г. Хабаровск |
|
22 июля 2016 г. |
А51-19628/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Луговой И.М.
Судей: Брагиной Т.Г., Котиковой Г.В.
при участии:
от заявителя: МКУК "Дом Культуры "Владивосток" - представитель не явился;
от УФАС по Приморскому краю - представитель не явился;
от Яценко Е.П. - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения культуры "Дом Культуры "Владивосток"
на решение от 10.02.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2016
по делу N А51-19628/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.С. Турсунова; в суде апелляционной инстанции судьи: Л.А. Бессчасная, В.В. Рубанова, Т.А. Солохина
по заявлению муниципального казенного учреждения культуры "Дом Культуры "Владивосток" (ОГРН 1102540002223, ИНН 2540161310, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 23)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН 1022502277170, ИНН 2540017193, место нахождения: 690007, Приморский край, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2)
третье лицо: Яценко Е.П.
о признании незаконными решения и предписания
Муниципальное казенное учреждение культуры "Дом культуры "Владивосток" (далее - "МКУК "Дом культуры "Владивосток", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 26.08.2015 по делу N 21/07-2015.
Определением суда от 13.01.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена гражданка Яценко Е.П.
Решением суда от 10.02.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение, указывая на неправильное применение судами норм материального права, предлагает судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав города Владивостока, указывает, что Глава города Владивостока является выборным должностным лицом, представляющим город Владивосток, в связи с чем, поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с годовщиной Победы с подписью, содержащей инициалы Главы города Владивостока, размещенное на рекламной поверхности щита, фактически выражает поздравление ветеранов от всех жителей города Владивостока с памятной датой и не является социальной рекламой, а представляет собой лишь празднично оформленную городскую информацию.
УФАС по Приморскому краю, Яценко Е.П. отзывы на кассационную жалобу не представили; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, как и учреждение явку своих представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Судами из материалов дела установлено следующее.
19.12.2014 года приказом Управления культуры администрации города Владивостока N 9-153-од для МКУК "Дом культуры "Владивосток" утверждено муниципальное задание, предусматривающее организацию досуга населения на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.
Распоряжением администрации города Владивостока от 26.12.2014 утвержден план - календарь мероприятий на 2015 год.
МКУК "Дом культуры "Владивосток" в сети "Интернет" по адресу: www.roseltorg.ru размещено извещение АЭФ N 5-ЭА о проведении аукциона в электронной форме на закупку по организации и проведению мероприятий, посвященных празднованию 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в рамках цикла мероприятий "Пою мое отечество".
На основании пункта 13 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" электронный аукцион признан несостоявшимся.
21.04.2015 между МКУК "Дом культуры "Владивосток" и ООО "8 КАНАЛ" заключен договор N 956/311-17/15 на оказание услуг по организации и проведению мероприятий, посвященных празднованию 70-й годовщины Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в рамках цикла мероприятий "Пою мое Отечество".
Заказчиком - МКУК "Дом культуры "Владивосток" согласован эскиз конструкции с изображением ветеранов Великой Отечественной войны, содержащий текст: "С Днем Победы! Гордимся! Благодарим! Глава города Игорь Пушкарев".
26.05.2015 между ООО "8 КАНАЛ" и учреждением подписан акт приемки-оказания услуг по договору N 956/311-17/15 от 21.04.2015.
30.04.2015 в УФАС по Приморскому краю поступило обращение гражданки Яценко Е.В. в отношении рекламных конструкций с поздравлением с днем Победы, размещенных, по ее мнению, с признаками нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
Определением УФАС по Приморскому краю от 01.07.2015 N 4796/06-2 возбуждено дело N 21/07-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение от 26.08.2015, которым признана ненадлежащей социальная реклама, размещенная в городе Владивостоке в районе ориентира, расположенного по Партизанскому проспекту, д. 40 (остановка общественного транспорта "Инструментальный Завод") и напротив дома 105 "А" по улице Светланской (остановка общественного транспорта "Цирк"), содержащая изображение ветеранов Великой Отечественной войны, а также текст: "С Днем Победы! Благодарим! Глава города Игорь Пушкарев", которая согласно выводам Управления противоречит части 4 статьи 10 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Во исполнение решения учреждению 26.08.2015 выдано предписание N 6526/06, которым МКУК "Дом культуры "Владивосток" предписано в пятидневный срок после получения настоящего предписания, прекратить нарушение части 4 статьи 10 Закона о рекламе, а именно: прекратить распространение социальной рекламы содержащий текст: "С Днем Победы! Гордимся! Благодарим! Глава города Игорь Пушкарев".
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, полагая, что они не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы МКУК "Дом культуры "Владивосток", учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа. Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.
Суд округа находит, что суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона о рекламе под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о рекламе рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.
Отличительным признаком социальной рекламы является ее некоммерческое, социальное содержание, направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Частью 4 статьи 10 предусмотрено, что в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
В силу части 5 статьи 10 названного Закона, установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.
В соответствии с Законом о рекламе, социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение определенных, целей, а также как способ привлечения внимания к актуальным социальным проблемам, привлечение внимания к социально значимой информации, нравственным ценностям.
Таким образом, как верно заметили суды, социальная реклама способствует не только социальной поддержке и повышению грамотности населения, но и построению здорового гражданского общества.
Учитывая вышеизложенное обе инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что поскольку в рассматриваемом случае общее поздравление, размещенное на рекламной конструкции, носит не только поздравительный характер, но и преследует собой цель содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, а само понятие "День Победы!" носит патриотический и военно-политический характер, то реклама, содержащая текст: "С Днем Победы! Гордимся! Благодарим!", является социальной рекламой. Вместе с этим, фраза - "Глава города Игорь Пушкарев" указывает на наличие в действиях МКУК "Дом культуры "Владивосток" по размещению информации о конкретном физическом лице, нарушения части 4 статьи 10 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 4 статьи 10 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В данном случае, рекламодателем выступает МКУК "Дом культуры "Владивосток" и ООО "8 КАНАЛ", заключившие договор на оказание услуг по организации и проведению мероприятий, посвященных празднованию 70-й годовщины Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, заказавшие и разместившие рекламную конструкцию с изображением ветеранов Великой Отечественной войны, содержащую текст: "С Днем Победы! Гордимся! Благодарим! Глава города Игорь Пушкарев".
Следовательно, суды обоснованно признали оспариваемое решение антимонопольного органа не нарушающим требований действующего законодательства, а выданное в целях его реализации предписание соответствующим положениям действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, идентичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые получили правильную и объективную оценку в суде апелляционной инстанции, следовательно, переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Так как все обстоятельства, имеющие правовое значение для правильного разрешения дела установлены судами в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено, у суда округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.02.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2016 по делу N А51-19628/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.