г. Хабаровск |
|
22 марта 2017 г. |
А51-5354/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А.Камалиевой
Судей: А.Н.Барбатова, Н.Ю.Мельниковой
при участии:
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье"
на решение от 15.09.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016
по делу N А51-5354/2016 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Э.Э.Падин, в суде апелляционной инстанции - судьи Н.А.Скрипка, С.Б.Култышев, С.М.Синицына
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к закрытому акционерному обществу "Порт Восточные ворота-Приморский завод"
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье"
о взыскании 51 790 руб. 20 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ОГРН 1037739877295, адрес (место нахождения): 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (далее - ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", ОГРН 1022500708548, адрес (место нахождения): 692903, Приморский край, г. Находка, ул. Судоремонтная, 29А) о взыскании 51 790, 20 руб. платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожном пути общего пользования промежуточной станции ввиду неприема станцией назначения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье" (далее - ООО "Трансбункер-Приморье", ОГРН 1052501602548, адрес (место нахождения): 692921, Приморский край, г. Находка, ул. Пирогова, 13, 1, 617)
Решением от 15.09.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016, исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ООО "Трансбункер-Приморье", в обоснование которой общество указало, что выводы судов основаны на актах общей формы, содержащих недостоверную информацию, поскольку груз, поданный для ЗАО "Порт Восточные ворота-Приморский завод" (лесоматериалы, уголь, трубы и т.д.), не мог выгружаться на фронтах выгрузки общества "Трансбункер-Приморье", предназначенных только для слива нефтепродуктов. Отмечает, что в материалы дела не представлены копии памяток, свидетельствующие, по мнению истца, о невыполнении грузополучателем ООО "Трансбункер-Приморье" норм на выгрузку вагонов. В этой связи податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25.11.2014 между ОАО "РЖД" ("перевозчик") и ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" ("владелец") с учетом протокола согласования разногласий заключен договор N 246 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Порт Восточные Ворота-Приморский завод" по станции Рыбники (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 5 договора от 25.11.2014 N 246 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Владельца производится круглосуточно по уведомлению Перевозчика. Уведомление о предстоящей подаче вагонов Перевозчик передает Владельцу по телефону не позднее, чем за 2 часа до планируемой подачи. Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на участок железнодорожного выставочного пути N 26.
В силу пункта 6 договора дальнейшее продвижение вагонов, расстановка по местам погрузки/выгрузки локомотивом Владельца.
Учет времени нахождения вагонов на ответственности Владельца осуществляется по памяткам приемосдатчика и актам общей формы в случае их составления (пункт 9.1 договора).
21.05.2013 между ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" и ООО "Трансбункер - Приморье" заключен договор на подачу и уборку вагонов. Кроме того, 07.07.2015 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Трансбункер-Приморье" (грузополучатель) заключено соглашение об уведомлении перевозчиком грузополучателя о прибывающих в его адрес грузов и (или) порожних вагонов на ст. прибытия Рыбники.
В период с 14.08.2015 по 20.08.2015 на промежуточной станции Кабарга ДВЖД имели случая простоя не принадлежавших перевозчику вагонов, прибывавших в адрес ООО "Трансбункер-Приморье", причина задержки вагонов: неприем груза станцией назначения Рыбники в связи с занятостью станционных путей и фронта выгрузки пути необщего пользования, которая обусловлена несоблюдением технологических сроков обработки вагонов.
Факт задержки вагонов на промежуточной станции Кабарга зафиксирован составленными в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденной Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, актами общей формы станции, на которой произошла задержка вагонов (от 14.08.2015 N 138, от 20.08.2015 N 176, от 14.08.2015 N 144, от 20.08.2015 N 182), о чем проставлены соответствующие отметки в перевозочных документах о задержке груза. На станции назначения Рыбники также составлены акты общей формы, фиксирующие данное обстоятельство.
Ведомости подачи и уборки вагонов и акты общей формы, которыми зафиксирован факт и продолжительность простоя вагонов на путях, предъявлены на подпись представителям ответчика, уполномоченным на то руководством в соответствии с выданными доверенностями. Акты общей формы и ведомости подачи и уборки вагонов подписаны с представителем ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" с возражениями.
За нахождение вагонов на железнодорожном пути общего пользования ОАО "РЖД" в соответствии с положениями части 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ, Устав) начислило ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" как владельцу пути необщего пользования плату в сумме 51 790 руб. 20 коп.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по внесению платы за периоды задержки вагонов на пути общего пользования, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава (в редакции Закона N 503-ФЗ, вступившей в силу с 01.04.2015) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки.
Исходя из части 12 статьи 39 Устава, если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
При разрешении спора суды верно квалифицировали заявленные требования о взыскании платы за простой вагонов на путях общего пользования станции назначения Рыбники как требования о взыскании платы за пользование инфраструктурой перевозчика.
Так судами установлено, что факт нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования подтвержден актами общей формы, составленными в соответствии с требованиями пункта 16 статьи 119 УЖТ РФ, пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, пунктов 3.2.4, 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45. Акты общей формы содержат сведения о задержанных вагонах, причинах и времени задержки.
При этом судами обеих инстанций исключена вина ОАО "РЖД" в возникновении простоя вагонов на путях общего пользования промежуточной станции, поскольку не выявлено со стороны перевозчика нарушений установленных договором от 25.11.2014 N 246 технологических сроков оборота вагонов, а также не установлено формирование поездов в количествах, не соответствующих возможностям владельца пути необщего пользования.
При таких обстоятельствах, признав доказанным факт нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика (ОАО "РЖД"), и учитывая положения заключенного между ответчиком и третьи лицом соглашения на подачу и уборку вагонов от 21.05.2013, регламентирующего обязанности его сторон относительно распределения сумм, начисленных владельцу перевозчиком за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного состава с грузом, суды обоснованно удовлетворили заявленные ОАО "РЖД" требования за счет владельца пути необщего пользования.
Размер платы обоснованно определен судами обеих инстанции в соответствии с Тарифным руководством, утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения", с учетом пункта 1.6 и пункта 2.4 по ставкам таблицы N 2.
Доводы заявителя жалобы о том, что выводы судов основаны на актах общей формы, содержащих недостоверную информацию, подлежат отклонению, поскольку информация (сведения о задержанных вагонах, причинах и времени задержки), приведенная в актах общей формы, составленных в соответствии с требованиями пункта 16 статьи 39 Устава, пункта 4.6 Правил N 26 и пунктов 3.2.4, 3.5 Правил N 45, не противоречит иным материалам дела.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.09.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по делу N А51-5354/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Камалиева |
Судьи |
А.Н. Барбатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.