г. Хабаровск |
|
25 апреля 2017 г. |
А59-3425/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: О.В. Цирулик, С.И. Гребенщикова
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Оха":
- Бородина О.Н., представитель по доверенности от 03.02.2017
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оха"
на решение от 21.10.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017
по делу N А59-3425/2016
Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.Н. Шестопал,
в суде апелляционной инстанции судьи О.Ю. Еремеева, Н.Н. Анисимова, С.В. Гуцалюк
к Сахалино-Курильскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству
третье лицо: Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Оха" (ОГРН 1026500886796, ИНН 6506007851, адрес (место нахождения): 694490, Сахалинская область, г. Оха, 2-й участок; далее - ООО "Оха") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Сахалино-Курильскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1076501002005, ИНН 6501179230, адрес (место нахождения): 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 43; далее - управление) о признании незаконным запрета изложенного в заключении от 20.07.2016 N 09-07/3534 об отказе в согласовании осуществления деятельности по размещению временного рыболовецкого стана на береговой полосе рыбопромыслового участка N 65-06-57-2, трех временных строений (переносных бытовок контейнерного типа), а так же трех единиц автомобильной техники и обязании согласовать размещение в пределах линии максимального прилива на рыбопромысловом участке N 65- 06-57-2, в точке с координатами: 142°48'47.09'' ВД 54°16''45.47'' СШ трех временных строений (переносных бытовок контейнерного типа), а так же трех единиц автомобильной техники.
Определением суда от 16.09.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 21.10.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Оха" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель не согласен с выводами судебных инстанций, что между границей заказника и границей водного объекта отсутствует какая либо территория. Настаивает, что размещение временного рыболовецкого стана не противоречит условиям пункта 7 договора N 53. Приводит доводы относительно заключения N 0426-5р/16 полагая, что последнее, каких либо противоречащих выводов не содержит; в заключении определены местоположение строений относительно максимального уровня уреза воды (раздел 4) и место положение возможного размещения временных строений (раздел N 5).
В отзыве на кассационную жалобу управление выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просило оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области, представитель ООО "Оха" доводы жалобы поддержал, дал по ним пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "Оха" осуществляет деятельность по добыче водных биологических ресурсов на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления прибрежного рыболовства от 14.11.2011 N 53, заключенного между управлением и обществом. По условиям договора обществу представлено право пользования на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке МО ГО "Охинский район" Сахалинской области: участок N 65-06-57-2; наименование водного объекта - Охотское море; границы рыбопромыслового участка: 1) 54°21'28.9" СШ 142°45'58.5" ВД 2) 54°21'32.6" СШ 142°47'49.7" ВД 3) 54°18'11.2" СШ 142°47'25.8" ВД 4) 54°18'32.1" СШ 142°49'11.8" ВД 5) 54°15'9.1" СШ 142°50'55" ВД 6) 54°15'45.1" СШ 142°52'28.5" ВД.
23.06.2016 ООО "Оха" обратилось в управление с заявкой, в которой просило согласовать размещение временного рыболовецкого стана для ведения деятельности по добыче водно-биологических ресурсов в соответствии с договором РПУ от 14.11.2011 года N 53, а также выданными разрешительными билетами, указав, что рыболовецкий стан расположен на территории рыбопромыслового участка N 65-06-57-2 на полуострове Шмидта, на побережье Охотского моря, в точке с координатами: 142°48'46.98" ВД 54°16'45.47" СШ, приложив к заявке заключение специалиста ООО ИТЦ "СКАНЭКС" от 26.04.2016 N 0426-5р/16.
Заключением от 20.07.2016 N 09-07/3534 управление отказало ООО "Оха" в согласовании осуществления деятельности по размещению в Охинском районе на полуострове Шмидта временного рыболовецкого стана, расположенного в точке с координатами: 142°48'47" ВД 54°16'45" СШ, поскольку испрашиваемое место размещения временного рыболовецкого стана находится в границах лесного фонда Охинского лесничества, Охинского участкового лесничества, части 1 квартала N 46, выдела N 6, на территории государственного природного заказника регионального значения "Северный".
ООО "Оха", посчитав данное заключение незаконным, нарушающим право общества на ведение своей хозяйственной деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать управление согласовать соответствующее размещение трех временных строений (переносных бытовок контейнерного типа), а также трех единиц автомобильной технике.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено, что обществу на основании договора N 53 предоставлен рыбопромысловый участок, расположенный в границах водного объекта - Охотское море, с размерами участка: длина - 13.5 км, ширина - 2 км. В договоре границы рыбопромыслового участка определены посредством координатных точек.
Пунктом 7 договора установлено, что пользователь вправе по согласованию с органом государственной власти в установленном порядке размещать хозяйственные и иные объекты при использовании рыбопромыслового участка.
В данном случае спор связан с получением разрешения управления по размещению 3-х временных строений и 3-х единиц техники в береговой полосе рыбопромыслового участка, предоставленного обществу.
Отношения в области рыболовства регулируются нормами Федерального закона Российской Федерации от 24.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ), иными нормативными актами, действующими в указанной области.
Статьей 18 названного закона определено понятие рыбопромыслового участка. Установлено, что границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Порядок определения границ рыбопромысловых участков утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2013 N 143
Пунктами 4, 5, 6, 7, 8 и 9 названного Приказа определено, что границы рыбопромыслового участка устанавливаются в пределах акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части. Определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений граждан, общественных объединений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований, а также заключений научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
В целях определения границ рыбопромысловых участков орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает комиссию. Границы рыбопромыслового участка устанавливаются по точкам, описываемым в географических координатах (с указанием системы используемых координат), если иное не установлено настоящим пунктом. Количество указанных точек не может быть менее трех. При этом расположение таких точек на одной прямой не допускается,
Границы рыбопромыслового участка не должны выходить за границы муниципального образования, в котором формируется рыбопромысловый участок. В целях определения границ рыбопромыслового участка береговая линия водного объекта определяется: а) во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод, - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (для рек, ручьев, каналов, озер, обводненных карьеров), по нормальному подпорному уровню воды (для прудов, водохранилищ), по границе залежи торфа на нулевой глубине (для болот); б) во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального прилива.
По результатам определения границ рыбопромысловых участков подготавливаются следующие материалы: а) список рыбопромысловых участков с указанием их границ, цели использования, площади, для речных рыбопромысловых участков - длина; б) географические карты водных объектов рыбохозяйственного значения с нанесенными границами рыбопромысловых участков на бумажном и электронном носителях; в) протокол комиссии по определению границ рыбопромысловых участков (в случае образовании комиссии).
Исходя из анализа вышеприведенных норм следует, что рыбопромысловый участок может иметь как водную границу, так и береговую линию границы.
Береговой линией границы рыбопромыслового участка в рассматриваемом споре является линия максимального прилива, береговой линией (границей водного объекта) - линия максимального отлива. Береговая полоса составляет 20 метров от границы водного объекта (от линии максимального отлива).
Законом N 166-ФЗ предусмотрены требования о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности, которая, в свою очередь, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 50 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила N 384).
Пунктом 4 Правил N 384 предусмотрены требования к заявки, направляемой заинтересованными лицами в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), для согласования соответствующей деятельности.
По результатам рассмотрения заявки Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) принимает решение о согласовании либо отказе в согласовании осуществления деятельности; соответствующее решение оформляется в форме заключения (пункты 8, 9 Правил N 384).
Пунктом 12 названных Правил установлено, что основаниями для отказа в согласовании осуществления деятельности являются: представление в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) не в полном объеме документации; несоответствие документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Установлено, что в данном случае общество обратилось за согласованием места размещения 3-х временных строений и 3-х единиц техники в береговой полосе рыбопромыслового участка, предоставленного обществу. При этом испрашиваемое место размещения не входит в границы установленные для рыбопромыслового участка; имеет конкретное место размещения, определенное точкой с координатами 142°48'46.98" ВД 54°16'45.47" СШ.
С целью выяснения нахождения указанного места размещения управлением подготовлен и направлен запрос от 27.06.2016 N 09-06/2565 в министерство с просьбой предоставить информацию о нахождении либо не нахождении точки с координатами 54°16'45" СШ 142°48'47" ВД на территории государственного природного заказника регионального значения "Северный", поскольку последний расположен рядом с границами рыбопромыслового участка общества.
Письмом от 15.07.2016 N 3.28-5021/16 министерство сообщило управлению, что при нанесении точки с координатами 54°16'45" СШ 142°48'47" ВД на материалы лесоустройства 1992 года Охинского лесничества выявлено её местоположение в границах лесного фонда Охинского лесничества, Охинского участкового лесничества, части 1, квартала N 46, выдела N 6, на территории государственного природного заказника регионального значения "Северный".
В отношении, в том числе государственного природного заказника регионального значения "Северный" постановлением администрации Сахалинской области от 30.03.2009 N 110-па утверждено соответствующее Положение о заказнике.
Установлено, что заказник расположен на землях лесного фонда в кварталах 1 - 287 Охинского участкового лесничества Охинского лесничества. Границы территории заказника обозначаются на местности информационными и предупредительными знаками (аншлагами) по периметру границ заказника в местах наибольшей вероятности посещения, определяемых министерством.
Поскольку границей заказника со стороны моря определено побережье, коллегия приходит к выводу о том, что между границей заказника и границей водного объекта отсутствует какая-либо территория. Территория заказника примыкает непосредственно к береговой линии (границе водного объекта), определяемой по линии максимального отлива.
На всей территории заказника запрещается деятельность, противоречащая целям и задачам создания заказника, причиняющая вред природным комплексам и их компонентам, расположенным на территории заказника, нарушающая экологический баланс территории, препятствующая сохранению, восстановлению природных комплексов и их компонентов, в том числе: - распашка земель (кроме распашки земель под создание лесных культур и лесные питомники); - заготовка живицы, подсочка лесных насаждений, сенокошение, прогон и пастьба скота; - промысловая, спортивная и любительская охота, добывание в коммерческих и спортивных целях животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; - рыболовство; - деятельность, связанная с применением рыболовецких сетей, капканов, оружия и других орудий добычи животных и птиц, а также световых и звуковоспроизводящих устройств (кроме случаев, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Положения); - складирование отходов, загрязнение и захламление территории; - движение автомототранспорта вне существующих дорог; - иные виды деятельности, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству охраняемых природных комплексов и их компонентов, противоречащие целям и задачам создания Заказника.
Согласно статье 24 Федерального закона Российской Федерации от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В силу примыкания территории заказника к береговой линии водного объекта, береговая полоса, измеряемая 20-ю метрами от линии максимального отлива, расположена в границах заказника. Беговая полоса, расположенная в границах заказника, имеет ограничения в использовании, связанные с особым режимом территории, и не пригодна для деятельности, противоречащей целям и задачам создания заказника.
При установленном суды признали законным отказ управления в согласовании осуществления деятельности по размещению временного рыболовецкого стана виде трех временных строений (переносных бытовок контейнерного типа), а так же трех единиц автомобильной техники на береговой полосе рыбопромыслового участка N 65-06-57-2. При этом суды обратили внимание на противоречивые выводы специалиста, изложенные в заключении от 24.04.2016 N 0426-5р/16 в отношении расположения спорного места размещения временного рыболовецкого стана.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судебных инстанций, поэтому судом кассационной инстанции не принимаются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменений.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.10.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 по делу N А59-3425/2016 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.