Требование: о взыскании долга и затрат, о взыскании пени в отношении жилья, в отношении нежилых помещений
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
17 января 2017 г. |
А24-2306/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А.Камалиевой
Судей: А.В.Солодилова, И.А.Тарасова
при участии:
от АО "Военторг-Восток": Попов А.Н., представитель по доверенности от 22.12.2016 N 414
рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае
на решение от 05.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016
по делу N А24-2306/2016 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Ю.С.Скрипник, в суде апелляционной инстанции - судьи Л.Ю.Ротко, С.Н.Горбачева, Е.Н.Номоконова
по иску общества с ограниченной ответственностью "Городская объединенная управляющая компания"
к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае
третье лицо: акционерное общество "Военторг-Восток"
о взыскании 314 628 руб. 27 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Городская объединенная управляющая компания" (далее - ООО "ГОУК", общество; ОГРН 1084101005592, адрес (место нахождения): 683024, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, д. 29) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (далее - ТУ Росимущества в Камчатском крае; ОГРН 1094101004865, адрес (место нахождения): 683000, г. Петропавловск- Камчатский, ул. Красинцев, д. 1) о взыскании 314 628 руб. 27 коп. долга по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту общего имущества многоквартирного дома и коммунальных услуг, потребленных в процессе использования общего имущества многоквартирного дома, за период с 01.04.2013 по 20.06.2015 со взысканием пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченной в срок суммы долга за каждый день просрочки начиная с 17.05.2016 по день фактической уплаты (с учетом произведенной судом определением от 07.07.2016 замены ответчика).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Военторг-Восток".
Решением суда от 05.08.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ТУ Росимущества в Камчатском крае, в обоснование которой заявитель указал, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, поскольку решение о приватизации ФКП "Управление торговли Тихоокеанского флота", а также об утверждении состава, подлежащего приватизации имущественного комплекса ФКП "Управление торговли Тихоокеанского флота", принималось Министерством обороны Российской Федерации. В этой связи податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить, принять по делу новое решение.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель АО "Военторг-Восток" привел свои правовые позиции, дав соответствующие по ним пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание суда кассационной инстанции откладывалось, судебный состав не изменился.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 02.03.2011, ООО "ГОУК" является управляющей компании многоквартирным домом N 7а по ул. Авиационная в г. Петропавловске-Камчатском, в котором расположены нежилые помещения поз. XXIII, XXIV, второго этажа в здании общежития, общей площадью 51,7 кв.м, право собственности на которые согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 14.12.2015 N 41/001/102/2015-1023 зарегистрировано за Российской Федерацией.
Полагая, что ответчик обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома N 7а по ул. Авиационной в г. Петропавловске-Камчатском, ООО "ГОУК" обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Не оспаривая размер задолженности, ТУ Росимущества в Камчатском крае полагает, что надлежащим ответчиком является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Судами установлено, что на основании распоряжения ТУ Росимущества в Камчатском крае от 29.12.2007 N 484-р нежилые помещения поз. XXIII, XXIV, второго этажа в здании общежития, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Авиационная, 7а, закреплены на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием "Управление торговли Тихоокеанского флота" (л.д.122-123 т. 1).
Право оперативного управления за ФКП "Управление торговли Тихоокеанского флота" зарегистрировано 30.09.2009.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.07.2009 N 749 "Об условиях приватизации Федерального казенного предприятия "Управление торговли Тихоокеанского флота" была осуществлена приватизация указанного предприятия, в результате которой путем преобразования названного предприятия было создано открытое акционерное общество "Управление торговли Тихоокеанского флота" (л.д. 61 т. 2). В дальнейшем согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц от 11.07.2016, открытое акционерное общество "Управление торговли Тихоокеанского флота" реорганизовано в форме преобразования в акционерное общество "Военторг-Восток".
При осуществлении приватизации, для передачи ОАО "Управление торговли Тихоокеанского флота" имущества ФКП "Управление торговли Тихоокеанского флота", 28.09.2009 заместителем Министра обороны Российской Федерации был утвержден передаточный акт (л.д. 12-55 т. 2) подлежащего приватизации имущественного комплекса ФКП "Управление торговли Тихоокеанского флота".
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 названного Федерального закона.
Пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, в свою очередь, предусматривает, что в передаточном акте определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия и указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения.
В соответствии с передаточным актом от 28.09.2009 ОАО "Управление торговли Тихоокеанского флота" приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс ФКП "Управление торговли Тихоокеанского флота", в состав которого Министерством обороны Российской Федерации - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, спорные помещения поз. XXIII, XXIV, второго этажа в здании общежития, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Авиационная, 7а, не включены.
В силу статьи 59 ГК РФ передаточный акт, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт является документом, определяющим состав прав и обязанностей, переходящих к соответствующему правопреемнику.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды обеих инстанций пришли к правильным выводам о том, что в процессе приватизации ФКП "Управление торговли Тихоокеанского флота" третьему лицу передан не весь имущественный комплекс, а лишь имущество, указанное в акте от 28.09.2009, следовательно, спорные нежилые помещения поз. XXIII, XXIV второго этажа в здании общежития, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Авиационная, 7а, из владения Российской Федерации не выбыли.
В соответствии с пунктом 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
На основании пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 125 и пункта 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Из содержания приведенных норм права и их системного толкования следует, что полномочия по распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности и закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации, принадлежат последнему в лице его уполномоченных органов.
Между тем, как следует из материалов дела, спорными нежилыми помещениями распоряжалось ТУ Росимущества в Камчатском крае, о чем свидетельствует распоряжение данного органа от 29.12.2007 N 484-р о закреплении помещений на праве оперативного за ФКП "Управление торговли Тихоокеанского флота" (л.д.122-123 т. 1).
В соответствии с п. 1 разд. I положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - агентство), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Доказательств того, что спорные нежилые помещения являются имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в нарушение положения статьи 65 АПК РФ ТУ Росимущества в Камчатском крае не представлено.
При таких обстоятельствах, проверив расчет суммы требований, на основании статей 153, 154, 155 ЖК РФ, статьи 210 ГК РФ, пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пунктов 7, 11 Правил N 491, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Камчатском крае задолженности за содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, задолженности по оплате отопления, за оказанные коммунальные услуги ГВС, ХВС, электроснабжения на общедомовые нужды в общей сумме 314 628 руб. 27 коп.
Установив факт ненадлежащего исполнения обязанности по погашению задолженности, суды на основании ст. 330 ГК РФ, п. 14 ст. 155 ЖК РФ, а также п. 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7, также обоснованно удовлетворили требование истца о взыскании пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты на сумму долга за каждый день просрочки начиная с 17.05.2016 по день фактической оплаты долга в размере 314 628 руб. 27 коп.
С учетом изложенного, решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 по делу N А24-2306/2016 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Камалиева |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств того, что спорные нежилые помещения являются имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в нарушение положения статьи 65 АПК РФ ТУ Росимущества в Камчатском крае не представлено.
При таких обстоятельствах, проверив расчет суммы требований, на основании статей 153, 154, 155 ЖК РФ, статьи 210 ГК РФ, пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пунктов 7, 11 Правил N 491, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Камчатском крае задолженности за содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, задолженности по оплате отопления, за оказанные коммунальные услуги ГВС, ХВС, электроснабжения на общедомовые нужды в общей сумме 314 628 руб. 27 коп.
Установив факт ненадлежащего исполнения обязанности по погашению задолженности, суды на основании ст. 330 ГК РФ, п. 14 ст. 155 ЖК РФ, а также п. 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7, также обоснованно удовлетворили требование истца о взыскании пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты на сумму долга за каждый день просрочки начиная с 17.05.2016 по день фактической оплаты долга в размере 314 628 руб. 27 коп."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 января 2017 г. N Ф03-6043/16 по делу N А24-2306/2016