Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору водоснабжения в отношении жилья
Вывод суда: решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
г. Хабаровск |
|
01 декабря 2016 г. |
А51-3785/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Брагиной Т.Г.
Судей: Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии:
от заявителя: АО "Дальневосточная генерирующая компания" - Верходубенко Н.Н., представитель по доверенности N 51/389 от 15.06.2015;
от государственной жилищной инспекции Приморского края - представитель не явился;
от третьего лица: ООО "Управляющая компания Ленинского района-1" - представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
на решение от 09.06.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016
по делу N А51-3785/2016
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Борисов Д.В., в апелляционном суде судьи: Чижиков И.С., Гуцалюк С.В., Скрипка Н.А.
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к государственной жилищной инспекции Приморского края
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района-1"
о признании незаконным и отмене предписания
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул. Фрунзе, 49, далее - заявитель, общество, АО "ДГК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к государственной жилищной инспекции Приморского края (ОГРН 1112540003982, ИНН 2540171519, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Алеутская, 45А, далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене предписания N 51-04-14/7 от 29.01.2016.
Определением суда от 17.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района-1" (далее - ООО "УК Ленинского района-1").
Решением суда от 09.06.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, АО "ДГК" ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов со ссылкой на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы приводит доводы о том, что не является исполнителем коммунальных услуг, так как является ресурсоснабжающей организацией и не имеет в собственности или владении присоединенных сетей к абонентам, в связи с чем не оказывает коммунальную услугу в виде горячего водоснабжения непосредственно абоненту и не может отвечать за недостатки всей системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 4/2 по ул.Зейская в г.Владивостоке, так как ответственность за качество горячей воды должны нести, как теплоснабжающая организация, так и организации, эксплуатирующие разводящие и внутридомовые сети горячего водоснабжения.
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых судебных актов не имеется.
Инспекция, ООО "УК Ленинского района-1", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда округа не обеспечили.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя общества, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в соответствии с приказом инспекции от 14.01.2016 N 51-09-30 в отношении общества назначено проведение внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, поводом для которой послужило обращение собственника помещения N 144 в многоквартирном доме N 4/2 по ул. Зейская в г.Владивостоке.
При проверке административным органом установлено, что многоквартирный дом N 4/2 по ул.Зейская в г.Владивостоке подключен к централизованному теплоснабжению от УТ 1068, находящейся на балансе АО "ДГК", через ЦТПЛ-44 и распределительные сети, находящиеся в эксплуатации МУПВ "ВПЭС", осуществлены отборы проб горячей воды из квартиры N 144 (санузел), в подвале (на входе) и проведено их исследование, составлен акт проверки N 51-04-13/32 от 29.01.2016.
Согласно протоколу исследования от 29.01.2016 качество воды в местах отбора проб не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Установив данные обстоятельства, административный орган посчитал, что нарушение пункта 6 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, допущено исполнителем коммунальных услуг АО "ДГК". В целях устранения выявленных нарушений обществу выдано предписание N 51-04-14/7 от 29.01.2016 о необходимости в срок до 29.02.2016 устранить нарушения пункта 6 Приложения N 1 названных Правил.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора (равно как и с осуществлением соответствующего муниципального жилищного контроля), организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 4.1 и 4.2. статьи 20 ЖК РФ.
В силу прямого указания, содержащегося в части 4 статьи 20 ЖК РФ, органы государственного жилищного надзора осуществляют проверки, предметом которых среди прочего являются вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями порядка предоставления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354). Названные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
Аналогичная норма также предусмотрена подпунктом 2.2.3 Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31.10.2012 N 302-па "О переименовании отдела государственного жилищного надзора Приморского края и об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края", в соответствии с которым инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный жилищный надзор на территории Приморского края.
Судебными инстанциями установлено, что оспариваемое предписание выдано инспекцией как органом, уполномоченным в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проверки соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 4/2 по ул.Зейская, в г.Владивостоке.
Основанием для вынесения жилищной инспекцией предписания послужили установленный проверкой факт оплаты потребителем коммунальной услуги по предоставлению горячей воды непосредственно ресурсоснабжающей организации и несоответствие качества горячей воды в пробе N 1 требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПин 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09") по физико-химическому показателю (железо общее).
Данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой такими системами, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (пункт 1.1 СанПиН 2.1.4.2496-09), отклонение от которых пунктом 6 Приложения N 1 Правил N 354 не допускается.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Правил N 354 коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 21 Правил установлено, что договоры горячего водоснабжения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Из этого следует, что в процессе исполнения коммунальной услуги по предоставлению горячего водоснабжения помимо исполнителя коммунальной услуги (ресурсоснабжающей организации), предоставление которой обеспечивается управляющей компанией (пункт 13 Правил N 354), обязанность обеспечить соответствие качества горячей воды санитарным правилам несёт, в том числе организация, осуществляющая эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения. Лица, участвующие в обеспечении потребителя горячей водой ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества урегулирован разделом 10 Правил N 354.
Без выявления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в установленном порядке оснований полагать несоответствие качества горячей воды в пробе N 1 требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 по физико-химическому показателю (железо общее) нарушением Правил N 354, допущенным исполнителем коммунальной услуги, у жилищной инспекции не имелось, соответственно, и оснований для выдачи АО "ДГК" предписания N 51-04-14/7 от 29.01.2016 об устранении нарушений.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, как это предусмотрено частью 4 статьи 15 АПК РФ, поскольку приняты с нарушением норм материального права, что согласно статье 288 АПК РФ является основанием для их отмены.
Поскольку фактические обстоятельства дела установлены судом первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить решение от 09.06.2016 и постановление апелляционного суда от 12.08.2016 и принять новый судебный акт.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.06.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 по делу N А51-3785/2016 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Предписание государственной жилищной инспекции Приморского края N 51-04-14/7 от 29.01.2016 признать недействительным, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Возвратить акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению N 22070 от 23.09.2016.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Взыскать с государственной жилищной инспекции Приморского края в пользу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб., связанные с рассмотрением заявления в суде первой инстанции, а также апелляционной и кассационной жалоб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Г.Брагина |
Судьи |
И.М.Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.