Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 апреля 2017 г. N Ф03-969/17 по делу N А73-12219/2016

 

г. Хабаровск

 

10 апреля 2017 г.

А73-12219/2016

 

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2017 года.

 

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Михайловой А.И.

Судей: Мильчиной И.А., Никитиной Т.Н.

при участии:

от ЗАО "Строительно-монтажный поезд N 385": Белый А.В., директор по паспорту;

от ГУ - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Егорова А.В., представитель по доверенности от 01.01.2017 N 36;

на решение от 20.10.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016

по делу N А73-12219/2016 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в суде апелляционной инстанции судьи Швец Е.А., Вертопрахова Е.В., Пескова Т.Д.

по заявлению закрытого акционерного общества "Строительно-монтажный поезд N 385" (ОГРН 1022700930944, ИНН 2721087403, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 78)

к Государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022701279853, ИНН 2700000183, место нахождения: 680021, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 44)

о признании незаконными решений

установил:

закрытое акционерное общество "Строительно-монтажный поезд N 385" (далее - ЗАО "СМП N 385") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решений Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение ФСС, страховщик): от 22.07.2016 N 28/ПДС о возмещении расходов; от 22.07.2016 N 207 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах; от 22.07.2016 N 299 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за неисполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Решением суда от 20.10.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Н согласившись с судебными актами, ЗАО "СМП N 385" обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционного суда отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.

В жалобе общество указывает на то, что Отделением ФСС и судом неправомерно квалифицированы выплаты застрахованным лицам как заработная плата. Указанные выплаты являлись материальной помощью в связи с болезнью и оформлялись соответствующими приказами.

В судебном заседании директор общества доводы жалобы поддержал, представитель Отделения ФСС с жалобой не согласился, просил оставить судебные акты без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения законного представителя общества и страховщика, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.

Как видно из материалов дела и установлено судами Отделением ФСС проведена проверка в отношении ЗАО "СМП N 385" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных выплат и расходов, предусмотренных Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ, а также правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС РФ за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

В ходе проверки установлено, что страхователем двум работникам (Ткачу Б.Б. и Макашову О.И.) в проверяемом периоде выплачивалась заработная плата, а Отделением ФСС указанным работникам выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда, о чем составлены акты от 02.06.2016 N 206 н/с, N 206, N 121/ПДС, которыми

По результатам проверки Отделением ФСС вынесены следующие решения:

- от 22.07.2016 N 207 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, в соответствии с которым страхователю исчислен штраф в сумме 104 руб. 94 коп. по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), а также доначислены к уплате в Фонд социального страхования РФ страховые взносы за период 2013 - 2015 годы в сумме 524 руб. 72 коп. и пени в сумме 40 руб. 09 коп.;

- от 22.07.2016 N 299 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за неисполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которым страхователю исчислен штраф в сумме 28 руб. 60 коп. по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125), а также доначислены к уплате в Фонд социального страхования страховые взносы за период 2013 - 2015 годы в сумме 143 руб. 30 коп. и пени в сумме 1 руб.;

- от 22.07.2016 N 28/ПДС о возмещении расходов, в соответствии с которым страхователю предложено в добровольном порядке возместить расходы в сумме 382 729 руб. 52 коп., излишне понесенные страховщиком в период с июня 2013 года по март 2015 года в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений.

Не согласие с указанными решениями послужило основанием для обращения общества с настоящими требованиями в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165- ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ).

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ). Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона N 255- ФЗ).

Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.

Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно части 1 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Таким образом, целевым назначением пособий по данному виду социального страхования является возмещение утраченного в связи с наступлением страхового случая заработка. Суммы пособий по обязательному социальному страхованию назначаются работнику в связи с тем, что он не может осуществлять свою трудовую деятельность, и соответственно получать заработную плату. Действующим законодательством не предусмотрена возможность одновременной выплаты пособия и получения заработной платы за один и тот же период.

Как установлено выездной проверкой двум работникам страхователя (Ткачу Б.Б. и Макашову О.И.) в проверяемом периоде Фондом социального страхования РФ выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности.

Так, работник страхователя Ткач Б.Б. являлся нетрудоспособным с 02.03.2013 по 17.07.2014, ему выплачено из средств Фонда социального страхования 340 462 руб. 18 коп. Работник страхователя Макашов О.И. являлся нетрудоспособным с 02.03.2014 по 13.01.2015, ему выплачено из средств Фонда социального страхования 42 267 руб. 34 коп.

Также проверкой установлено, что по представленным страхователем документам (расчетным ведомостям по начислению заработной платы, табелям учета рабочего времени и платежным ведомостям) страхователь начислял и выплачивал указанным работникам заработную плату во время их нетрудоспособности.

При этом, в табелях учета рабочего времени в период нахождения на листке нетрудоспособности Ткача Б.Б. и Макашева О.И. проставлялось количество отработанных часов, в которых ежемесячно вносилась запись руководителя "Бухгалтерии к оплате".

На основании предоставленных табелей главным бухгалтером производилось начисление заработной платы, которая отражалась в расчетных ведомостях по видам выплат (оплата по табелю, сдельный наряд, районный коэффициент, северная надбавка).

Кроме того, согласно карточке счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Ткачу Б.Б. также выдавались денежные средства в подотчет во время нахождения на листке нетрудоспособности.

Следовательно, указанные выплаты совершены обществом в нарушение норм действующего законодательства.

Возражая против принятых Отделением ФСС решений, ЗАО "СМП N 385" указывает на то, что данные выплаты являлись материальной помощью работникам в связи с их болезнью, что подтверждается приказами: N 4 от 29.03.2013, N 5 от 30.04.2013, N 7 от 31.05.2013, N 9 от 25.06.2013, N 11 от 30.09.2013, N 14 от 31.10.2013, N 1 от 31.01.2014, N 2 от 28.02.2014, N 3 от 28.03.2014, N 4 от 30.04.2014, N 5 от 30.05.2014, N 6 от 30.06.2014, N 7 от 31.07.2014, а также дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.01.2010, заключенному с Ткачем Б.Б.

Указанным возражениям дана оценка судами, как необоснованным. При этом, суды исходили из следующего.

Действительно, приказы о выплате материальной помощи и дополнительное соглашение к трудовому договору были представлены заявителем, но после проведения выездной проверки.

Между тем, проверка производилась на основании представленных ЗАО "СМП N 385" во исполнение требования о предоставлении документов от 04.04.2016 N 01-06/007/7938 первичных бухгалтерских документов, которые в ходе проверки были рассмотрены сплошным методом.

На основании данных документов и были сделаны выводы, которые явились основанием для принятия оспариваемых решений и фактической выплате работникам (Ткачу Б.Б., Макашову О.И.) заработной плату во время их нетрудоспособности.

Так, в табелях учета рабочего времени в период нахождения на листке нетрудоспособности Ткача Б.Б. и Макашева О.И. проставлялось количество отработанных часов, в которых ежемесячно вносилась запись руководителя "Бухгалтерии к оплате".

На основании предоставленных табелей главным бухгалтером производилось начисление заработной платы, которая отражалась в расчетных ведомостях по видам выплат (оплата по табелю, сдельный наряд, районный коэффициент, северная надбавка).

Кроме того, согласно карточке счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" отражена выдача Ткачу Б.Б. денежных средств в подотчет во время нахождения на листке нетрудоспособности.

Также страхователь ежемесячно производил начисление выплат Ткачу Б.Б. в виде оклада, в размере 11 103 руб., а также районного коэффициента и надбавки, установленной для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, к ним приравненных в размере 6 661 руб. 80 коп., которые не применяются к материальной помощи.

Согласно пункту 3 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.

Листки нетрудоспособности N 127750795001 от 18.07.2014, N 139693260154 от 19.08.2014, N 139693319864 от 23.10.2014, N 139728003906 от 21.11.2014, N 139728088260 от 17.12.2014, N 139728155592 от 13.01.2015 Макашева О.И. представлены страхователем в Филиала N 7 Отделения ФСС в 2015 году, что подтверждается страховщиком электронными реестрами от 15.01.2015.

Следовательно, если страхователь представил документы, необходимые для назначения и выплаты пособия в установленные законодательством сроки, то вышеназванные листки нетрудоспособности представлены Макашевым О.И. в 2015 году.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что приказы на выплату материальной помощи к больничному листу Макашева О.И. (с указанием в них номеров листков нетрудоспособности), представленные в ходе рассмотрения материалов выездной проверки не могли быть изданы в 2014 году.

Кроме того, проверкой установлено, что по штатному расписанию ЗАО "СМП N 385" числится всего 3 должности сторожа управления. В табелях рабочего времени за период с 18.07.2014 по 13.01.2015 замена Макашева О.И. другим сторожем не проставлена. При этом согласно табелям учета рабочего времени сторож управления Макашев О.И. выполнял свои трудовые обязанности по трудовому договору в полном объеме.

В этой связи выводы судов о доказанности характера выплат, произведенных страхователем Макашеву О.И. за период с 18.07.2014 по 13.01.2015, как выплаты заработной платы.

В ходе выездной проверки страховщиком также было установлено, что с Ткачом Б.Б. заключен договор аренды легкового автомобиля от 01.08.2008, согласно подп. 2 пункта 1 которого, арендатор использует автомобиль Тайота Лэнд Крузер Прадо, гос.номер Х822РС 27rus только для служебных разъездов.

При анализе счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" установлено: Ткач Б.Б. во время нахождения на листке нетрудоспособности на основании расходных кассовых ордеров: N 6 от 28.01.2014, N 9 от 31.01.2014, N 13 от 21.02.2014, N 15 от 07.03.2014, N 19 от 14.03.2014, N 21 от 25.03.2014, N 23 от 01.04.2014, N 26 от 11.04.2014, N 29 от 28.04.2014, N 31 от 05.05.2014, N 43 от 09.06.2014, N 47 от 18.06.2014, N 50 от 08.07.2014, N 52 от 08.07.2014, N 33 от 03.06.2013, N 36 от 14.06.2013, N 43 от 01.07.2013, N 41 от 08.07.2013, N 66 от 19.09.2013, N 70 от 30.09.2013 получил в подотчет 109 000 руб. в качестве компенсации расходов на обслуживание личного автомобиля в служебных целях.

Представленные страхователем в ходе проверки авансовые отчеты Ткача Б.Б.: N 2 от 28.01.2014, N 8 от 31.03.2014, N 11 от 30.04.2014, N 17 от 30.06.2014, N 12 от 30.06.2013, N 20 от 30.09.2013 также подтверждают факт выполнения Ткачом Б.Б. служебных обязанностей в период нахождения его на листке нетрудоспособности.

При этом, судами также учтены положения пункта 1 статьи 9 Закона 212-ФЗ, согласно которым не подлежат обложению страховыми взносами компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. При этом, суммы материальной помощи, превышающие 4000 руб. в расчетный период подлежат обложению страховыми взносами в ФСС, ПФР, ФОМС.

Следовательно, если страхователь и оценивает полученную работником по договору аренды сумму в размере 109 000 руб. как материальную помощь, то на сумму, превышающую 4000 руб., надлежало начислить страховые взносы, что страховщиком сделано не было. Не было отражено также и удержание с данной суммы налога на доходы физических лиц.

Таким образом, суды, на основе оценки представленных Отделением ФСС доказательств, в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, работники страхователя не утрачивали заработок в период временной нетрудоспособности, а получали заработную плату, в связи, с чем расходы в сумме 382 729 руб. 52 коп., излишне понесенные Фондом социального страхования за периоды временной нетрудоспособности вышеуказанных работников страхователя за соответствующие периоды, должны быть возмещены страхователем.

Также правомерно отклонены судами доводы заявителя, со ссылкой на характер заболеваний работников, о том, что они фактически не могли осуществлять свои трудовые обязанности в спорный период времени, как не имеющие правового значения, поскольку выводы страховщика основаны на первичных бухгалтерских документах, которые были представлены страхователем при проверке, и которые подтверждают факт выплаты работникам заработной платы, что и явилось основанием для доначисления соответствующих сумм в качестве компенсации расходов, излишне понесенные страховщиком в период с июня 2013 года по март 2015 года в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу решения суда и постановления апелляционной инстанции.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.10.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 по делу N А73-12219/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

А.И. Михайлова

 

Судьи

И.А. Мильчина
Т.Н. Никитина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Согласно части 1 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

...

Согласно пункту 3 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом."