Требование: о взыскании затрат по государственному контракту в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
17 января 2017 г. |
А73-5933/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Лесненко С.Ю.
при участии:
от ФКУ "ОСК ВВО" и от Минобороны России: Чернобай А.В., представитель по доверенностям от 19.12.2016 N 29/203 и от 28.12.2015 N 2212/1/391 соответственно
от ГБУЗ Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская больница N 2": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
на решение от 01.07.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016
по делу N А73-5933/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Трещева В.Н., в апелляционной инстанции судьи: Волкова М.О., Гричановская Е.В., Дроздова В.Г.
По иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская больница N 2"
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании 676 061 руб.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская больница N 2" (ОГРН 1024101026344, ИНН 4101068210, место нахождения: 683015, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Строителей, д. 1А; далее - ГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская больница N 2") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 15; далее - ФКУ "ОСК ВВО") о взыскании 676 061 руб. 01 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, третье лицо).
Решением суда от 01.07.2016, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 без изменения, иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФКУ "ОСК ВВО" обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению заявителя кассационной жалобы, ФКУ "ОСК ВВО" является казенным (бюджетным) учреждением, в связи с чем к правоотношениям по возмездному оказанию медицинских услуг должны применяться нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), которым предусмотрено обязательное заключение государственного контракта. Поскольку указанный порядок в данном случае не был соблюден, ответчик полагает, что спорные медицинские услуги оказаны без надлежащего оформления соответствующих обязательств. В связи с изложенным ответчик считает, что на его стороне отсутствует вина за просрочку в оплате оказанных истцом услуг, что в свою очередь исключает возможность удовлетворения предъявленных последним в рамках настоящего дела требований.
ГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская больница N 2" в отзыве на кассационную жалобу опровергло все приведенные в ней доводы, в связи с чем предложило оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Дополнительно от истца поступило ходатайство о рассмотрении поданной по настоящему делу кассационной жалобы в суде округа в отсутствие его представителя.
От третьего лица отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ФКУ "ОСК ВВО" и Минобороны России настаивал на удовлетворении поданной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская больница N 2", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, участия в заседание суда не принимал.
Проверив законность обжалуемых решения и апелляционного постановления в порядке статьи 286 АПК РФ с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в соответствии с Правилами возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС РФ, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911, между ФКУ "ОСК ВВО" (заказчик) и ГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская больница N 2" (исполнитель) заключен договор от 01.07.2012 N 44/4/Д-101-12 об оказании медицинской помощи военнослужащим войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации Восточного военного округа.
Пунктами 1.1, 1.2 договора предусмотрено, что исполнитель оказывает медицинские услуги военнослужащим при отсутствии по месту военной службы, месту жительства и иного нахождения военно-медицинских учреждений Министерства обороны Российской Федерации или при отсутствии в них соответствующих отделений, либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях. Заказчик обязался оплатить оказанные медицинские услуги.
Согласно пункту 3.1 договора медицинская помощь оплачивается заказчиком по тарифам, предусмотренным по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медучреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи (приложение N 1).
На основании пункта 3.2 договора исполнитель ежемесячно по завершении лечения военнослужащих (обследования, освидетельствования) оформляет выписку из медкарты и счет-фактуру и реестр оказанных услуг с указанием данных военнослужащих, которым оказаны услуги.
В силу пункта 3.3 договора заказчик проверяет счета-фактуры и сведения об оказанной медицинской помощи, обоснованности приема на лечение, качества и продолжительности их лечения и при отсутствии претензий по представленным документам в 20-дневный срок производит оплату учреждению здравоохранения счетов-фактур, либо дает мотивированный отказ от оплаты.
Указанный договор заключен сторонами сроком на один календарный год (пункт 5.1 договора).
В пункте 5.2 стороны согласовали условие о том, что, если ни одна из сторон не заявит о прекращении (изменении) договора не менее чем за 1 (один) месяц до окончания срока, на который заключен договор, его действие автоматически продлевается каждый раз на следующий календарный год.
В период с 01.07.2015 по 31.12.2015 истец оказал ответчику соответствующие услуги по медицинской помощи военнослужащим на общую сумму 676 061 руб.
В связи с отсутствием оплаты оказанных услуг в установленный договором срок, истец 15.03.2016 направил в адрес ответчика претензию об оплате образовавшейся задолженности, неисполнение которой послужило основанием предъявления в арбитражный суд настоящего иска.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей" утверждены Правила, регулирующие порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Согласно пункту 4 Правил скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания).
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (пункт 5 Правил).
Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи (пункт 7 Правил).
Таким образом, положения указанного нормативного акта предусматривают, что оказание учреждением здравоохранения военнослужащим и сотрудникам воинских частей медицинской помощи может осуществляться как на основании заключенного с территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового.
Кроме того, ФКУ "ОСК ВВО" не отрицает, что медицинские услуги оказаны лицам, на которых распространяется действие Правил, надлежащим образом. В данном случае ГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская больница N 2" не могло отказать в медицинской помощи или прервать лечение военнослужащих, сославшись на отсутствие договора или финансирования, поскольку жизнь и здоровье военнослужащих имеют приоритет над формальными доводами ответчика, своевременно не позаботившегося об урегулировании правовых и финансовых вопросов.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, и установив, что факт оказания медицинской помощи подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен, доказательств того, что ответчик при исполнении договора заявлял о его недействительности не представлено, претензий относительно качества и объема оказанных услуг, применения тарифов не заявлено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у ФКУ "ОСК ВВО" обязанности оплатить медицинские услуги.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
С учетом установленных обстоятельств дела, а также приведенных норм права, доводы ответчика об оказании услуг в спорный период в отсутствие договора, заключенного с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ, а также об отсутствии его вины в неоплате оказанных услуг ввиду отсутствия бюджетного финансирования, признаются несостоятельными, поскольку не освобождают ответчика от обязанности по оплате спорных услуг.
Кроме того, аналогичные по своему содержанию аргументы ранее уже приводились ответчиком в процессе рассмотрения настоящего дела в арбитражных судах первой, апелляционной инстанции и в результате чего были мотивированно отклонены судами.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы по существу спора являлись предметом рассмотрения арбитражных судов первой и апелляционной инстанции, в результате чего им дана надлежащая правовая оценка. Такие доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и не являются основанием для отмены принятых по делу решения и апелляционного постановления в порядке кассационного производства. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами также не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.07.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 по делу N А73-5933/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.