г. Хабаровск |
|
16 марта 2017 г. |
А37-2130/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной
Судей: Н.В. Меркуловой, И.А. Мильчиной
при участии:
от управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "КолымаДорСтрой" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на определение от 21.11.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2017
по делу N А37-2130/2016 Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривали: определение вынесено судьёй Е.А. Адаркиной; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Г. Харьковская, Е.В. Вертопрахова, Е.И. Сапрыкина
по заявлению управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1024900959665, ИНН 4909042693, место нахождения: 685000, Магаданская область, г.Магадан, ул.Набережная реки Магаданки, 7)
к обществу с ограниченной ответственностью "КолымаДорСтрой" (ОГРН 1104910002790, ИНН 4909107894, место нахождения: 685000, Магаданская область, г.Магадан, ул.Марчеканская, 1А, 116)
о привлечении к административной ответственности
Управление государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "КолымаДорСтрой" (далее - ООО "КолымаДорСтрой", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Магаданской области от 21.11.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2017, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, управление просит указанные судебные акты отменить, считая их незаконными и необоснованными, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, несоблюдение требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (далее - Технический регламент 014/2011), образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и необоснованно переквалифицировано судами на статью 12.34 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "КолымаДорСтрой" предлагает определение суда первой инстанции от 21.11.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 09.03.2017 до 12 час.50 мин. 16.03.2017.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как установлено судами по материалам дела, в соответствии с долгосрочным государственным контрактом от 27.11.2012 N 103-с/ад на ООО "КолымаДорСтрой" возложены обязанности по содержанию в надлежащем техническом состоянии участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан км 1975 - км 1869.
Таким образом, общество является ответственным лицом по обеспечению сохранности указанного участка автомобильной дороги в целях его использования.
В ходе проведения внеплановой проверки управлением установлено, что обществом не исполнены отдельные пункты ранее выданного ему предписания от 15.09.2016 N 01-16/35, а именно:
в нарушение пункта 13.5 "а" Технического регламента 014/2011, пункта 5.1.4 ГОСТ Р52289 - 2004, предупреждающий дорожный знак 1.16 "Неровная дорога" не обладает заданными характеристиками, обеспечивающими его видимость (развернут от первоначального заданного положения);
в нарушение пункта 13.2 (а) Технического регламента 014/2011, пункта 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, на дорожном покрытии деформации, повреждения, превышающие предельно допустимые значения (свыше 60 см*15 см*5 см*) справа км 1897 +100 км 1898+000;
в нарушение пункта 13.5 "е" Технического регламента 014/2011, более двух временных дорожных знаков на одной опоре (слева, справа км. 1895+900);
в нарушение пункта 13.2 (а) Технического регламента 014/2011, пункта 3.1.1 ГОСТ Р50597-93, на дорожном покрытии деформации, повреждения, превышающие предельно допустимые значения (свыше 60 см*15 см*5 см*) слева, справа км. 1891+800 -км 1892+800;
в нарушение пункта 13.2 (а) Технического регламента 014/2011, пункта 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, на дорожном покрытии деформации, повреждения, превышающие предельно допустимые значения (свыше 60 см*15 см*5 см*) слева, справа км. 1871+000 км 1870+000.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 30.09.2016 N 01-11/84 и послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
По результатам проведенного административного расследования управление составило протокол об административном правонарушении от 10.10.2016 N 054, в котором зафиксированы допущенные обществом нарушения требований пунктов 13.2 (а), 13.5 (а) и 13.5 (е) Технического регламента 014/2011, пункта 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, пункта 5.1.4 ГОСТ Р52289 - 2004, с квалификацией допущенных нарушений по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "КолымаДорСтрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ответственность за нарушение требований Технического регламента 014/2011 при ремонте и содержании дорог установлена статьей 12.34 КоАП РФ, являющейся специальной нормой по отношению к части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности не отнесено к подведомственности арбитражного суда, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ и пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", Арбитражный суд Магаданской области прекратил производство по делу. Данные выводы поддержаны Шестым арбитражным апелляционным судом.
Между тем судами обеих инстанций не учтено следующее.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу части 1 статьи 17, части 1 статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пункт 4 статьи 1 Технического регламента 014/2011 относит к числу объектов его регулирования вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия.
Безопасность автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации обеспечивается посредством установления и соблюдения соответствующих требований безопасности проектных значений параметров, в том числе допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также показателей прочности, надежности и устойчивости элементов в течение всего срока службы (пункт 8 статьи 3 Технического регламента 014/2011).
Требования безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации установлены пунктом 13 Технического регламента 014/2011.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1443 определены компетентные органы, ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента, в том числе:
Министерство внутренних дел Российской Федерации - в рамках осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения в части требований:
- к строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта;
- к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог общего пользования (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - в рамках осуществления федерального государственного транспортного надзора при ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Административная ответственность по статье 12.34 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Положения Технического регламента 014/2011 направлены как на обеспечение безопасности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, так и на обеспечение безопасности дорожного движения.
Таким образом, квалификация допущенного нарушения требований Технического регламента по статье 12.34 КоАП РФ или по статье 14.43 КоАП РФ должна производиться в зависимости от цели, на регулирование которой направлена нарушенная норма Технического регламента (связана ли непосредственно с обеспечением безопасности дорожного движения или нет), и исходя из разделения полномочий между органами внутренних дел и органами федерального государственного транспортного надзора по контролю за соблюдением требований Технического регламента (определение Верховного суда Российской Федерации от 12.01.2017 N 302-АД16-18525).
Как следует из материалов дела, обществу вменено невыполнение предусмотренных пунктами 13.2 "а", 13.5 "а", 13.5 "е" Технического регламента 014/2011 обязанностей на автомобильном участке дороги общего пользования федерального значения Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан км 1975 - км 1869, целью установления которых является обеспечение сохранности автомобильных дорог.
При таких обстоятельствах выводы судов обеих инстанций о неверной квалификации управлением допущенного ООО "КолымаДорСтрой" бездействия по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и, соответственно, о неподведомственности данного спора арбитражному суду являются ошибочными. Правовых оснований для прекращения производства по настоящему делу по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ у судов не имелось.
С учетом изложенного определение от 21.11.2016 Арбитражного суда Магаданской области и постановление от 13.01.2017 Шестого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 21.11.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2017 по делу N А37-2130/2016 Арбитражного суда Магаданской области отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Магаданской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.