г. Хабаровск |
|
09 марта 2017 г. |
А24-926/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Шведова А.А.
Судей: Кондратьевой Я.В., Никитина Е.О.
при участии представителя:
от Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края: Криворученко Натальи Георгиевны - по доверенности от 09.01.2017 N 1/2017;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Камчатская транспортная компания"
на решение от 06.10.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016
по делу N А24-926/2016
Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жалудь И.Ю., в суде апелляционной инстанции судьи - Глебов Д.А., Култышев С.Б., Шевченко А.С.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Камчатская транспортная компания" (ОГРН 1024101216512, ИНН 4106005013, место нахождения: 684300, Камчатский край, Мильковский район, с.Мильково, ул.Ленинская, 14)
к Министерству транспорта и дорожного строительства Камчатского края (ОГРН 1084101002941, ИНН 4101124338, место нахождения: 683032, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Пограничная, 14А), обществу с ограниченной ответственностью "Городской автопарк" (ОГРН 1044100660273, ИНН 4101098695, место нахождения: 683030, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, площадь Труда, 23/1)
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ОГРН 1024101041470, ИНН 4101036307, место нахождения: 683000, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Ленинская, 52)
о признании сделок недействительными и применении последствий недействительности сделок
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Камчатская транспортная компания" (далее - истец, общество "Камчатская транспортная компания") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Министерству транспорта и дорожного строительства Камчатского края (далее - Минтранс Камчатского края) и обществу с ограниченной ответственностью "Городской автопарк" (далее - общество "Городской автопарк") (с учетом принятых судом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ):
- о признании недействительным конкурса на закрепление за перевозчиками маршрутов пассажирских автомобильных регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Камчатской крае в части лота N 16 (извещение от 21.10.2015 N 41);
- о признании недействительным конкурса на закрепление за перевозчиками маршрутов пассажирских автомобильных регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Камчатской крае в части лота N 17 (извещение от 21.10.2015 N 41);
- о признании недействительным договора от 11.03.2016 N 15/19, заключенного между Минтрансом Камчатского края и обществом "Городской автопарк" по итогам конкурса на закрепление за перевозчиками маршрутов пассажирских автомобильных регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Камчатском крае в части лота N 16 (извещение от 21.10.2015 N 41) и применении последствий недействительности сделки;
- о признании недействительным договора от 11.03.2016 N 15/20, заключенного между Минтрансом Камчатского края и обществом "Городской автопарк" по итогам конкурса на закрепление за перевозчиками маршрутов пассажирских автомобильных регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Камчатской крае в части лота N 17 (извещение от 21.10.2015 N 41) и применении последствий недействительности сделки.
Определением от 25.07.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - УФАС по Камчатскому краю).
Решением от 06.10.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016, в удовлетворении исковых требований обществу "Камчатская транспортная компания" отказано.
Не согласившись с решением от 06.10.2016, постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016, общество "Камчатская транспортная компания" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель жалобы полагает, что решение конкурсной комиссии, оформленное протоколом от 10.03.2016 в части отмены ранее подведенных итогов конкурса, оформленных протоколом от 14.12.2015, является незаконным, принятым в нарушение порядка проведения конкурса в связи с тем, что порядок проведения конкурса не содержит в себе положений, позволяющих конкурсной комиссии самостоятельно отменять итоги конкурса. Кроме того, заявитель полагает, что поскольку решением Арбитражного суда Камчатского края по делу N А24-4953/2015 конкурс в части лота N 16 был признан недействительным в полном объеме, по указанному лоту должен был быть проведен новый конкурс. Приводит доводы о том, что заявка общества "Городской автопарк" не соответствовала требованиям порядка проведения конкурса (в части непредставления последним справки из налогового органа об отсутствии задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации). Считает, что в связи с установлением порядком проведения конкурса такого дискриминационного показателя оценки как "средний возраст транспортного средства", при подведении итогов конкурса обществу "Городской автопарк" было необоснованно начислено максимальное количество баллов. В то время как обществу "Камчатская транспортная компания" количество баллов было необоснованно уменьшено.
Также заявитель указывает на то, что обществу "Городской автопарк" неправомерно присвоено максимальное количество баллов по критерию оценки, отражающему соблюдение претендентом лицензионных требований, в связи с тем, что общество "Городской автопарк" не осуществляло лицензированную перевозку пассажиров с 2014 года; неправомерно присвоено максимальное количество баллов по критерию оценки, отражающему безопасность пассажирских перевозок, на основании того, что общество "Городской автопарк" в 2014 году не имело транспортных средств и не осуществляло перевозку.
Не согласен заявитель кассационной жалобы с установлением обществу "Городской автопарк" максимальных баллов по критерию оценки, отражающему наличие у участника конкурса транспортных средств, приспособленных для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения.
Минтранс Камчатского края в отзыве на кассационную жалобу просит решение от 06.10.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, представитель Минтранса Камчатского края поддержала доводы, изложенные в отзыве, просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав присутствующего в судебном заседании представителя, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 21.10.2015 Минтрансом Камчатского края на сайте в сети "Интернет" www.kamchatka.gov.ru, а также в газете "Камчатское время" от 21.10.2015 N 41 опубликовано извещение о проведении конкурса на закрепление за перевозчиками маршрутов пассажирских автомобильных регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Камчатском крае по 21 лоту.
Для участия в названном конкурсе по лоту N 16 - маршрут N 201 "г. Петропавловск-Камчатский - с. Мильково", а также по лоту N 17 - маршрут N 208 "г. Петропавловск-Камчатский - п. Октябрьский" поданы заявки обществом "Городской автопарк" и обществом "Камчатская транспортная компания", которые были допущены к участию в конкурсе.
Согласно протоколу об итогах конкурса, оформленному 14.12.2015, общество "Городской автопарк" было отстранено от участия в конкурсе по лоту N 16, поскольку из пяти предложенных транспортных средств на маршрут одно транспортное средство было задействовано в перевозках пассажиров по договорам на иных регулярных городских маршрутах. Победителем конкурса по названному лоту с количеством баллов 39 признано общество "Камчатская транспортная компания".
От участия в конкурсе по лоту N 17 было отстранено общество "Камчатская транспортная компания", поскольку из семи предложенных транспортных средств на маршрут одно транспортное средство было задействовано в перевозках пассажиров по договорам на иных регулярных городских маршрутах. Победителем конкурса по названному лоту признано общество "Городской автопарк".
Решением комиссии УФАС по Камчатскому краю от 22.12.2015 по делу N 21-05/41-15Ж по результатам рассмотрения, в том числе жалоб общества "Городской автопарк" и общества "Камчатская транспортная компания", в действиях заказчика - Минтранса Камчатского края установлено нарушение пункта 2.1 постановления правительства Камчатского края от 13.07.2011 N 289-П "О конкурсе на закрепление за перевозчиками маршрутов пассажирских автомобильных регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Камчатском крае".
Предписанием комиссии УФАС по Камчатскому краю от 22.12.2015 по делу N 21-05/41-15Ж на Минтранс Камчатского края возложена обязанность аннулировать результаты конкурса, в том числе по лотам N 16 и N 17.
Решением от 26.02.2016 комиссия УФАС по Камчатскому краю пересмотрела решение и предписание от 22.12.2015 по делу N 21-05/41-15Ж по вновь открывшимся обстоятельствам, в связи с чем решение и выданное на основании его предписание от 22.12.2015 признаны недействительными, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства прекращено.
Решением конкурсной комиссии Минтранса Камчатского края от 10.03.2016, с учетом принятого 09.03.2016 Арбитражным судом Камчатского края решения по делу N А24-4953/2015 (по заявлению общества "Городской автопарк" о признании недействительным итогов конкурса на закрепление за перевозчиками маршрутов пассажирских перевозок по лоту N 16) и вынесенного УФАС по Камчатскому краю решения от 26.02.2016 по делу N 21-05/41-15Ж, а также информации, изложенной в письме Управления городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.02.2016 N 01-07-01/290/16 о транспортных средствах, фактически использующихся на перевозках по городским маршрутам, отменен протокол об итогах конкурса, оформленный 14.12.2015.
Этой же комиссией принято решение о рассмотрении вопроса об определении победителя конкурса на закрепление за перевозчиками маршрутов пассажирских автомобильных регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Камчатском крае по общему количеству баллов.
При повторной оценке поступивших заявок на участие в конкурсе, результаты которой отображены в таблице (том 1, л.д. 42-44), победителем конкурса по лотам N 16 и N 17 признано общество "Городской автопарк" как набравшее наибольшее количество баллов.
11.03.2016 между Минтрансом Камчатского края и обществом "Городской автопарк" заключены договоры N 15/19 и N 15/20 на закрепление маршрутов межмуниципального сообщения в Камчатской крае N 201 и N 208 соответственно.
Указывая на то, что конкурс на закрепление за перевозчиками маршрутов пассажирских автомобильных регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Камчатской крае в части лотов N 16 и N 17 проведен с нарушением норм действующего законодательства, общество "Камчатская транспортная компания" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Камчатского края от 24.12.2010 N 550 "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на маршрутах межмуниципального сообщения в Камчатском крае", постановлением правительства Камчатского края от 13.07.2011 N 289-П "О конкурсе на закрепление за перевозчиками маршрутов пассажирских автомобильных регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Камчатском крае" (далее - постановление N 289-П), действовавшими в период спорных правоотношений, Порядком проведения конкурса на закрепление за перевозчиками маршрутов пассажирских автомобильных регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Камчатском крае (приложение N 1, далее - Порядок проведения конкурса), Положением о конкурсной комиссии по проведению конкурса на закрепление за перевозчиками маршрутов пассажирских автомобильных регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Камчатском крае (приложение N 2), утвержденными постановлением N 289-П, статьями 12, 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пришел к выводу об отсутствии существенных нарушений при подведении итогов конкурса по лотам N 16 и N 17 и определении победителем конкурса по указанным лотам общества "Городской автопарк".
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционной инстанцией.
В приложении N 2 к Порядку проведения конкурса приведены оценочные показатели документов, представленных для участия в конкурсе, с указанием наименования оценочного показателя и баллов.
В частности, такой оценочный показатель как средний возраст транспортных средств, выставляемых на маршрут, предусматривает следующий порядок начисления баллов в зависимости от возраста транспортного средства: 5 баллов - от 0 до 3 лет, 4 балла - от 4 до 5 лет, 3 балла - от 6 до 7 лет, 2 балла - от 8 до 9 лет, 1 балл - от 10 до 11 лет, 0 баллов - от 12 лет и старше.
Оценочный показатель - нарушение лицензионных требований участником в течении года, предшествующего году проведения конкурса, предусматривает следующее начисление баллов: 3 балла - отсутствие нарушений, 2 балла - от 1 до 3 нарушений, 1 балл - от 4 до 6 нарушений, 0 баллов - свыше 6 нарушений.
Наличие транспортных средств, приспособленных для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, оценивается по следующей бальной шкале: 3 балла - имеются в наличии, 0 баллов - отсутствуют.
Количество дорожно-транспортных происшествий с механическими повреждениями по вине водителя юридического лица в течение года, предшествующего году проведения конкурса, приведенных на единицу транспортного средства в отчетном периоде, предусматривает следующее начисление баллов: 3 балла - отсутствие нарушений, 2 балла - до 0,05 нарушений, 1 балл - от 0,05 до 0,1 нарушений, 0 баллов - свыше 0,1 нарушений.
Исследуя представленные в материалы дела доказательства на предмет правомерности определения победителем конкурса в оспариваемой части общества "Городской автопарк", судом первой инстанции установлено, по лоту N 16 маршрут N 201 "г. Петропавловск-Камчатский - с. Мильково" обществу "Городской автопарк" было начислено 45 баллов, обществу "Камчатская транспортная компания" - 39 баллов.
По лоту N 17 маршрут N 208 "г. Петропавловск-Камчатский - п. Октябрьский" обществу "Городской автопарк" начислено 44 балла, обществу "Камчатская транспортная компания" - 39 баллов.
При этом установлено, что конкурсная комиссия Минтранса Камчатского края количество баллов определяла по оценочным показателям на основании документов, предоставленных участниками конкурса, в соответствии с требованиями приложения N 2 к Порядку проведения конкурса. По первым трем указанным выше оценочным показателям общество "Городской автопарк" набрало наибольшее количество баллов. По четвертому критерию участники конкурса набрали равное количество баллов.
Тот факт, что у общества "Городской автопарк" в 2014 году отсутствовали лицензионные нарушения вследствие неосуществления деятельности в сфере пассажирских перевозок, а, следовательно, некорректно было сопоставлять в этой части заявку общества "Городской автопарк" с заявкой общества "Камчатская транспортная компания", имеет место быть. Вместе с тем при подсчете баллов по иным оценочным показателям, общество "Городской автопарк" набрало большее количество баллов.
На основании изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований сделан на основе всестороннего и полного исследования доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ с правильным применением норм права, регулирующих данные правоотношения.
Довод кассационной жалобы о том, что конкурс в части лота N 16, вследствие признания его недействительным, должен был быть проведен с самого начала, подлежит отклонению, поскольку основанием для признания недействительным конкурса в части лота N 16 послужило необоснованное отстранение участников конкурса на этапе подведения итогов конкурса.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения арбитражных судов обеих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, фактически не опровергают выводы судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о существенном нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами не допущено.
Учитывая изложенное основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Камчатского края от 06.10.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 по делу N А24-926/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Шведов |
Судьи |
Я.В. Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.