г. Хабаровск |
|
16 марта 2017 г. |
А59-3321/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: А.И. Михайловой
Судей: Луговой И.М., Филимоновой Е.П.
при участии:
от ООО "РПК Резон Плюс": Сорокин Н.Н., представитель по доверенности от 30.06.2016 N 28;
от Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области
на решение от 31.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016
по делу N А59-3321/2016
Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Орифова В.С., в суде апелляционной инстанции судьи: Гончарова А.В., Гуцалюк С.В., Чижиков И.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РПК Резон Плюс" (ОГРН 1026500535665, ИНН 6510010462, место нахождения: 694430, Сахалинская область, р-он. Анивский, г. Анива, ул. Заречная, 52)
к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ОГРН 1106501008701, ИНН 6501231673, место нахождения: 693020, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 16)
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РПК Резон Плюс" (далее - ООО "РПК Резон Плюс", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - Министерство) N 61-СН о назначении административного наказания от 04.07.2016, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 31.08.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, отказав в удовлетворении требований общества.
В судебное заседание заявитель жалобы своего представителя не направил. Представитель ООО "РПК Резон Плюс" с жалобой не согласился, просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения министра лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области N 58 от 01.06.2016, участковым лесничим Таранайского участкового лесничества Анивского лесничества Сухобоковым А.Н. совместно с советником отдела государственного надзора в установленных сферах деятельности и оперативного реагирования департамента ООПТ Юрченко Е.В. и инспектором направления лицензионно-разрешительной работы МВД России по МО "Анивский городской округ" Сотниковым Е.Н. в период с 01.06.2016 по 03.06.2016 проведены рейдовые обследования лесных участков Таранайского участкового лесничества Анивского лесничества - филиала ГКУ "Сахалинские лесничества" (далее - Таранайское участковое лесничество).
В ходе контрольных мероприятий, результаты которых оформлены отчетом о проведении рейдового обследования лесных участков Анивского лесничества, установлено, что в квартале 203 выделе 8 на площади 0,19 га Таранайского участкового лесничества ООО "РПК Резон Плюс" использует лесной участок под расположение рыбодобывающего стана. На данном участке общество разместило хозяйственные постройки, жилые постройки и вагончики для проживания рыбаков, кунгасы, оборудование для ведения рыбодобывающей деятельности. При этом занимаемый лесной участок в пользование "РПК Резон Плюс" не предоставлялся.
Усмотрев в действиях ООО "РПК Резон Плюс" нарушения требований статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации, образующие признаки противоправного деяния, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, исполняющий обязанности главного лесничего Анивского лесничества 07.06.2016 вынес в отношении общества определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
По итогам административного расследования участковым лесничим Анивского лесничества Сухобоковым А.Н. в отношении общества составлен протокол N 8са от 21.06.2016 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного производства заместителем министра лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области вынесено постановление о назначении административного наказания N 61-СН от 04.07.2016, которым общество признано виновным в совершении вмененного административного правонарушения с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Несогласие общества с указанным постановлением послужило основанием для возбуждения настоящего дела.
В соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков признается административным правонарушением, совершение которого влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Под самовольным занятием лесного участка понимается его фактическое занятие при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке, в отсутствие на то правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования или аренды на данный участок.
Объектами данного правонарушения являются лесные участки и права пользования ими.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 45 ЛК РФ, пункта 3 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются юридическим лицам для строительства линейных объектов в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Указанной статьей предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 71 ЛК РФ, части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (от 25.10.2001 N 136-ФЗ), лесные (земельные) участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статьям 7, 67 (части 1), 68, 69, 92 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Местоположение, границы и площади лесных участков определяются на основании материалов лесоустройств по лесным кварталам и (или) лесотаксационными выделами, их границам и площади. Государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройств (топографических карт, фотопланшетов, описаний).
Основанием для привлечения ООО "РПК Резон Плюс" к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ явился факт самовольного использования обществом лесного участка площадью 0,19 га, расположенного в квартале 203 выделе 8 Таранайского участкового лесничества, под расположение рыбодобывающего стана, а именно, на данном участке обществом размещены хозяйственные постройки, жилые постройки и вагончики для проживания рыбаков, кунгасы, оборудование для ведения рыбодобывающей деятельности без оформления разрешительных документов.
В подтверждение довода о том, что участок площадью 0,19 га в 8 выделе 203 квартала Таранайского участкового лесничества относится к землям лесного фонда, административным органом представлено свидетельство о государственной регистрации N 65-65-01/038/2009-290 от 19.04.2016 права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 65:05:0000000:522, включающий квартал 203 Таранайского участкового лесничества, а также выписка из государственного лесного реестра, содержащая информацию о лесном участке с кадастровым (условным) номером 65:06:0000000:522, расположенном - Сахалинская область МО "Анивский городской округ", Анивское лесничество, Таранайское участковое лесничество, квартал 203, выдел 8.
Между тем, материалы административного дела не позволяют определить точное расположение земельного участка в целях установления наличия события административного правонарушения, вменяемого ООО "РПК Резон Плюс".
Так, событие административного правонарушения зафиксировано отчетом о поведении рейдового обследования лесных участков от 03.06.2016, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.06.2016. Однако в указанных документах не содержится идентифицирующих признаков незаконно используемого обществом лесного участка: отсутствуют его кадастровый номер, границы его не описаны, отсутствуют сведения, определяющие местоположение лесного участка.
Отчет о рейдовой проверке не содержит сведений о произведенных замерах площади лесного участка, его местоположения, в том числе, относительно границ водного объекта, соответствующих доказательств не представлено.
По материалам дела невозможно установить происхождение (источник) внесенных в протокол об административном правонарушении сведений о координатах характерных точек. В протоколе зафиксированы координаты по GPS-навигатору N 46.17.387 Е 142.15.445, не соответствующие координатам, направленным в Упреждение с целью уточнения границ участка.
Следовательно, факт ведения обществом хозяйственной деятельности в квартале 203 выделе 8 Таранайского участкового лесничества, документально надлежащими доказательствами не подтвержден.
Судами правомерно не приняты во внимание в качестве доказательств по делу об административном правонарушении приложенные к отчету фотографии, поскольку в отчете отсутствует указание на осуществление фотосъемки с использованием специальных технических средств. Кроме того, из указанных фотографий также невозможно установить, что обозреваемые объекты размещены обществом на земельном участке, который не находится в законном владении (пользовании) заявителя.
В материалах дела отсутствует акт обмера занимаемого участка, с надлежащей фиксацией необходимых данных о границах лесных участков. Имеющаяся в материалах административного производства схема расположения используемого обществом участка также не могла быть принята во внимание, ввиду отсутствия сведений о том, кем и когда она составлена, с помощью каких средств измерения производились замеры, а также отсутствием указаний на проведение в ходе рейдовой проверки измерений.
Из материалов дела также следует, что Министерством, для уточнения границы участка лесного фонда, в квартале 203 выдел 8 Таранайского участкового лесничества в филиал ФГУП "Рослесинфорт" "Дальлеспроект" направлены географическое координаты. В ответ на запрос ФГУП "Рослесинфорт" "Дальлеспроект" сообщено, что при нанесении земельного участка по представленным координатам на материалы лесоустройства 1994 года Анивского лесничества, выявлено его местоположение в границах Анивского лесничества Таранайского участкового лесничестве, квартал N 203, выдел N 8 площадью 0,185 га.
Между тем, из процессуальных документов, фиксирующих событие административного правонарушения, не представляется возможным установить, как определялись координаты точек поворотов, в границах которых установлено расположение спорного имущества.
Следовательно, из указанных документов нельзя прийти к однозначному выводу о том, что обществом занят лесной участок Таранайского участкового лесничества в квартале 203 выдел 8.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами. Перечень доказательств не является исчерпывающим. Доказательствами могут быть любые документы (материалы), на основании которых могут быть установлены обстоятельства, предусмотренные статьей 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае в материалы административного дела не представлено доказательств, позволяющие идентифицировать лесной участок как объект, в связи с использованием которого заинтересованное лицо пришло к выводу о наличии события правонарушения.
Ссылки заявителя жалобы на договор от 21.12.2006 N 146/РПУ/06, заключенный ООО "РПК Резон Плюс" с Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, согласно которому обществу для осуществления рыбопромысловой деятельности предоставлен рыбопромысловый участок N 8/5/4 в Анивском заливе, площадью 18 кв. м, в границах 1 км южнее горы Мак - 2 км южнее р. Тамбовка правомерно не приняты судами во внимание как не относящиеся к предмету доказывания по настоящему спору, поскольку из данного договора также не представляется возможным установить границы рыбопромыслового участка и его соотношение со спорным лесным участком, самовольное занятие которого вменяется в вину обществу.
Таким образом, административным органом не доказано наличие в действиях общества события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, а, соответственно, и состава вмененного обществу правонарушения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, влекущим прекращение производства по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения ООО "РПК Резон Плюс" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 КоАП РФ, в связи с чем признали оспариваемое решение административного органа незаконным и отменили его.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании заявителем норм права, не опровергают выводы судов, положенные в основу принятых судебных актов и сводятся к переоценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу прямого указания статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 по делу N А59-3321/2016 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.