г. Хабаровск |
|
31 мая 2016 г. |
А04-6883/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: А.В. Солодилова
Судей: Е.Н. Захаренко, Г.А. Камалиевой
при участии:
от ответчика: Седов В.И., председатель правления; Озерова Р.А., представитель по доверенности от 01.09.2015
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Карла Маркса 8"
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016
по делу N А04-6883/2015 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Заноза Н.С.; в суде апелляционной инстанции судьи: Ротарь С.Б., Козлова Т.Д., Шевц А.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Аква"
к товариществу собственников жилья "Карла Маркса 8"
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетный кассовый центр"
о понуждении заключить договор и взыскании 60 366,49 рубля
Общество с ограниченной ответственностью "Аква" (ОГРН 1132807000061, ИНН 2807032371, место нахождения: 676450, Амурская область, г. Свободный, ул. Карла Маркса, 16, далее - ООО "Аква", истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Карла Маркса 8" (ОГРН 1152807000202, ИНН 2807004494, место нахождения: 676450, Амурская область, г. Свободный, ул. Карла Маркса, д. 8; далее - ТСЖ "Карла Маркса 8", ТСЖ, ответчик) об обязании заключить договор на оказание услуг по холодному водоснабжению и взыскании задолженности за оказанные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению за период июнь - сентябрь 2015 в сумме 60 366,49 рубля (с учетом уточнения требования, заявленного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда от 06.11.2015 в удовлетворении иска отказано полностью.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 решение 06.11.2015 отменено. Исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом апелляционной инстанции, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы ссылается на то, что при рассмотрении дела судами обеих инстанций неполно и не всесторонне исследованы юридически значимые обстоятельства дела, ненадлежащим образом исследованы доказательства и неправильно применены нормы материального права, нормы процессуального права.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) согласно которому собственниками помещений на общем собрании может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом, указывает, что собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: ул. Карла Маркса, 8 принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
Считает, что наличие лицевых счетов, предоставление квитанций для расчета за потребленные ресурсы, оплата собственниками жилья за потребленные ресурсы и прием до 01.06.2015 платежей ресурсоснабжающей организацией через ЕРКЦ г. Свободного, согласно агентского договора, подтверждает факт существования публичных договорных отношений между истцом и жильцами дома.
Приводит возражения относительно выводов апелляционного суда относительно взыскания с ТСЖ "Карла Маркса 8" денежных средств за пользование ресурса.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от ответчика в суд округа поступило ходатайство о приобщении новых (дополнительных) доказательств - протокола Всероссийского селекторного совещания в режиме видеоконференции по вопросу "О реализации механизмов привлечения частных инвестиций в условиях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги" от 17.11.2015.
Суд округа рассмотрел данное ходатайство и отклонил его, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе принимать и исследовать дополнительные доказательства по делу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.05.2016 судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы отложено на 24.05.2016.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представители ответчика поддержали доводы, изложенные в жалобе, дав по ним пояснения.
Иные лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Заслушав представителей ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что на основании пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривающего право собственников помещений в многоквартирном доме выбрать такой способ управления, как непосредственное управление, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, состоящем из 40 квартир и расположенном по адресу: ул. Карла Маркса, 8 (г. Свободный), приняли решение о выборе способа непосредственного управления МКД, что следует из протокола N 3 от 16.06.2014.
Поскольку Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в пункт 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым собственники помещений в многоквартирном могли выбрать в качестве способа управления многоквартирным домом непосредственное управление собственниками помещений только в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать, собственники жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: ул. Карла Маркса, 8, с числом квартир 40 приняли решение о создании товарищества собственников жилья МКД по адресу: ул. Карла Маркса, 8, что подтверждается протоколом N 2 общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома.
В пункте 1.1 Устава ТСЖ закреплено, что оно является объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и иными законодательными актами РФ, регулирующими гражданские и жилищные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1.10 Устава ТСЖ товарищество создается с целью совместного управления собственниками помещений комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В обязанности правления товарищества входят управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им; заключение договоров на поставку коммунальных услуг, а также передача права на заключение этих договоров ассоциации ТСЖ (на основании решения общего собрания собственников жилья) или любому другому юридическому лицу, имеющему право на ведение такого рода деятельности, что следует из раздела 14 Устава ТСЖ.
Пунктом 4.1 Устава закреплена обязанность ТСЖ обеспечивать выполнение требований главы 13 Жилищного кодекса РФ, положений других федеральных законов, иных нормативных актов, а также Устава ТСЖ.
Созданное товарищество собственников жилья является правопреемником непосредственной формы управления "Карла Маркса 8" (пункт 7.1 Устава).
Письмами от 06.04.2015, 16.04.2015 председатель ТСЖ Седов В.И. о принятии собственниками дома решения о смене формы правления МКД и создании ТСЖ уведомил "ООО Аква", которое оказывало собственникам жилых помещений в многоквартирном доме услуги водоснабжения и водоотведения и получало от собственников плату за оказанные коммунальные услуги.
Письмом от 30.06.2015 ООО "Аква" направило в адрес ответчика проект договора N 442 на оказание услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, которое вручено ТСЖ 04.07.2015.
ТСЖ письмом от 06.07.2015 уведомило ресурсоснабжающую организацию о возврате без подписания договора в связи с принятием общим собранием собственников многоквартирного дома решения о прямых взаиморасчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Посчитав, что отказ ТСЖ от заключения договора водоснабжения и водоотведения противоречит требованиям статей 161, 162 ЖК РФ, ООО "Аква" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы, пришел к выводу о том, что у товарищества не возникает обязанности по заключению договора оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению с ресурсоснабжающей организацией, поскольку продолжают действовать заключенные путем совершения конклюдентных действий договоры между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и истцом, являющимся ресурсоснабжающей организацией.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела по правилам главы 34 АПК РФ решение суда первой инстанции отменил, требование истца удовлетворил полностью.
Принимая обжалуемое постановление, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
На основании статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируют Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Правила N 644 регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению абоненту холодной воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 416-ФЗ абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор водоснабжения и водоотведения.
В силу пунктов 1, 5, 7 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией. До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
В силу положений Закона N 416-ФЗ, Правил N 644 договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами. Энергоснабжающая организация не вправе отказать в заключении таких договоров.
Кроме того, в силу пункта 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные кооперативы, осуществляющие управления многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственником жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Суд апелляционной инстанции, принимая судебный акт об удовлетворении исковых требований, руководствовался положениями пунктов 10-12 Правил N 124.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие заключение ответчиком договора на оказание услуг по холодному водоснабжению с иной ресурсоснабжающей организацией или не потребления многоквартирными домами, управляемыми ответчиком, спорного вида коммунальных ресурсов.
Поддерживая позицию суда апелляционной инстанции в указанной части, суд кассационной инстанции исходит также из следующего.
Предоставление коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 21.11.2014 N 308-ЭС14-4851 выражена следующая правовая позиция.
Исходя из систематического толкования пункта 14 Правил N 354, управляющая компания обязана предоставлять потребителям коммунальный ресурс с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса. Иное толкование данной нормы противоречило бы статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и давало бы управляющей компании возможность, не заключая договор с ресурсоснабжающей организацией, уклоняться от своих обязанностей по договору управления многоквартирным домом.
Обязанность исполнителя заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, предусмотрена, как уже указывалось, пунктом 12 статьи 161 ЖК РФ, а также подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 124 исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Верховным Судом Российской Федерации в определении от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259 указано следующее.
С момента принятия собственниками жилых помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Пункт 12 Правил N 124 устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым исполнитель вправе отказаться от заключения договора о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Такое основание, как продолжение действия договоров, ранее заключенных между ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений, пунктом 12 Правил N 124 не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 17 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и РСО, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В соответствии с пунктом 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
С учетом приведенных положений ЖК РФ, Правил N 354 и Правил N 124, а также правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации относительно статуса и обязанностей исполнителя коммунальных услуг, суд кассационной инстанции считает, что приведенные положения пунктов 17 и 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ не изменяют статуса исполнителя коммунальных услуг и момента приобретения им такого статуса. Также эти положения не освобождают исполнителя коммунальных услуг от заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения в целях обеспечения коммунальными ресурсами собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Соответственно, данные положения не препятствуют заключению таких договоров.
Суд кассационной инстанции считает необоснованным довод подателя кассационной жалобы о том, что в силу положений пункта 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ исполнителем коммунальных услуг по спорному ресурсу будет ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с положениями пунктов 2.2 - 2.3 статьи 161 ЖК РФ, ТСЖ, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив или управляющая организация ответственны за предоставление коммунальных услуг в зависимости от степени благоустройства дома.
Действующее законодательство не предусматривает такой модели, при которой ТСЖ, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив или управляющая организация отвечают за предоставление отдельных, но не всех коммунальных услуг, либо вообще не отвечают за предоставление коммунальных услуг. Такой подход противоречил бы сути и назначению соответствующих способов управления многоквартирным домом.
Статус исполнителя коммунальных услуг (пункт 2 Правил N 354) предполагает предоставление соответствующим лицом всего комплекса коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Только в указанных случаях и только в указанные периоды времени ресурсоснабжающая организация выступает исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, с учетом приведенных позиций Верховного Суда Российской Федерации в части момента приобретения управляющей организацией либо ТСЖ статуса исполнителя коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация в силу прямого указания закона не вправе предоставлять коммунальный ресурс собственникам жилых помещений с даты принятия собственниками решения о выборе управляющей организации или ТСЖ.
Исходя из этого, правильными являются выводы суда апелляционной инстанции в части взыскания задолженности за коммунальный ресурс именно с исполнителя коммунальных услуг.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не считает возможным поддержать вывод суда апелляционной инстанции о том, что положения пункта 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ не применимы в рассматриваемом деле вследствие того, что не представлены договоры между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией.
Суд кассационной инстанции считает, что сам по себе факт наличия либо отсутствия договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией с момента приобретения ТСЖ статуса исполнителя коммунальных услуг правового значения не имеет.
Ранее заключенные с собственниками жилых помещений договоры должны считаться прекратившимися невозможностью исполнения (пункт 1 статьи 416 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 416 ГК РФ, обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Такими обстоятельствами в данном случае будет выбор собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления, отличного от непосредственного управления, и выбор исполнителя коммунальных услуг. При этом следует иметь в виду, что указанный выбор осуществлен собственниками помещений во исполнение императивного предписания, содержащегося в пункте 5 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ (последующая редакция - от 24.11.2014) "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Выбор исполнителя коммунальных услуг (с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259 и положений пункта 17 Правил N 354) не позволяет ресурсоснабжающей организации поставлять энергоресурсы собственникам жилых помещений по ранее заключенным договорам.
Однако указанный вывод суда апелляционной инстанции не привел к принятию неправильного судебного акта.
Что касается принятия собственниками помещений решения производить оплату за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающим организациям, суд кассационной инстанции отмечает следующее.
Возможность принятия такого решения предусмотрена пунктом 6.3 статьи 155 ЖК РФ.
Однако внесение платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям означает лишь изменение способа исполнения обязательств между последними и исполнителем коммунальных услуг; при этом не изменяются ни существо обязательства, ни его стороны. Лицом, обязанным производить оплату коммунальных услуг, остается их исполнитель.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом по правилам главы 7 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного акта, кассационной инстанцией не выявлено. Соответственно, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 по делу N А04-6883/2015 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.В. Солодилов |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.