г. Хабаровск |
|
10 апреля 2017 г. |
А04-7646/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Цирулик О.В.
Судей: С.Ю. Лесненко, С.Н. Новиковой
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Благовещенского района Амурской области
на решение от 29.09.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016
по делу N А04-7646/2016 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья П.А. Чумаков, в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В. Вертопрахова, Е.И. Сапрыкина, Е.А. Швец
по заявлению администрации Благовещенского района Амурской области
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области
третье лицо: администрация Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области
о признании незаконным предписания
Администрация Благовещенского района (ОГРН 1022800526055, ИНН 2812001442, место нахождения: 675000, г. Благовещенск, ул. Зейская, 198; далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области (ОГРН 1097536005764, ИНН7536104163, место нахождения: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленинградская, 15 а, пом. 2; далее - управление; Управление Россельхознадзора; уполномоченный орган) N 000981 от 06.06.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области.
Решением от 29.09.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты.
По мнению заявителя, предписание выдано ненадлежащему лицу, поскольку земельный участок, в отношении которого выявлено захламление мусором, находится в ведении администрации Усть-Ивановского сельсовета. При этом указывает, что фактически уполномоченным органом сделан вывод о нарушениях, совершенных на соседнем земельном участке с кадастровым номером 28:10:002004:31, не относящемся к предмету проверки. Также ссылается на отсутствие у осуществлявшего проверку лица полномочий по контролю за содержанием расположенной на вышеназванном земельном участке свалки.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Россельхознадзора приводит свои возражения относительно ее доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 06.06.2016 по результатам проведенной внеплановой выездной проверки неразграниченного земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 79810 кв. м, расположенном в кадастровом квартале 28:10:002004 на территории Благовещенского района Амурской области, примерно в 1.6-2 км по направлению на юг от с. Усть-Ивановка границы земельного участка: с севера примыкает к дороге на централизованную общественную свалку мусора, с юга примыкает к земельному участку сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 28:10:002004:31, с востока примыкает к автодороге с. Ровное - с. Усть-Ивановка - с. Петропавловка, Управлением Россельхознадзора был составлен акт N 816.
06.06.2016 управлением в адрес истца выдано предписание N 000981 с требованием устранить захламление неразграниченного земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 79810 кв.м в кадастровом квартале 28:10:002004 и привести указанный участок в состояние, пригодное для целевого использования.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу положений статей 198, 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом, который может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Согласно пункту 2 статьи 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, установлено, что функции по земельному надзору осуществляются, в том числе, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно пункту 5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в пределах своей компетенции.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1.2 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов (далее - Регламент), утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30.12.2012 N 96, государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
Установив, что указанные в предписании нарушения связаны с захламлением земельного участка сельскохозяйственного назначения, суды на основании вышеприведенных нормативных актов пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание от 06.06.2016 вынесено Управлением Россельхознадзора в рамках предоставленных ему полномочий в области государственного земельного надзора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Исходя из требований абзаца 7 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов; органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Пунктами 9, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что захламление неразграниченного земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 79810 кв.м в кадастровом квартале 28:10:002004 произошло вследствие ненадлежащего исполнения администрацией Благовещенского района Амурской области обязанностей по содержанию расположенной на земельном участке с кадастровым номером 28:10:002004:31 свалки, находящейся в ведении администрации.
Установив данные обстоятельства и признав подтвержденными выявленные нарушения, суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания, вынесенного в отношении лица, виновного в захламлении земельного участка.
Ссылка администрации на то, что земельный участок, в отношении которого выявлено захламление мусором, находится в ведении администрации Усть-Ивановского сельсовета, отклоняется, так как установлена вина администрации Благовещенского района Амурской области в захламлении земельного участка, явившегося предметом проверки, вследствие ненадлежащего содержания расположенной на соседнем земельном участке свалки.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у Управления Россельхознадзора полномочий по выявлению нарушений, совершенных на соседнем земельном участке с кадастровым номером 28:10:002004:31, не относящемся к предмету проверки, также отклоняется. Вышеуказанный земельный участок действительно не являлся предметом проверки, однако в полномочия контролирующего органа входит установление причин и условий совершения нарушений, которые в данном случае носили очевидный характер.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.09.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 по делу N А04-7646/2016 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.