г. Хабаровск |
|
19 апреля 2017 г. |
А51-16551/2016 |
Резолютивная часть постановления от 13 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Ширяева И.В., Никитиной Т.Н.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 100 Федерального медико-биологического агентства"
на решение от 20.10.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016
по делу N А51-16551/2016 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Тимофеева Ю.А., в апелляционном суде судьи: Сидорович Е.Л., Рубанова В.В., Солохина Т.А.
По заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 100 Федерального медико-биологического агентства"
к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края"
о признании необоснованным и подлежащим отмене акта
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 100 Федерального Медико-биологического агентства" (ОГРН 1072503001262, место нахождения: 692880, Приморский край, г.Фокино, ул.Клубная, 17; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене акта Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ОГРН 1022502260648, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Пологая, 21; далее - фонд) от 29.04.2016 N 5 в части выводов о нецелевом расходовании денежных средств в сумме 570 830 руб. 18 коп. на приобретение препарата "Туберкулин" за счет средств обязательного медицинского страхования и требования о их восстановлении в бюджете фонда с уплатой штрафа в размере 57 083 руб. 02 коп.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.10.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами и, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что расходы на приобретение очищенного туберкулина, используемого в ходе массового обследования детского населения, осуществляются за счет бюджетных средств, к которым относятся средства обязательного медицинского страхования, в связи с чем такое расходование бюджетных средств не может быть признано нецелевым. По мнению заявителя, отсутствие в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае данной расходной статьи само по себе не может возлагать на медицинские учреждения расходы по проведению туберкулинодиагностики.
В отзыве на кассационную жалобу фонд возражает против ее удовлетворения, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами из материалов дела, в ходе проведения в отношении учреждения плановой комплексной проверки по вопросам использования средств обязательного медицинского страхования, полученных за период 01.01.2014 по 31.12.2015 фондом выявлен факт нецелевого использования учреждением в проверяемом периоде средств обязательного медицинского страхования на приобретение аллергена туберкулезного стоимостью 570 830 руб. 18 коп., что отражено в акте от 29.04.2016 N 5.
25.05.2016 фонд направил в адрес учреждения письмо N 202 с требованием о восстановлении указанных денежных средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа в размере 57 083 руб. 02 коп.
Не согласившись с выводами фонда относительно нецелевого использования денежных средств в указанной части, учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 данного Закона медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
На основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, принятого и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст аллерген туберкулезный относится к группе 24.41.60.330 - препараты диагностические, и применяется для раннего выявления туберкулеза у детей в рамках противоэпидемических мероприятий и с целью мониторинга активности туберкулезной инфекции.
Из содержания Инструкции по применению туберкулиновых проб, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2003 N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации", следует, что туберкулинодиагностикой является диагностический тест для определения специфической сенсибилизации организма к микробактериям туберкулеза (МБТ). Как специфический тест применяется при массовых обследованиях населения на туберкулез (массовая туберкулинодиагностика) и для индивидуальных обследований (индивидуальная туберкулинодиагностика).
В пунктах 1.1, 1.2 названной Инструкции по применению туберкулиновых проб перечислены цели массовой туберкулинодиагностики и цели индивидуальной туберкулинодиагностики соответственно.
При массовой туберкулинодиагностике применяют только единую внутрикожную туберкулиновую пробу манту с двумя туберкулиновыми единицами (ТЕ) очищенного туберкулина в стандартном разведении (готовая форма).
На основании Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273, финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в том числе при туберкулезе, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что поскольку первичная медико-санитарная помощь при туберкулезе, включая туберкулинодиагностику, не включена в базовую программу обязательного медицинского страхования, расходы на приобретение туберкулина за счет средств обязательного медицинского страхования могут осуществляться только при условии включения указанных расходов в территориальную программу обязательного медицинского страхования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Однако разделом V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением администрации Приморского края от 29.01.2015 N 22-па, предусмотрено, что финансовое обеспечение первичной медико-санитарной помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу ОМС (в том числе туберкулез), осуществляется за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273, нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о подтверждении факта нецелевого использования учреждением выделенных денежных средств, в связи с чем, у него возникла обязанность их возврата в бюджет территориального фонда.
При изложенных обстоятельствах, арбитражные суды обоснованно признали оспариваемое решение фонда не противоречащим положениям действующего законодательства и не нарушающим прав и законных интересов заявителя.
Такие выводы арбитражных судов в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам спора, имеющимся в материалах дела доказательствам и подлежащим применению в данном случае нормам материального права.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, об ошибочности и необоснованности выводов арбитражных судов, положенных в основу обжалуемых судебных актов, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном понимании и толковании норм действующего законодательства. Кроме того, аналогичные аргументы учреждения были предметом рассмотрения арбитражных судов и в результате чего получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов в любом случае, арбитражными судами также не допущено.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения, постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 20.10.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 по делу N А51-16551/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в
порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
И.В. Ширяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.