г. Хабаровск |
|
06 августа 2018 г. |
А04-10952/2017 |
Резолютивная часть постановления от 02 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи Лесненко С.Ю.
Судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зеясервис"
на решение от 06.03.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018
по делу N А04-10952/2017 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Пожарская В.Д., в апелляционном суде судьи: Тищенко А.П., Сапрыкина Е.И., Швец Е.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зеясервис"
к Государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании предписания недействительным
Общество с ограниченной ответственностью "Зеясервис" (ОГРН 1122815000494, ИНН 2815014866, место нахождения: 676244, Амурская область, г.Зея, микрорайон Светлый, 97-18; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН 1032800057146, ИНН 2801090539, место нахождения: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул.Шевченко, 24; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 07.09.2017 N 480-л об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 06.03.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также неполное выяснение значимых для дела обстоятельств, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что обязанность по осуществлению мероприятий по энергосбережению, в частности по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов лежит на собственниках и на ресурсоснабжающей организации, в связи с чем считает некорректной формулировку оспариваемого предписания, выразившуюся в указании на необходимость "установки приборов учета". Кроме того, обращает внимание арбитражного суда округа на обязанность по установке общедомовых приборов, в том числе по спорным адресам, иным лицом - ООО "Тепло-16" согласно заключенному с ним со стороны ООО "Зеясервис" договору.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в суд округа не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения инспекции от 07.09.2017 N 480-л в отношении ООО "Зеясервис", осуществляющего управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: г.Зея, ул.Школьная, 104, 110, 111, 93, ул.Мухина, 397, 395, 401, проведена внеплановая документарная проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания от 16.12.2016 N 1027-к, в ходе которой был установлен факт неисполнения пункта 2 предписания (обязанность в срок до 01.09.2017 установить и ввести в коммерческую эксплуатацию общедомовые приборы учета на отопление (теплоснабжение)), что отражено в акте проверки от 07.09.2017 N 480-л.
Вместе с тем обществу 07.09.2017 выдано новое предписание о необходимости в срок до 31.12.2017 установить и ввести в коммерческую эксплуатацию общедомовые приборы учета на отопление (теплоснабжение).
Не согласившись с данным предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), суды отказали в удовлетворении заявленного требования, признав наличие у общества как у управляющей организации обязанности по установке общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.
Суд округа находит верными выводы арбитражных судов, с учетом следующего.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергоснабжении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, после вступления в силу Закона об энергосбережении, работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Статья 13 Закона об энергосбережении, устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При таких обстоятельствах, поскольку общество, независимо от действий собственников многоквартирных домов, являясь лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязано принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания инспекции.
Доводы заявителя кассационной жалобы о возникновении отношений по установке приборов учета непосредственно между собственниками и ресурсоснабжающей организацией со ссылкой на нормы Закона об энергосбережении судом кассационной инстанции отклоняются, так как собственниками избран способ управления домами - управляющей организацией, а не непосредственное управление.
Следует отметить, что доводы, изложенные в кассационной жалобе (в том числе, о некорректности формулировки оспариваемого предписания, а также о наличии обязанности по установке общедомовых приборов по спорным адресам иным лицом - ООО "Тепло-16") выводов арбитражных судов не опровергают. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов суда первой инстанции и апелляционного суда, судом округа не установлено. С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 06.03.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 по делу N А04-10952/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.