г. Хабаровск |
|
16 января 2017 г. |
А73-9600/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Ширяева И.В.
Судей: Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии:
от муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах": Поляков В.Н., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 03;
от администрации города Хабаровска в лице комитета администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом: Красюкова Т.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 1.1.29-37; Горбунова И.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 1.1.29-36;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"
на решение от 13.09.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016
по делу N А73-9600/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Маскаева А.Ю., в суде апелляционной инстанции судьи Вертопрахова Е.В., Балинская И.И., Харьковская Е.Г.
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"
к администрации города Хабаровска в лице комитета администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом
о признании недействительным и отмене пунктов предписания
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах" (ОГРН 1072722004277 ИНН 2722062627, место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Постышева, 10, далее - МУП г. Хабаровска "УО МКД", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным и отмене пунктов 1, 3, 4* предписания Администрации города Хабаровска в лице комитета администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом (ОГРН 1032700305978 ИНН 2702015107, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66, далее - комитет, административный орган) от 18.04.2016 N 6.
Решением суда от 13.09.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016, в удовлетворении заявления отказано ввиду соответствия оспариваемых пунктов предписания Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила технической эксплуатации жилищного фонда).
МУП г. Хабаровска "УО МКД", не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа в признании недействительными пунктов 1, 3 предписания комитета от 18.04.2016 N 6, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт о признании недействительными вышеназванных пунктов предписания административный орган.
Податель жалобы, опираясь на положения статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 30, 39, 41, 67 ЖК РФ, пункт 5 Правил содержания общего имущества, настаивает на том, что аварийные протечки, о которых указано в пункте 1 предписания от 18.04.2016, находятся за пределами границ эксплуатационной ответственности управляющей организации и на общем имуществе собственников комнат в коммунальной квартире в санузле, следовательно, их устранение не входит в обязанности МУП г. Хабаровска "УО МКД". Оспаривая законность пункта 3 предписания комитета от 18.04.2016, заявитель жалобы утверждает о непринятии общим собранием собственников помещений в порядке статьи 44 ЖК РФ решения о текущем ремонте подъезда; указанное, по мнению управляющей организации, освобождает МУП г. Хабаровска "УО МКД" от необходимости принять меры по обеспечению надлежащего состояния внутренней отделки стен в подъезде.
Комитет в отзыве доводы кассационной жалобы отклонил, считает судебные акты, принятые по делу, законными и обоснованными, настаивает на наличии у управляющей организации обязанности исполнить спорное предписание.
В заседании суда кассационной инстанции представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу, дав по ним пояснения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено, что МУП г. Хабаровска "УО МКД" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2007 N 18/У является управляющей организацией для многоквартирного дома N 13, расположенного на ул. Ленинградская в городе Хабаровске.
На основании обращения жителя вышеуказанного многоквартирного дома комитет во исполнение приказа председателя комитета от 25.03.2016 N 39-пр провел внеплановую выездную проверку МУП г. Хабаровска "УО МКД" с целью проверки соблюдения обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Хабаровского края в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
По результатам проверки, зафиксированным в акте от 18.04.2016 N 6, выявлено, что проверяемым лицом не обеспечено содержание общего имущества дома N 13 по ул. Ленинградской, нарушены положения пунктов 3.2.8, 3.2.9, 4.3.1, 4.4.1, 4.5.1 Правил технической эксплуатации жилищного фонда.
Предписанием об устранении выявленных нарушений от 18.04.2016 N 6, выданным комитетом, управляющей организации предписано в срок до 01.07.2016:
принять меры, направленные на обеспечение надлежащего содержания общего имущества: на устранение протечек воды через перекрытие в санитарном узле (душевой) секции 25 (3 этаж) из секции 27 (4 этаж) в 4 подъезде дома N 13 по ул. Ленинградской (пункт 1 предписания);
принять меры, направленные на обеспечение надлежащего состояния стен в местах общего пользования (кухне, туалете душевой) секции 25, 27 в этом же подъезде этого же дома (пункт 2 предписания);
принять меры, направленные на обеспечение надлежащего состояния внутренней отдели стен в этом же подъезде этого же дома (пункт 3 предписания);
принять меры, направленные на обеспечение надлежащего состояния полов в местах общего пользования (кухни) секций 25, 27 этого же дома (пункт 4 предписания);
проинформировать о выполнении предписания (пункт 4* предписания).
Не согласившись с названным предписанием в части пунктов 1, 3, 4*, считая их незаконными, МУП г. Хабаровска "УО МКД" обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, применяя положения ЖК РФ, Правил содержания общего имущества, Правил технической эксплуатации жилищного фонда, признал оспариваемые предписания соответствующими указанным выше нормативным актам и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ. При этом суды, отказывая в признании недействительными пунктов 1 и 3 предписания от 18.04.2016 N 6, обоснованно исходили из следующего.
В силу положений части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно указаниям части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация при управлении многоквартирным домом несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В состав общего имущества согласно положениям пункта 2 Правил содержания общего имущества включаются, в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Из положений пункта 1.1 Правил технической эксплуатации жилищного фонда следует, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. К их числу относятся, в том числе:
работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, а именно проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ;
работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, а именно проверка состояния внутренней отделки; при наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Пунктами 3.2.8, 3.2.9, 4.3.1, 4.5.1 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, нарушение которой вменено управляющей организации, предписано последней обеспечивать периодичность ремонта подъезда один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа, восстанавливать водоизоляционные и влагозащитные свойства перекрытий в санитарных узлах, не допускать отслоения краски на лестничных клетках.
Поскольку МУП г. Хабаровска "УО МКД" является управляющей организацией многоквартирного дома, находящегося по адресу г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 12, суды, руководствовались перечисленными выше нормами права, сделали правомерный вывод о наличии у последнего обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в названном многоквартирном доме.
При этом судебные инстанции также мотивированно указали, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов (подъездов) и замена (устройство) гидроизоляции полов в отдельных санитарных узлах квартир относятся к текущему содержанию многоквартирного дома, бремя осуществления которого в силу договора управления от 01.07.2007 N 18/У возложено на МУП г. Хабаровска "УО МКД".
В частности, как обоснованно отметили суды, пунктом 3.1.7 названного договора, а также разделом "Полы" Приложения N 4 к этому же договору прямо установлен трехдневный предельный срок устранения протечек в перекрытиях, вызванных нарушением водонепроницаемости гидроизоляции полов в санузлах.
При таких обстоятельствах судебные инстанции мотивированно признали законным пункт 1 предписания комитета от 18.04.2016 N 6.
Утверждение подателя жалобы о том, что аварийные протечки, о которых указано в вышеуказанном пункте предписания, находятся за пределами границ эксплуатационной ответственности управляющей организации и на общем имуществе собственников комнат в коммунальной квартире в санузле, безосновательны, поскольку в силу прямого указания положений статьи 36 ЖК РФ, пункта 2 Правил содержания общего имущества плиты перекрытий входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В обоснование незаконности пункта 3 предписания комитета от 18.04.2016 N 6, МУП г. Хабаровска "УО МКД" указывает на невозможность проведения ремонта подъезда в отсутствие принятого в порядке, установленном пунктом 4.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Действительно, вышеуказанной нормой ЖК РФ установлено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, согласно требованиям части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Как уже было указано выше, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами технической эксплуатации жилищного фонда.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Фактически, как подчеркнуто в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний.
Учитывая изложенное, судами верно отмечено, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, поскольку актом проверки от 18.04.2016 N 6 зафиксированы отслоения окрасочного и штукатурного слоя стен в подъезде, а также выявлен факт несоблюдения периодичности ремонта названного подъезда, что является нарушением пунктов 3.2.8, 3.2.9 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, комитет правомерно, преследуя цели обеспечения безопасности людей и сохранности жилого дома, предписал управляющей организации принять меры, направленные на обеспечение надлежащего состояния внутренней отделки стен в подъезде N 4 дома N 13 по ул. Ленинградской.
Указанные работы, направленные на исполнение обязательных требований по обеспечению нормативно установленного уровня содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, должны быть выполнены МУП г. Хабаровска "УО МКД" независимо от решения общего собрания собственников многоквартирного дома.
Учитывая изложенное, пункт 3 предписания комитета от 18.04.2016 N 6 судами обоснованно признан законным.
По существу, доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судебных инстанций, основаны не ошибочном толковании норм жилищного законодательства, следовательно, не могут быть признаны обоснованными.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами полно и всесторонне, исследованы все имеющиеся в деле доказательства, нормы материального права применены соответственно установленным обстоятельствам, отсутствуют нарушения норм процессуального права, в том числе влекущие согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебных актов в обжалуемой управляющей организацией части.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.09.2016 в обжалуемой части, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016 в обжалуемой части по делу N А73-9600/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.