г. Хабаровск |
|
06 августа 2018 г. |
А51-28343/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Мильчиной И.А.
Судей: Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Октагон": представитель не явился;
от Владивостокской таможни: Лобанцева О.С., представитель по доверенности от 14.11.2017 N 310;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 24.01.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018
по делу N А51-28343/2017
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Андросова Е.И., в апелляционной инстанции судьи Гончарова А.В., Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Октагон" (ОГРН 1162536091156, ИНН 2536298833, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, пер. Краснознаменный, 4)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, место нахождения: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21, а)
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Октагон" (далее - ООО "Октагон", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - таможня) от 24.09.2017 о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по декларации на товары N 10702030/050817/0066103 (далее - ДТ N 66103).
Решением суда от 24.01.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе общества, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В жалобе общество указывает на несогласие с выводом судов о соблюдении таможенным органом пункта 3 статьи 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение). Считает, что при определении источника ценовой информации для корректировки таможенной стоимости не применен источник с более низким индексом таможенной стоимости (далее - ИТС).
Доводов о выводах судов относительно оснований для корректировки таможенной стоимости, указанных в оспариваемом решении, кассационная жалоба не содержит.
В отзыве на кассационную жалобу таможня с позицией общества не согласилась, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Определением суда от 12.07.2018 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось.
В судебном заседании, состоявшемся 01.08.2018, представитель таможенного органа поддержал изложенную в отзыве позицию.
ООО "Октагон", извещенное надлежащим образом о начале судебного процесса с его участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд округа находит жалобу подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В августе 2017 года во исполнение внешнеторгового контракта от 14.12.2016 N ВТ/38, заключенного между ООО "Октагон" и компанией "BRING TRADING CO., LIMITED", на таможенную территорию Таможенного союза в Россию на условиях FOB Busan ввезен, в том числе товар N 1 - обои виниловые на флизелиновой основе, состоящие из бумаги (слоя флизелина), покрытой с лицевой стороны зернистым, тисненым, окрашенным или отпечатанным рисунком (в зависимости от коллекции) и декорированные слоем пластмассы, предназначены для оклейки стен, в ассортименте, общей стоимостью 88 521,44 доллара США.
В целях таможенного оформления товаров общество подало в таможню ДТ N 66103 с таможенной стоимостью по первому методу определения таможенной стоимости "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
По результатам контроля заявленной таможенной стоимости 06.08.2017 таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки с уведомлением об обнаружении признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости, а также запрос о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
Во исполнение решения декларант частично представил запрошенные документы и пояснения, по результатам анализа которых таможенный орган посчитал, что сведения, использованные при заявлении таможенной стоимости товаров, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации.
22.09.2017 таможенный орган направил в адрес декларанта уведомление о предоставлении документов с указанием оснований, по которым представленные при проведении дополнительной проверки таможенной стоимости документы и сведения не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости.
Посчитав, что сведения, использованные обществом при заявлении таможенной стоимости, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, 24.09.2017 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара N 1. В результате произведенной корректировки увеличилась сумма начисленных таможенных платежей.
Не согласившись с решением таможенного органа, общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании его законности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, согласился с выводами таможни о не подтверждении декларантом документами заявленной таможенной стоимости товара по спорной поставке по причине их недостаточности и противоречивости, при этом посчитав предложенный таможней источник информации корректным.
Суд округа, принимая выводы судов о наличии у таможенного органа оснований для проведения дополнительной проверки, оснований для корректировки таможенной стоимости, изложенных в оспариваемом решении и рассмотренных судами, вместе с этим, исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что суды не учли следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действующего на момент спорных правоотношений, решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Корректировка таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов до и после выпуска товаров, а также срок их уплаты осуществляются в порядке и по формам, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.
В спорный период корректировка таможенной стоимости осуществлялась в порядке, установленном решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок N 376).
Пунктом 22 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (в редакции, действующей до решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 04.09.2017 N 112), установлено, что при принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров должностным лицом в соответствии с Порядком декларирования таможенной стоимости товаров проставляются соответствующие отметки в декларации таможенной стоимости (декларации на товары) и оформляется решение о корректировке таможенной стоимости товаров в двух экземплярах в соответствии с приложением N 1 к Порядку, один из которых остается в таможенном органе, другой вручается (направляется) декларанту (таможенному представителю) в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
В решении о корректировке таможенной стоимости товаров должностное лицо указывает таможенную стоимость товаров и метод ее определения в соответствии со статьями 4 - 10 Соглашения, а также реквизиты соответствующих источников информации.
Согласно пункту 23 Порядка декларант (таможенный представитель) в соответствии с Порядком корректировки таможенной стоимости товаров осуществляет корректировку таможенной стоимости товаров, исходя из указанной должностным лицом в решении о корректировке таможенной стоимости товаров величины таможенной стоимости товаров, уплачивает таможенные пошлины, налоги, исчисленные с учетом скорректированной таможенной стоимости товаров.
Из вышеуказанных нормоположений следует, что при наличии достаточных оснований полагать, что представленные декларантом документы не подтверждают заявленные в ДТ сведения о таможенной стоимости, таможенный орган вправе осуществить корректировку таможенной стоимости, приняв соответствующе решение по установленной форме, с обязательным отражением в нем выбранного метода ее определения в соответствии со статьями 4 - 10 Соглашения, а также сведений о соответствующих источниках ценовой информации.
В силу статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
В случае если для определения таможенной стоимости невозможно использовать положения статьи 4 Соглашения с учетом положений статьи 5, то последовательно применяются статьи 6, 7, 8, 9 и 10 Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Соглашения, в случае если таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, не может быть определена в соответствии со статьями 4 и 6 настоящего Соглашения, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и ввозимые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.
Стоимостью сделки с однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, принятая таможенным органом в соответствии со статьей 4 настоящего Соглашения.
Для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров в соответствии с настоящей статьей должна использоваться стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (ввозимые) товары. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах. Указанная в настоящем абзаце информация применяется с проведением соответствующей корректировки стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров.
Такая корректировка проводится на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с однородными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с однородными товарами для целей определения таможенной стоимости не используется.
В силу пункта 3 данной статьи, в случае если выявлено более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учетом соответствующих корректировок в соответствии с пунктами 1 - 2 настоящей статьи), для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
Как следует из материалов дела и установлено судами, таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара N 1, применив третий метод таможенной оценки и сведения из источника корректировки - ДТ N 10702070/040717/0006209.
Проанализировав источники ценовой информации, указанные обществом в обоснование позиции о выборе таможней источника не с самым низким ИТС, суды согласились с примененным таможенным органом методом таможенной оценки, и указали, что выбранный источник ценовой информации сопоставим по коммерческим, качественным и функциональным характеристикам со сведениями о товаре N 1, заявленном в спорной декларации.
Между тем, судами оставлен без надлежащего исследования и оценки довод общества об имеющемся в базе данных таможенного органа ином и, по мнению декларанта, более корректном источнике ценовой информации, а именно о декларации на товары N 10714040/150617/0019541 (далее - ДТ N 19541), ИТС однородного товара по которому составил 3,04 доллара США/кг в отличие от выбранного для корректировки источника с ИТС 3,2 доллара США/кг.
Пояснения общества по данному обстоятельству, выписка из базы данных таможни и сведения о ДТ N 19541 как о возможном источнике ценовой информации для корректировки таможенной стоимости спорного товара, представлены заявителем в ходе судебного разбирательства в нижестоящих инстанциях и имеются в материалах дела.
Более того, сведения о ДТ N 19541 отражены в решении о корректировке таможенной стоимости от 24.09.2017 в качестве сравниваемого источника при обнаружении таможенным органом признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости.
В такой ситуации без полного и всестороннего исследования и оценки всех обстоятельств, касающихся применения декларантом источника ценовой информации, предложенного таможенным органом, правовых оснований для выводов о правильном выборе источника для корректировки заявленной обществом таможенной стоимости в отношении спорного товара, у судов не имелось.
Поскольку решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров оформляется по определенной форме, а графы формы решения с информацией о выбранном источнике корректировки являются неотъемлемой составляющей самого решения в целом, и, исходя из предоставленных суду кассационной инстанции полномочий, судебные акты подлежат отмене в полном объеме, дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления всех необходимых для правильного разрешения спора по указанным вопросам обстоятельств, исследования и оценки всех полученных в ходе судебного разбирательства доказательств.
При новом рассмотрении суду следует принять во внимание правила выбора метода и источников для корректировки таможенной стоимости, закрепленные в Соглашении и в решении Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 N 202 "О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)", положения Порядка N 376 и статьи 78 ТК ТС, исследовать все факторы возможности применения метода определения таможенной стоимости в соответствии со статьей 7 Соглашения по отношению к условиям конкретной сделки (коммерческий уровень, количество, продавец - отправитель, производитель/не производитель товара и т.д.), к содержанию представленных в подтверждение документов, в том числе коммерческих, дать оценку этим факторам и ИТС предложенных источников и принять обоснованное и законное решение по существу спора.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.01.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 по делу N А51-28343/2017 Арбитражного суда Приморского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.