г. Хабаровск |
|
06 апреля 2017 г. |
А51-27366/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.Ю. Мельниковой,
судей: Г.А. Камаливой, И.А. Тарасова
при участии:
от третьего лица: Я.Н. Жук по доверенности от 01.09.2016 N 9,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер - Приморье"
на решение от 29.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016
по делу N А51-27366/2015 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
к закрытому акционерному обществу "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (ОГРН 1022500708548, ИНН 2508005500, место нахождения: 692903, Приморский край, г. Находка, ул. Судоремонтная, 29А)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Трансбункер - Приморье"
о взыскании 84 304,63 руб.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод") о взыскании 84 304,63 руб. платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожном пути общего пользования промежуточной станции в период с 09.04.2015 по 26.04.2015 ввиду неприема станцией назначения.
Определением арбитражного суда от 17.12.2015 (с учетом исправленной определением от 12.01.2016 опечатки) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье" (ООО "Трансбункер-Приморье").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.08.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016, исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Третье лицо, полагая, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа, в которой просило судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы третье лицо указало, что акты общей формы и памятки содержат недостоверную информацию, составлены с нарушением требований закона и не могут быть надлежащими доказательствами; оспорило расчет платы; полагало, что судебные акты не содержат мотивов, по которым отклонены доводы заявителя.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Исследовав материалы дела, исходя из доводов, приведенных в кассационной жалобе, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" (Владелец) заключен договор N 246 от 25.11.2014 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Порт Восточные Ворота-Приморский завод" по станции Рыбники, с протоколом согласования разногласий от 28.10.2014.
В соответствии с пунктом 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Владельца производится круглосуточно по уведомлению Перевозчика. Уведомление о предстоящей подаче вагонов Перевозчик передает Владельцу по телефону не позднее, чем за 2 часа до планируемой подачи. Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на участок железнодорожного выставочного пути N 26. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка по местам погрузки/выгрузки локомотивом Владельца (пункт 6 договора). Учет времени нахождения вагонов на ответственности Владельца осуществляется по памяткам приемосдатчика и актам общей формы в случае их составления (пункт 9.1 договора).
Также между ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" (Исполнитель) и ООО "Трансбункер-Приморье" (Контрагент) заключен договор от 22.05.2013 на подачу и уборку вагонов.
В период с 09.04.2015 по 26.04.2015 на путях общего пользования станции Рыбники имели место случаи простоя не принадлежавших перевозчику вагонов, прибывавших в адрес ООО "Трансбункер-Приморье", причина задержки вагонов: занятость путей необщего пользования, которая обусловлена несоблюдением технологических сроков обработки вагонов.
По фактам задержки вагонов на станции Рыбники составлены акты общей формы N N 5/4441, 5/4470, 5/4967, 5/4985, 5/4966, 5/5063, 5/4967, 5/5064, 5/5065, 5/5131, 5/5066, 5/5155, 5/5185, 5/5198, 5/5117, 5/5199, 5/5328, 5/5408, 5/5342, 5/5407, 5/5434, в которых установлена продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Накопительные ведомости, ведомости подачи и уборки вагонов, акты общей формы, которыми зафиксирован факт и продолжительность простоя вагонов на путях, предъявлены на подпись представителям ответчика, уполномоченным на то руководством в соответствии с выданными доверенностями. Указанные документы подписаны с возражениями.
ОАО "РЖД" за нахождение вагонов на железнодорожном пути общего пользования произвело начисление платы в размере 84 304,63 руб.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком (как владельцем пути необщего пользования) обязательств по внесению платы за задержку вагонов на пути общего пользования, истец обратился в арбитражный суд с иском.
В соответствии с частью 11 статьи 39 УЖТ РФ (в ред. Закона N 503-ФЗ, вступившей в силу с 01.04.2015), за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 Устава (в ред. Закона N 503-ФЗ).
В силу части 13 статьи 39 УЖТ РФ (в редакции Закона N 503-ФЗ) оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Согласно части 18 статьи 39 УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Часть 12 статьи 39 УЖТ РФ установила плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава, то есть за все объекты железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности.
Ранее в редакции статьи 39 УЖТ РФ, действовавшей до 01.04.2015, плата за занятие путей общего пользования являлась тождественной плате за пользование вагонами и размер данной платы был установлен в таблице N 9 Тарифного руководства N 2, в частности для вагонов, не принадлежащих перевозчику, размер услуги "плата за пользование вагонами" в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 составляет 50%.
В абзаце 2 пункта "б" 19 договора N 246, в редакции протокола согласования разногласий от 28.10.2014, также установлено, что владелец путей необщего пользования уплачивает перевозчику плату за время ожидания подачи или приема вагонов на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования, по ставкам Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" с учетом коэффициентов индексации.
Размер платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава установлен Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (с изм. от 10.12.2015) "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12", которым утверждено Тарифное руководство "Плата на нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", вступившие в силу 07.06.2016.
До вступления в силу указанного Тарифного руководства "Плата на нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, в связи с тарифным регулированием плата при нахождении вагонов на путях общего пользования подлежала взиманию по ставкам Тарифного руководства N 2.
Предъявленная истцом к взысканию плата за период с 09.04.2015 по 26.04.2015, является платой за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в редакции статьи 39 УЖТ РФ (в ред. N 503-ФЗ от 31.12.2014), и суды пришли к правильному выводу о том, что истец верно определил ее размер в соответствии со ставками, предусмотренными в Тарифном руководстве N 2.
Размер платы, установленный Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, подлежит применению только с 07.06.2016, следовательно, и не мог быть применен к исковому периоду с 09.04.2015 по 26.04.2015.
В связи с чем, доводы третьего лица о том, что истец должен произвести расчет платы по ставкам таблицы N 1 Тарифного руководства, утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" признаны судом кассационной инстанции несостоятельными.
Факт нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования подтвержден актами общей формы, составленными в соответствии с требованиями пункта 16 статьи 119 УЖТ, пункта 4.6 "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 и пунктов 3.2.4, 3.5 "Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, содержащими сведения о задержанных вагонах, причинах и времени их задержки, виновном в задержке вагонов лице, подписанными ответчиком с разногласиями.
Исследовав и оценив доказательства по делу, в том числе и акты общей формы, в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований у истца для начисления ответчику платы за предоставление железнодорожных путей для нахождения на них подвижного состава, и удовлетворения иска.
Доводы третьего лица о том, что акты общей формы не соответствуют действительности, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Новых доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора, а также опровергающих правильность выводов судов, сделанных на имеющихся в материалах дела доказательствах, заявителем не приводится.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не установлено.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 по делу N А51-27366/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Мельникова |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.