г. Хабаровск |
|
06 марта 2017 г. |
А51-8424/2016 |
Резолютивная часть постановления от 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Яшкиной Е.К.
при участии
от ДЕЗИО Приморского края - Талько С.В., представитель по доверенности от 29.12.2016;
от администрации г.Владивостока - Жембровская О.В., представитель по доверенности от 23.12.2016;
от Минобороны России - Золотухина М.Л., представитель по доверенности от 21.12.2016 N 212/1/297;
от ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России - Сироткин А.Ф., представитель по доверенности от 23.01.2017 N 21;
рассмотрел в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
на решение от 24.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016
по делу N А51-8424/2016 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Тихомирова Н.А., в апелляционном суде судьи: Еремеева О.Ю., Анисимова Н.Н., Гуцалюк С.В.
По заявлению Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, администрации Находкинского городского округа, администрации Шкотовского муниципального района, администрации городского округа ЗАТО город Фокино, администрации города Владивостока
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, администрация Партизанского муниципального района Приморского края, общество с ограниченной ответственностью "Морской порт "Суходол", администрация Ольгинского муниципального района Приморского края, Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконными действий, обязании исключить сведения
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, место нахождения: 690110, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 22; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю (ОГРН 1027700486757, место нахождения: 107078, г.Москва, пер.Орликов, 10/1; далее - кадастровая палата) о признании незаконными действий по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о запретных зонах Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации; обязании исключить указанные сведения.
На основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соистцов привлечены: администрация Находкинского городского округа (ОГРН 1022500699704, место нахождения: 692904, Приморский край, г.Находка, Находкинский проспект, 16), администрация Шкотовского муниципального района Приморского края (ОГРН 1022500577175, место нахождения: 692802, Приморский край, г.Большой Камень, ул.Карла Маркса, 4), администрация городского округа ЗАТО город Фокино (ОГРН 1022500576471, место нахождения: 692880, Приморский край, г.Фокино, ул.Постникова, 9), администрация города Владивостока (ОГРН 1022501302955, место нахождения: 690950, Приморский край, г.Владивосток, Океанский проспект, 20).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Посьетская, 48), администрация Партизанского муниципального района Приморского края (место нахождения: 692962, Приморский край, с.Владимиро-Александровское, ул.Комсомольская, 45а), ООО "Морской порт "Суходол", (место нахождения: 692821, Приморский край, Шкотовский район, с.Романовка, ул.Ленинская, 56) администрация Ольгинского муниципального района Приморского края (место нахождения: 692460, Приморский край, пгт.Ольга, ул.Ленинская, 8), Министерство обороны Российской Федерации (место нахождения: 119160, г.Москва, ул.Знаменка, 19) в лице Департамента недвижимости Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.08.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе департамент выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами и ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, в связи с чем предлагает названные решение и постановление апелляционного суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы заявитель указывает на неправомерное отклонение судом первой инстанции ходатайства о приостановлении производства по делу до рассмотрения арбитражным судом дел N А40-134710/2016 и N А40-160776/2016, в рамках которых проверяется законность приказов заместителя Министра обороны Российской Федерации, послуживших основанием для внесения в ГКН сведений о запретных зонах. Кроме того, заявитель обращает внимание суда округа на то, что в границы запретных зон вошли сформированные земельные участки, принадлежащие на праве собственности частным лицам и публичным образованиям, на которых отсутствуют военные объекты. Так как информация о границах военных лесничеств в ГКН отсутствует, департамент полагает, что сведения о запретных зонах данных военных объектов были внесены в ГКН кадастровой палатой в нарушение Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 (далее - Положение N 405).
В отзыве на кассационную жалобу администрация г.Владивостока поддержала приведенные в ней доводы, дополнительно указав, что в границах Владивостокского лесничества расположены объекты жилого фонда, социально-бытового, производственного и иного назначения, не являющиеся военными, в связи с чем не вся территория указанного лесничества представляет собой военный объект. При принятии решения о внесении в ГКН сведений о границах запретной зоны военного объекта ответчик должен был сопоставить сведения о границах военного объекта и границах его запретной зоны.
В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, представитель департамента поддержал позиции, приведенные в кассационной жалобе, а представители Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами из материалов дела, письмом от 01.03.2016 N 02-1-19/190/1133 кадастровая палата уведомила департамент о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о запретных зонах военных объектов: Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации и Партизанское лесничество Министерства обороны Российской Федерации с присвоением учетных номеров 25.08.2.133 и 25.00.2.76, соответственно.
В ответ на запрос департамента от 04.03.2016 об основаниях внесения данных сведений в ГКН, кадастровая палата письмом от 14.03.2016 N 02-11-07/1285 сообщила, что такими документами являются карты (планы) запретной зоны военного объекта - Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации и карты (планы) запретной зоны военного объекта - Партизанское лесничество Министерства обороны Российской Федерации.
Считая указанные действия кадастровой палаты незаконными, департамент и органы местного самоуправления обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно статье 10 Закона о кадастре в ГКН вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий. В силу статьи 15 этого же Закона орган государственной власти или орган местного самоуправления в установленный законом срок с даты принятия решений об установлении границ зоны с особыми условиями использования территорий представляет в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в ГКН сведения.
В соответствии с пунктом 5.2 статьи 15 Закона о кадастре, пунктом 23 Положения N 405, Правилами направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71, в случае установления запретной зоны орган исполнительной власти, направляет в орган кадастрового учета соответствующее решение, а также подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения ее границ, перечень координат характерных точек границ такой зоны.
Следовательно, процедура внесения в ГКН сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, осуществляемая кадастровой палатой на основании документов, представленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, не является действием по кадастровому учету.
Данные позиции сформулированы в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 17867/12, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 305-КГ14-4322, от 18.04.2016 N 305-КГ15-17697 и правомерно учтены судами двух инстанций.
Как установлено судами, сведения о запретных зонах военных объектов - Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации внесены органом кадастрового учета в ГКН в порядке информационного взаимодействия на основании поступивших от федерального органа: приказов заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 N 1197дсп и N 1202дсп об установлении запретных зон военных объектов - Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации, писем Департамента имущественных отношений МО РФ от 25.12.2015 N 141/46966 и N 141/46972; Карты (планы) запретной зоны военного объекта - Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации от 14.12.2015; Карты (планы) запретной зоны военного объекта - Партизанское лесничество Министерства обороны Российской Федерации от 16.12.2015; письма заместителя директора ФГБУ "ФКП Росреестра" от 10.02.2016 N 11-0476-КЛ.
Учитывая, что внесение в ГКН сведений об установленных зонах с особыми условиями использования территорий на основании документов, представленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти, является прямой и безусловной обязанностью органа кадастрового учета, в полномочия которого не входит правовая оценка законности решений об установлении такой зоны, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у кадастровой палаты правовых оснований для отказа во внесении указанных сведений в ГКН.
При изложенных обстоятельствах, арбитражные суды обоснованно признали оспариваемые действия органа кадастрового учета не противоречащими положениям действующего законодательства и не нарушающими прав и законных интересов заявителей.
Такие выводы арбитражных судов в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам спора, имеющимся в материалах дела доказательствам и подлежащим применению в данном случае нормам материального права.
Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, об ошибочности и необоснованности выводов арбитражных судов, положенных в основу обжалуемых судебных актов, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном понимании и толковании норм действующего законодательства. Кроме того, аналогичные аргументы департамента являлись предметом рассмотрения арбитражных судов и в результате чего получили надлежащую правовую оценку.
Само по себе несогласие заявителя жалобы с установленными Министерством обороны Российской Федерации запретными зонами Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации не может служить основанием для признания незаконными действий кадастровой палаты по внесению сведений о них в ГКН в соответствии с законодательно установленным порядком.
Также не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов доводы департамента о необоснованном отказе судом первой инстанции в удовлетворении его ходатайства о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения других дел N А40-134710/2016 и N А40-160776/2016 (в рамках которых оспорены правовые акты об установлении запретных зон), поскольку, отклоняя его в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не выявил каких-либо обстоятельств, препятствующих рассмотрению настоящего дела исходя из того, что все существенные для правильного его разрешения фактические обстоятельства в полной мере установлены на основе представленных в дело доказательств.
При этом судебная коллегия отмечает, что в случае признания недействительными приказов Министерства обороны Российской Федерации от 08.12.2015, соответствующие сведения будут внесены в ГКН в порядке исполнения судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов в любом случае, арбитражными судами также не допущено.
Таким образом, суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения, постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 24.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 по делу N А51-8424/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.