судами установлены все фактические обстоятельства дела и дополнительного исследования доказательств не требуется, при этом неправильно применены нормы материального права, что привело к неверному определению налогового обязательства заявителя, суд кассационной инстанции полагает необходимым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить решение и постановление в указанной части. В остальном судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.11.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 по делу N А73-11924/2015 Арбитражного суда Хабаровского края изменить.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю от 29.06.2015 N 2581 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" признать недействительным в части исчисления земельного налога в сумме 1 503 189 руб. 67 коп., пеней в сумме 86 189 руб. 14 коп. и штрафа в сумме 30 000 руб. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Е.П. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.