г. Хабаровск |
|
15 февраля 2017 г. |
А73-6802/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Цирулик О.В.
Судей: С.И. Гребенщикова, Е.К. Яшкиной
при участии:
от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания":
- Полухина Н.Я., представитель по доверенности N 51/523 от 04.09.2014
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
на решение от 19.07.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016
по делу N А73-6802/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.Н. Никитина, в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д. Пескова, Е.И. Сапрыкина, Е.А. Швец
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к муниципальному образованию "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре
о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного имущества - участков теплотрасс; об обязании направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о принятии участков тепловых сетей на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества; об обязании определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных сетей
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49; далее - АО "ДГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к муниципальному образованию "город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре (ОГРН 1032700030373, ИНН 2703000150, место нахождения: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, 13; далее - администрация, уполномоченный орган, ответчик) с заявлением о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного имущества - участков теплотрасс, присоединенных к теплотрассам общества; об обязании администрации в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о принятии на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества - участков теплотрасс, присоединенных к теплотрассам общества; об обязании ответчика определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных сетей, а именно - участки теплотрасс, присоединенных к теплотрассам истца.
Решением от 19.07.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, а также неверное применение норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты.
По мнению заявителя, выводы судов об отсутствии бездействия администрации, со ссылкой на протокол совещания у первого заместителя главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре по вопросу об определении теплосетевой организации по обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей от 25.11.2010, являются ошибочными, поскольку фактически уполномоченным органом не совершено действий, свидетельствующих об определении теплосетевой организации, обслуживающей спорные сети. Считает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ у администрации имеется обязанность по подаче заявления о принятии на учет бесхозяйных сетей. Также указывает на фактическое несение затрат по обслуживанию спорных сетей, которые без определения теплосетевой организации невозможно включить в тариф на услуги по передаче тепловой энергии.
В отзыве на кассационную жалобу администрация приводит свои возражения относительно ее доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Определением от 17.01.2017 рассмотрение кассационной жалобы было отложено до 06.02.2017.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 13.02.2017.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, настаивал на отмене судебных актов. Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечила.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы, дополнений к ней, а также отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, письмами от 24.09.2010 N 15/2879, от 26.05.2011 N 15/1630, от 04.12.2013 N 6387, от 14.01.2014 N 64, от 26.12.2014 N 5492, от 17.07.2015 N 150-231/2027 общество неоднократно обращалось в администрацию с просьбой решить вопрос относительно бесхозяйных участков теплотрасс, присоединенных к теплотрассам истца.
Запросы общества рассмотрены на совещании у первого заместителя главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре по вопросу об определении теплосетевой организации по обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей от 25.11.2010. Кроме того, администрацией г. Комсомольска-на-Амуре приняты ряд актов, касающихся вопросов обслуживания тепловых сетей на территории муниципального образования, в том числе бесхозяйных тепловых сетей.
АО "ДГК", посчитав, что администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества и не определении организации, обслуживающей бесхозяйные тепловые сети, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о недоказанности факта незаконного бездействия, допущенного администрацией.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
К бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" организация теплоснабжения в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.
Органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения в пределах поселения. Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей в силу части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Вместе с тем действующее законодательство не имеет норм, устанавливающих обязанность принятия бесхозяйного имущества, в том числе тепловых сетей, в собственность муниципального образования. Вопрос о принятии бесхозяйного имущества на учет и последующего признания права собственности муниципального образования на такое имущество решается органом местного самоуправления в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств.
Вышеприведенные нормы права предписывают лишь определить организацию, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети, при этом их регистрация в качестве бесхозяйных не имеет правового значения.
Таким образом, является верным вывод судов о том, что необращение администрации в регистрирующий орган за принятием на учет в качестве бесхозяйных тепловых сетей по заявлениям АО "ДГК" нельзя квалифицировать как незаконное бездействие.
Отказывая в удовлетворении заявления в части признания незаконным бездействия администрации по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных сетей, а именно - участки теплотрасс, присоединенных к теплотрассам истца, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Постановлением Администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 25.02.2016 N 443-па АО "ДГК" присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории городского округа "Город Комсомольск-на- Амуре" в зоне деятельности N 001.
Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24.12.2015 N 3829-па утверждена схема теплоснабжения города Комсомольска-на-Амуре на период с 2015 г. по 2030 г. Спорные участки тепловых сетей указаны в таблице 79 "Перечень бесхозяйных тепловых сетей" раздела 10 том 1 схемы теплоснабжения названного постановления администрации.
Установив вышеуказанные обстоятельства и проанализировав содержание названных правовых актов в их совокупности, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что администрация определила теплосетевую организацию по обслуживанию спорных участков теплотрассы, и, следовательно, не допустила бездействия.
На основании изложенного доводы кассационной жалобы АО "ДГК" подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права и противоречащие установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Ссылка общества на наличие постановлений администрации об определении теплоснабжающей организации, обслуживающей тепловые сети, ведущие к жилому фонду, отклоняется, как основанная на фактических обстоятельствах, не входящих в предмет рассмотрения по настоящему делу.
При этом суд округа отмечает, что доказательств невключения расходов на обслуживание спорных участков тепловых сетей в расчет тарифа и, следовательно, нарушения прав заявителя, АО "ДГК" не предъявлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.07.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016 по делу N А73-6802/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.