г. Хабаровск |
|
06 августа 2018 г. |
А51-27432/2017 |
Резолютивная часть постановления от 01 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Мильчиной И.А.
Судей: Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при участии:
от администрации города Владивостока: представитель не явился;
от Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Приморского края
на решение от 13.02.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018
по делу N А51-27432/2017
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Андросова Е.И., в апелляционном суде судьи Сидорович Е.Л., Бессчасная Л.А., Рубанова В.В.
по заявлению администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, пр. Океанский, 20)
к Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края (ОГРН 1022502269360, ИНН 2540036171, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22)
о взыскании убытков в размере 1 836 828 рублей
Администрация города Владивостока (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края (далее - департамент) о взыскании с Приморского края за счет казны Приморского края убытков в размере 1 836 828 рублей.
Решением суда от 13.02.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018, иск удовлетворен частично: с Приморского края в лице департамента за счет казны Приморского края в пользу администрации взысканы убытки в размере 1 676 634,58 рубля, в удовлетворении остальной части отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе департамента, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что жилищное законодательство напрямую не устанавливает к полномочиям каких органов государственной власти относится обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, и не содержит порядка финансирования указанных полномочий. Также полагает, что в случае постановки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005 и признанных малоимущими, обеспечение их жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) должно осуществляться органами местного самоуправления. Выразил несогласие с размером взысканных судом убытков, которые подлежат определению с учетом показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 708/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 2 квартал 2017 года" для Приморского края. Считает, что увеличение предоставленной жилой площади (22 кв.м.) по сравнению с параметрами, указанными в судебном акте суда общей юрисдикции (не менее 18 кв.м.), не находится в причинной связи с действием ответчика по непредоставлению финансового обеспечения истцу на выполнение государственной функции. Ссылается на судебную практику.
В отзыве на кассационную жалобу администрация выразила несогласие с доводами департамента. Кроме того, считает, что при отказе в части убытков в сумме 160 193,42 рубля суды неправомерно руководствовались сведениями Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Приморскому краю, полагая, что стоимость жилого помещения, предоставленного из муниципального жилищного фонда повторного заселения, может быть определена только исходя из стоимости за квадратный метр по данным ФС Государственной статистики по Приморскому краю.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 16.06.2017 по делу N 2-2370/2017 на администрацию возложена обязанность предоставить инвалиду Кабалину Я.Е., 13.04.2007 г.р., во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в черте города Владивостока по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам в размере не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м.
Во исполнение судебного акта на основании постановления от 05.09.2017 N 2173 администрация предоставила гражданину жилое помещение общей площадью 22,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Надибаидзе, д. 28, кв. 509, заключив договор социального найма жилого помещения от 07.09.2017 N 731.
В соответствии с информацией Федеральной службы Государственной статистики по Приморскому краю средняя цена одного квадратного метра общей площади всех квартир в третьем квартале 2017 года на вторичном рынке жилья в г. Владивостоке составляла 82 740 рублей, соответственно, стоимость предоставленного жилого помещения, по мнению администрации, составляла 1 836 828 рублей (22,2 кв.м. х 82 740 рублей).
19.09.2017 в адрес администрации Приморского края направлено письмо по вопросу возмещения расходов, понесенных администрацией в связи с предоставлением по договору социального найма жилого помещения инвалиду, вставшему на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, на сумму 1 835 962,20 рубля.
В письме от 02.10.2017 N 26/9066 Департамент труда и социального развития Приморского края указал на необоснованность требования администрации о возмещении расходов.
Полагая, что указанные расходы в сумме 1 836 828 рублей подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, администрация обратилась с иском в суд.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 1069 ГК РФ определено, что убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статьей 12, 130 (части 1) и 132 (части 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статьей 14, 50 Закона N 131-ФЗ, статей 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Проанализировав вышеуказанные нормоположения, суды пришли к правильному выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации.
Вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721.
Доводы, изложенные департаментом в кассационной жалобе, направленные на оспаривание указанного вывода, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат названной позиции Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, в связи с тем, что Кабалин Я.Е. поставлен на учет после 01.01.2005, принимая во внимание вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Владивостока, обеспечение жилым помещением указанного лица подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации - Приморского края.
Поскольку действующими нормативными правовыми актами Приморского края расходные обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не установлены, суды пришли к верному выводу о том, что незаконное бездействие ответчика (Приморского края) повлекло за собой возникновение у муниципального образования необоснованных бюджетных расходов, в связи с чем правомерно взыскали с субъекта Российской Федерации - Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет средств казны Приморского края в пользу истца убытки, размер которых определили в сумме 1 676 634,58 рубля.
При этом обе судебные инстанции обоснованно исходили из того, что установленная на основании сведений Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Приморскому краю кадастровая стоимость кв. 509 по ул. Надибаидзе, д. 28 в г. Владивостоке наиболее приближена к ее рыночной стоимости, поскольку определена с применением методов оценки для конкретного индивидуального объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Оснований не согласиться с данным выводом судов предыдущих инстанций у суда округа не имеется.
Суды признали недоказанным, что предложенные сторонами по делу источники для определения стоимости предоставленного администрацией гражданину жилого помещения по своему значению являются более точными и отражают действительную стоимость утраченного истцом помещения.
Ссылка департамента на то, что Кабалин Я.Е. принят на учет в качестве малоимущего и, соответственно, обеспечение его жилым помещением должно осуществляться за счет муниципального образования, несостоятельна. Заявителем жалобы не учтено, что право инвалида на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания инвалида малоимущим. Более того, жилье предоставлялось указанному гражданину как инвалиду, имеющему право на внеочередное получение жилья, а не в связи с признанием его малоимущим.
Суд округа признает ошибочным довод заявителя жалобы о завышении площади предоставленного жилого помещения, чем определено в решении Ленинского районного суда г. Владивостока, что, по его мнению, привело к взысканию убытков в большем размере, поскольку в силу статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих возможность приобретения инвалиду жилого помещения с меньшей площадью. Предоставленное жилое помещение (22 кв.м.) соответствует параметрам, указанным в судебном акте (не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м.).
Судебной коллегией также отклоняется ссылка заявителя кассационной жалобы на судебную практику, поскольку она основана на иных фактических обстоятельствах.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически сводятся к несогласию с установленными судами по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены. В силу предусмотренных статьей 286 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции эти доводы не могут быть приняты во внимание.
По результатам рассмотрения доводов кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что судебные акты в обжалуемой части приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением процессуального законодательства, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.02.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018 по делу N А51-27432/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.