г. Хабаровск |
|
28 марта 2017 г. |
А51-10333/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.К. Яшкиной
Судей: О.В. Цирулик, С.Н. Новиковой
при участии:
от ответчика: Ивков И.Г. - представитель по доверенности от 12.09.2016 N 0802/29/59-16
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "ПРОГРЕСС-2"
на решение от 30.09.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016
по делу N А51-10333/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Г. Клёмина, в суде апелляционной инстанции судьи Д.А. Глебов, С.М. Синицына, Н.А. Скрипка
по иску общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "ПРОГРЕСС-2"
к публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "РОСТЕЛЕКОМ"
о взыскании 3 409 458,99 руб. неосновательного обогащения, об обязании внести в ГКН сведения об охранных зонах
Общество с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственное предприятие "Прогресс-2" (ОГРН 1022500579705, ИНН 2503019114, адрес (место нахождения): 692815, Приморский край с. Стеклянуха, ул. Центральная, 1, далее - ООО СП "Прогресс-2", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388, адрес (место нахождения): 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15, далее - ПАО "Ростелеком", ответчик) о взыскании 3 409 458,99 руб. неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком; об обязании внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о наличии охранных зон линий связи и их границах; о взыскании судебных издержек в размере 31 500 руб. на экспертизу, 50 000 руб. на оплату услуг представителя.
Решением суда от 30.09.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и апелляционное постановление отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы заявитель привел довод об ошибочности вывода судов об отсутствии обязанности ответчика по внесению сведений в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), поскольку в отсутствие таких сведений истец не имеет возможности узнать о точном местонахождении линий связи и их охранных зонах. Также указывает, что судами не дана надлежащая оценка доводу истца о невозможности использования земельного участка по назначению, факт которого подтвержден заключением ООО "Приморское бюро судебных экспертиз" за N 51/Н-12 от 11.06.2012. Считает неправомерным вывод судов о неиспользовании земельного участка ответчиком под линиями связи и, как следствие, об отсутствии неосновательного обогащения на стороне последнего.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "Ростелеком", поддержанном представителем в судебном заседании кассационной инстанции, выразило несогласие с изложенными в ней доводами и настаивало на оставлении в силе обжалуемых судебных актов.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечил.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность состоявшихся судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как установлено судами из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 25.03.2008 N 25-АА 985142 ООО "ПРОГРЕСС-2" принадлежит земельный участок с кадастровым номером 25:24:0301001:0322 под сельскохозяйственное использование из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 5 581 000 кв. м, расположенный по адресу: Приморский край, Шкотовский район.
По мнению истца, часть земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, незаконно используется ответчиком, для размещения четырех оптоволоконных кабелей. В связи с чем, произведя расчет стоимости пользования земельным участком, исходя из рыночной стоимости земельных участков определенной в экспертном заключении ООО "Центр развития инвестиций" от 16.02.2016 N 16-01.127, и ссылаясь на обязанность ответчика по внесению сведений в ГКН о наличии охранных зон линий связи с их границах, ООО СП "Прогресс-2" обратилось в суд с рассматриваемым иском.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании пункта 7 части 1 статьи 1, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Использование земельного участка, необходимого для размещения и/или эксплуатации объекта недвижимости, предполагает необходимость внесения платы за такое пользование. Последствием отсутствия такой платы является неосновательное обогащение лица, осуществляющего пользование.
В силу статьи 1102, пункта 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований временно пользовалось чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования (неосновательное обогащение), по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 3 статьи 209 ГК РФ установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Вместе с тем, в силу статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 56 ЗК РФ к таким основаниям, в числе прочих относятся особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Пунктом 3 статьи 56 ЗК РФ определено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
В свою очередь, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности (часть 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ).
Как следует из положений статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно частям 2, 4 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающую границы территориальных зон, а также градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков (часть 1 статьи 36 ГрК РФ). Границы земельных участков, занятых инженерными объектами, определяются в соответствии с проектом планировки территории (пункт 1 статьи 41 ГрК РФ) или актом выбора земельного участка (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон или территорий; описание местоположения границ таких зон или территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении таких зон или границ территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Как следует из части 1 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ, в случае установления или изменения границ зоны с особыми условиями использования территорий, а также в случае утверждения правил землепользования и застройки, обязанность направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие соответствующий акт, не позднее чем в течение одного месяца с даты принятия данного акта направляют в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости (часть 3.1 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ).
При этом обязательным приложением к решению органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, направляемому в орган кадастрового учета в соответствии с пунктом 4 части 1 (в случае установления или изменения границ зоны с особыми условиями использования территорий) настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны.
Проанализировав вышеназванные нормы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что в силу своих полномочий в сфере градостроительного планирования, информацией, в том числе о линиях связи, должен обладать соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления. При этом обязанность вносить такие сведения в государственный кадастр недвижимости прямо возложена действующим законодательством на соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления, ввиду чего оснований для возложения обязанности на собственника линии связи по внесению в ГКН сведений о принадлежащей ему линии связи у суда не имеется. В тоже время судебные инстанции правомерно указали на право истца обратиться с самостоятельным заявлением в регистрирующий орган в силу части 1 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства. Операторы связи и застройщики при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе сооружений связи), а также при построении сетей связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.
Для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее - Правила).
Порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством Российской Федерации (пункт 15).
Как следует из пункта 9 Правил на трассах кабельных линий связи вне городской черты устанавливаются информационные знаки, являющиеся ориентирами. Количество, тип и места установки информационных знаков определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими линии связи, по существующим нормативам и правилам либо нормативам и правилам, установленным для сетей связи общего пользования Российской Федерации.
Согласно пункту 16 Правил при предоставлении земель, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, под сельскохозяйственные угодья, огородные и садовые участки и в других сельскохозяйственных целях органами местного самоуправления при наличии согласия предприятий, в ведении которых находятся сооружения связи и радиофикации, в выдаваемых документах о правах на земельные участки в обязательном порядке делается отметка о наличии на участках зон с особыми условиями использования.
Предприятие, эксплуатирующее сооружения связи и радиофикации, письменно информирует собственника земли (землевладельца, землепользователя, арендатора) о настоящих Правилах и определяет компенсационные мероприятия по возмещению ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 39 и 40 Правил охраны линий и сооружений связи установлено, что собственники земельных участков, по которым проходят линии связи, обязаны обеспечить техническому персоналу беспрепятственный доступ к этим линиям для проведения работ без взимания платы за право прохода (проезда).
Более того, в соответствии с пунктом 42 Правил работы по прокладке, докладке и ремонту кабельных линий связи и линий радиофикации, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, садовым и дачным участкам, должны производиться, как правило, в период, когда эти угодья не заняты полевыми культурами, а работы по ликвидации аварий и эксплуатационному обслуживанию линий связи и линий радиофикации - в любой период.
После выполнения ремонтных работ предприятия, в ведении которых находятся линии связи и линии радиофикации, должны привести сельскохозяйственные угодья в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства, а также возместить собственникам земли (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) убытки, причиненные при производстве работ, в соответствии с действующим законодательством. В случае аварии убытки должны возмещаться в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных положений Правил, суды сделали вывод, что в случае прохождения на земельном участке подземной линии связи не имеет места пользование владельцем такой линии земельным участком по смыслу пункта 2 статьи 1105 ГК РФ и, как следствие, сбережение в результате такого пользования денежных средств равных размеру арендной платы за данный земельный участок.
Для подобного использования земельного участка указанными правилами предусмотрена возможность определения компенсационных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, статьей 23 ЗК РФ предусмотрен публичный сервитут, установление которого осуществляется на основании и в силу закона, либо иного нормативно-правового акта в целях прохода, проезда через земельный участок, а также использование такого земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела, суды выявили, что спорные линии связи являются подземным линейным объектом, их эксплуатация не связана с использованием поверхности земли, являющейся объектом земельных правоотношений в понимании пункта 3 статьи 6 ЗК РФ, использование земной поверхности не происходит и то, что прокладка спорных подземных линий связи осуществлена до приобретения истцом прав на спорные земельные участки в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства с получением необходимой разрешительной документации, на предоставленном для этих целей земельном участке (который впоследствии был передан истцу), с согласия правообладателя такого участка, с выплатой компенсации сельхозугодьям.
Данный факт также подтвержден вступившим в законную силу решением суда от 13.03.2014 по делу N А51-31428/2013, установленные обстоятельства по которому в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для настоящего спора.
Доказательства, свидетельствующие о том, что в какой-либо период в пределах установленной охранной зоны ответчиком производились какие-либо работы, то есть осуществлялось использование земельного участка, в материалах дела отсутствуют.
При установленных обстоятельствах, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения и отказали в удовлетворении исковых требований, что согласуется с правилами главы 60 ГК РФ.
Суд кассационной инстанции находит, что фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в суде кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.09.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А51-10333/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.К. Яшкина |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.