г. Хабаровск |
|
29 марта 2017 г. |
А51-9397/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Меркуловой Н.В., Мильчиной И.А.
при участии:
от МУП города Владивостока "Некрополь": Мальцев А.А., представитель по доверенности от 29.12.2016;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Некрополь"
на решение от 08.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016
по делу N А51-9397/2016 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Калягин А.К., в суде апелляционной инстанции судьи: Чижиков И.С., Гуцалюк С.В., Еремеева О.Ю.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Некрополь" (ОГРН 1022501294100, ИНН 2536094580, место нахождения: 690106, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский пр-кт, 28, А)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ОГРН 1052503717408, ИНН 2538090446, место нахождения: 690950, Приморский край, г. Владивосток, ул. Сельская, 3)
о признании незаконным пункта 1 предписания от 15.01.2016 N 3168
установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "Некрополь" (далее - МУП "Некрополь") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным пункта 1 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю) от 15.01.2016 N 3168, согласно которому заявитель обязан в срок до 06.06.2016 разработать и согласовать в установленном порядке проект обоснования расчетного размера санитарно-защитной зоны кладбищ "Лесное", "Морское".
Решением суда от 08.08.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МУП "Некрополь" обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и удовлетворить его требования.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержал. Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю просило рассмотреть жалобу без участия своего представителя, в представленном отзыве против удовлетворения кассационной жалобы возражало.
Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителя МУП "Некрополь", проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
15.01.2016 Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю на основании распоряжения от 11.12.2015 N 3168 проведена проверка исполнения ранее выданного МУП "Некрополь" предписания N 2627 от 22.01.2015 со сроком исполнения до 01.12.2015.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами управления установлено, что ранее выданное предписание N 2627 от 22.01.2015 в полном объеме не выполнено, а именно: на предприятии, осуществляющем хозяйствующую деятельность на кладбищах "Лесное", "Морское", не разработан и не согласован в установленном порядке проект обоснования расчетного размера санитарно-защитной зоны вышеуказанных кладбищ, что нашло свое отражение в акте проверки N 3168 от 15.01.2016.
По результатам проверки 15.01.2016 предприятию выдано предписание N 3168, пунктом 1 которого в срок до 06.06.2016 предписано разработать и согласовать в установленном порядке проект обоснования расчетного размера санитарно-защитной зоны кладбища "Лесное", "Морское".
Несогласие с указанным пунктом предписания явилось основанием для обращения МУП "Некрополь" в суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении требований предприятия, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе с требованиями санитарных правил.
В силу статьи 1 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно- защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Пунктом 3.1 правил установлено, что проектирование санитарно- защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно- защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно- защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.
Согласно пункту 1.5 указанных правил, санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Классификация объектов по классам опасности приведена в разделе 7.1.12 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", в соответствии с которой кладбища площадью до 40 га отнесены ко 2 классу опасности, крематории с количеством печей более 1 - к 1 классу опасности.
Как видно из материалов дела, МУП "Некрополь" осуществляет деятельность по оказанию ритуальных услуг в сфере похоронного дела, в том числе на кладбищах "Лесное", "Морское" в г. Владивостоке. Следовательно, на него распространяются положения как Закона N 52-ФЗ, так и СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 как на лицо, деятельность которого связана с эксплуатацией объектов I, II класса опасности (крематорий, кладбища).
Возражениям предприятия об отсутствии у него обязанностей по установлению санитарно-защитной зоны кладбищ со ссылкой на то, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений относится к вопросам местного значения городского округа, а оно лишь осуществляет погребение и оказывает связанные с этим услуги дана оценка судами первой и апелляционной инстанции как необоснованным.
Так, в соответствии с пунктом 1.1 Устава МУП "Некрополь", утвержденного распоряжением заместителя главы администрации - начальником управления муниципальной собственности Администрации г. Владивостока N 244 от 21.05.2003, оно является муниципальным унитарным предприятием по осуществлению ритуальных услуг и других услуг населению, осуществляющим основную деятельность в целях решения социальных задач в сфере похоронного дела и оказания бытовых услуг.
Пунктом 2.2 Устава предусмотрены следующие виды деятельности предприятия: оказание ритуальных услуг населению, содержание и организация работы кремационного комплекса, строительство, эксплуатация и содержание колумбариев, склепниц, могил, мест кремационных и традиционных захоронений (кладбищ), другие услуги.
Таким образом, учредив МУП "Некрополь", Администрация г. Владивостока делегировала ему, в том числе, полномочия по содержанию мест захоронений и иные связанные с этим обязанности, что отражено в Уставе предприятия как вид его деятельности.
В этой связи ссылки заявителя на отсутствие у него права собственности на земельные участки, занятые кладбищами, не имеют правового значения для разрешения заявленного требования.
Следовательно, выводы судов в указанной части являются обоснованными.
Также подлежат отклонению доводы заявителя жалобы о том, что требования СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются только на строящиеся и реконструируемые объекты, к которым спорные объекты не относятся в силу возведения их в 1991 году.
Из совокупного анализа вышеуказанных положений законодательства следует, что обязанность по разработке проекта обоснования расчетного размера санитарно-защитной зоны предусмотрена для лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией объектов I - III класса опасности, не только на стадии строительства и реконструкции. Иное свидетельствует о неверном токовании заявителем правовых норм.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами правовых норм; были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и правомерно отклонены как необоснованные; правовые основания для переоценки выводов судов об установленных обстоятельствах в силу статьи 286 АПК РФ не входят в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 по делу N А51-9397/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.