г. Хабаровск |
|
21 апреля 2017 г. |
А73-12466/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: С.Ю. Лесненко, И.М. Луговой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Ресурс": представитель не явился;
от управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Жигаревич М.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 2;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресурс"
на решение от 08.11.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017
по делу N А73-12466/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в суде апелляционной инстанции судьи Балинская И.И., Пескова Т.Д., Харьковская Е.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресурс"
к управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (ОГРН 1102706001166, ИНН 2706031710, место нахождения: 682610, Хабаровский край, Амурский район, рп. Эльбан, мкрн. 2-й, 25А, далее - ООО "Ресурс", общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, б-р. Амурский, 43, 600, далее - управление) от 12.08.2016 N П2016-14-0033.
Решением суда от 08.11.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебные инстанции, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), признали законным требование управления, зафиксированное в спорном предписании от 12.08.2016 N П2016-14-0033, о заключении управляющей организацией договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по электроснабжению.
ООО "Ресурс", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает, что он в силу заключенных по результатам открытого конкурса договоров управления и решений общего собрания собственников помещений не является исполнителем коммунальных услуг, следовательно, по смыслу положений статей 161, 162, 192 ЖК РФ и Правил N 124 на него не может быть возложена обязанность по заключению договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Управление в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклоняет в полном объеме и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, их представители в судебное заседание не прибыли. Общество ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено, что ООО "Ресурс", обладая лицензией от 22.04.2015 N 027-000098 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на основании договоров управления является управляющей организацией для многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных в р.п. Эльбан по адресам: по ул. Гагарина NN 9-11, по ул. Гаражная NN 1, 3, 5, Микрорайон 1-й NN 1, 2, 20, 21, 25, 26, 40, 40Б, 43, 46, 47, 50, 51, 53, Микрорайон 2-1 NN 1-24, 25А, 26, 26А, 27, 46А, 46Б, по ул. Островская NN 2, 4, 10, по ул. Школьная NN 5, 6, 25, 28.
ПАО "ДЭК" письмом от 20.05.2016 N 1944-и сообщило управлению, что общество не заключило договор на поставку электрической энергии по домам, находящимся в управлении, и что направленная в адрес управляющей организации оферта договора энергоснабжения была возвращена без рассмотрения. В указанном письме ПАО "ДЭК" просило управление провести проверку на предмет соблюдения ООО "Ресурс" лицензионных требования.
Управление распоряжением от 12.07.2016 N 2017-р в связи с поступившим обращением назначило в отношении общества проведение внеплановой документарной проверки.
По результатам проверки управлением оформлен акт от 12.08.2016 N П2016-14-0033, в котором зафиксировано, что в нарушение подпункта "д" пункта 4 Правил N 416 ООО "Ресурс" не заключен договор энергоснабжения с энергоснабжающей организацией в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Ресурс".
В целях устранения выявленного нарушения управление выдало обществу предписание от 12.08.2015 N П2016-14-033, которым в срок до 31.10.2016 предписало устранить выявленное нарушение путем заключения договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
ООО "Ресурс", не согласившись с названным предписанием, обратилась с заявлением в арбитражный суд, который, руководствуясь взаимосвязанными положениями ЖК РФ, Правил N 416, Правил N 354, Правил N 124, в удовлетворении требования отказал, признав наличие у управляющей организации в силу вышеуказанных норм права обязанности заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ, с чем соглашается окружной суд.
В силу положений части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к числу которых относится, в том числе, управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя, как установлено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как установлено пунктами 2, 3 части 3 статьи 161 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Подпунктом "д" пункта 4 Правил N 416 зафиксировано, что управление многоквартирным домом обеспечивается управляющей организацией, в том числе, посредством заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Аналогично согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 14 Правил N 354 установлено, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Правилами N 124 регламентирована процедура заключения между управляющей организацией и ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Анализируя вышеуказанные нормы ЖК РФ, Правил N 416, Правил N 354, Правил N 124, судебные инстанции мотивированно указали, что ООО "Ресурс", будучи управляющей организацией, является исполнителем коммунальных услуг, обязанным с целью оказанию собственникам жилых помещений в МКД названных услуг заключить соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Управляющие организации, как верно отметили суды, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов.
То, что в заключенных ООО "Ресурс" договорах управления отсутствует положение о предоставлении названным обществом коммунальных услуг, по обоснованным суждениям судов, не освобождает управляющую организацию от подобного рода обязанности, наличие которой следует из буквального толкования норм ЖК РФ в части, касающейся содержания способа управления МКД управляющей организацией.
Само по себе принятие общим собранием собственников помещений в МКД решений, оформленных протоколами общего собрания, об отказе в возложении на ООО "Ресурс" обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в МКД также с позиции части 12 статьи 161 ЖК РФ не препятствует заключению управляющей организации необходимых договоров энергоснабжения с ресурсоснабжающими организациями.
Судебные инстанции учли, что избрание в качестве способа управления МКД управление управляющей организацией лишает собственников жилых помещений МКД права от своего имени заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, поскольку последнее возможно только при непосредственном способе управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 164 ЖК РФ).
При таких обстоятельствах, так как ООО "Ресурс" является управляющей организацией, управление правомерно оспариваемым предписанием от 12.08.2016 N П2016-14-0033 возложило на него обязанность по заключению договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией с целью предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, коммунальной услуги по электроснабжению.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании заявителем норм права, не опровергают выводы судов, положенные в основу принятых судебных актов и сводятся к переоценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу прямого указания статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов по безусловным основаниям, судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Поскольку в подтверждение уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы заявителем представлена копия платежного поручения, а не подлинник, как предусмотрено пунктом 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о возврате обществу из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 1 500 руб. не может быть разрешен.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.11.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 по делу N А73-12466/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"То, что в заключенных ООО "Ресурс" договорах управления отсутствует положение о предоставлении названным обществом коммунальных услуг, по обоснованным суждениям судов, не освобождает управляющую организацию от подобного рода обязанности, наличие которой следует из буквального толкования норм ЖК РФ в части, касающейся содержания способа управления МКД управляющей организацией.
Само по себе принятие общим собранием собственников помещений в МКД решений, оформленных протоколами общего собрания, об отказе в возложении на ООО "Ресурс" обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в МКД также с позиции части 12 статьи 161 ЖК РФ не препятствует заключению управляющей организации необходимых договоров энергоснабжения с ресурсонабжающими организациями.
Судебные инстанции учли, что избрание в качестве способа управления МКД управление управляющей организацией лишает собственников жилых помещений МКД права от своего имени заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, поскольку последнее возможно только при непосредственном способе управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 164 ЖК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 апреля 2017 г. N Ф03-1124/17 по делу N А73-12466/2016