Требование: о взыскании долга и затрат, о взыскании убытков по договору водоснабжения, по договору оказания услуг по обслуживанию многоквартирного дома
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
18 января 2017 г. |
А73-6586/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Камалиевой Г.А.
Судей: Захаренко Е.Н., Мельниковой Н.Ю.
при участии:
от Министерства финансов Хабаровского края - Бахмат Т.А., представитель по доверенности от 09.02.2016 N 19-14-69
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 13.07.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016
по делу N А73-6586/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья С.Д.Степина; в суде апелляционной инстанции - судьи М.О.Волкова, И.В.Иноземцев, А.А.Тихоненко
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон"
к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края
о взыскании 973 104 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон" (далее - ООО "ЭКО-Фаэтон"; ОГРН 1092705000178, адрес (место нахождения): 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Батарейная 1-Я, 38) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация; ОГРН 1022700615849, адрес (место нахождения): 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, 73) о взыскании задолженности по субвенциям на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению за апрель 2016 года в сумме 973 104 рублей (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Требования мотивированы статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 16.06.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Решением суда от 13.07.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016, иск удовлетворен.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе администрации, полагающей, что арбитражными судами при принятии обжалуемых судебных актов были неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой инстанции не установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела. В связи с этим податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов кассационной жалобы ее податель ссылается на то, что Министерством ЖКХ Хабаровского края в спорный период перечислялись денежные средства по дополнительному коду бюджетной квалификации - 4414 в полном объеме, а перечисление субвенций, которые были необходимы для перечисления заявителю по дополнительному коду бюджетной квалификации - 4402 производились не в полном объеме. При этом ссылается на пункт 4.1 Порядка расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетом из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр, согласно которому субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Считает, что администрация не имеет правовых оснований для перечисления истцу денежных средств краевого бюджета, которые поступили по другому целевому коду бюджетной классификации.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему Министерство финансов Хабаровского края просит отказать в ее удовлетворении. В своем отзыве ООО "ЭКО-Фаэтон" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства финансов Хабаровского края привела свои правовые позиции, дав соответствующие по ним пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили. ООО "Эко-Фаэтон" ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ЭКО-Фаэтон", являясь ресурсоснабжающей организацией, с 2012 года и по настоящее время оказывает коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению населения и других потребителей на территории города Николаевска-на-Амуре в районе п. Аэропорт и ул. Юбилейная.
В п. Аэропорт истец производит эксплуатацию и содержание котельной, работающей на газовом топливе, жилищный фонд, расположенный на территории поселка, отапливается этой котельной.
Для производства и обеспечения тепловой энергией населения, проживающего на ул. Юбилейной, истец эксплуатирует и содержит котельную, работающую на твердом топливе.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.10.2015 N 30/15 утвержден и введен в действие с 1 января 2016 года экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ООО "ЭКО-Фаэтон" в размере 4 479,40 руб. за 1 Гкал.
При этом Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19.08.2015 N 80 установлен предельный максимальный тариф для населения с 01.01.2016, который составил 2 209,41 руб. за 1 Гкал.
15.03.2016 между Администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края (Администрация) и ООО "ЭКО-Фаэтон" (организация) заключен договор N 16-09-г на возмещение убытков, связанных с применением тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, сроком действия с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Согласно разделу 1 договора администрация обязалась возмещать организации убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций в бюджет Николаевского муниципального района и в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета района на текущий финансовый год, в пределах лимита бюджетных обязательств.
В силу пункта 2.1 договора фактически сумма возмещения организации убытков в 2016 году рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению".
Из-за разницы между предельными тарифами на тепловую энергию для населения, установленными Губернатором Хабаровского края и тарифами на данный энергоресурс, установленными Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для истца, истец не дополучил полную стоимость отпущенного энергоресурса.
Согласно отчету об объеме отпущенной тепловой энергии населению за апрель 2016 года объем энергии составил 414,1 Гкал (отопление), 17,3 Гкал (горячее водоснабжение).
По расчету истца у ответчика имеется задолженность в сумме 973 104 рублей.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ООО "ЭКО-Фаэтон" в полном объеме, суды обеих инстанций правомерно исходили из нижеследующего.
Нормы Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" предусматривают возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Данное обязательство относится к расходным обязательствам Хабаровского края.
В силу пункта 1 статьи 4 названного Закона определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края.
Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района, утвержден постановлением администрации Николаевского муниципального района от 29.08.2011 N 494-па.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 222 определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.
Статья 15 ГК РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Возмещение причиненного вреда осуществляется по правилам, установленным статьями 15 и 1064 ГК РФ, включающим обязательные элементы состава правонарушения (вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, размер ущерба и причинно-следственную связь).
Из совокупности изложенных правовых норм следует, что истец вправе получить полное возмещение неполученных сумм от образовавшейся межтарифной разницы при обеспечении потребителей тепловой энергией.
Истолковав применительно к вышеприведенным нормам права обстоятельства дела, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, установив отсутствие доказательства возмещения истцу убытков в виде предоставления субвенций в полном объеме, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований по взысканию с ответчика задолженности по субвенциям на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению за апрель 2016 года в размере 973 104 рублей.
Довод заявителя жалобы, аналогичный доводу апелляционной жалобы, о том, что администрация не имеет правовых оснований для перечисления истцу денежных средств краевого бюджета, которые в спорный период поступили по другому целевому коду бюджетной классификации, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку как правильно указал суд апелляционной инстанции, дополнительное кодирование в виде двух дополнительных кодов 4402 и 4414 введено приказом Министерства финансов края от 16.01.2015 N 8П в целях организации исполнения краевого бюджета и осуществления контроля за расходами средств краевого бюджета, имеющими целевое назначение. Целевое направление средств краевого бюджета, предназначенных для возмещения РО убытков от применения регулируемых тарифов по теплоэнергии определено Законом Хабаровского края от 09.12.2015 N 146 "О краевом бюджете на 2016 год" код, в том числе целевой статьи 080030П120 код вида расхода "субвенции" - 530. Таким образом, направление средств краевого бюджета по КБК 044 05 02 080030П120 530 с применением дополнительных кодов 4402 и 4414 не влияет на общее исполнение Хабаровским краем государственных полномочий по возмещению РО убытков от применения регулируемых тарифов по тепловой энергии.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дана обоснованная юридическая оценка, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
В силу изложенных обстоятельств суды обоснованно пришли к выводу об удовлетворении исковых требований в заявленном объеме.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.07.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016 по делу N А73-6586/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Камалиева |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.