г. Хабаровск |
|
07 августа 2018 г. |
А51-22474/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Гребенщиковой В.А.
при участии:
от ООО "Ост-оптим": Гуров Д.Е., представитель по доверенности без номера от 08.09.2017
от иных участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ост-оптим"
на решение от 21.02.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018
по делу N А51-22474/2017 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Гарбуз М.Н., в апелляционной инстанции судьи: Гуцалюк С.В., Гончарова А.В., Еремеева О.Ю.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ост-оптим"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
третье лицо: Федеральное агентство морского и речного транспорта
о признании недействительным решения от 07.07.2017 N 08-5637
Общество с ограниченной ответственностью "Ост-оптим" (ОГРН 1022501904028, ИНН 2538065986, адрес (место нахождения): 690048, Приморский край, г. Владивосток, пр-кт 100-летия Владивостока, 44А; далее - ООО "Ост-оптим", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Территориального управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ОГРН 1042504353210, ИНН 2540101744, адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, 21; далее - Теруправление Росимущества), оформленного письмом от 07.07.2017 N 08-5637, о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии решения по заявлению общества от 24.04.2017 о предоставлении последнему земельного участка с кадастровым номером 25:28:030009:986, а также об обязании ответчика устранить допущенное нарушение путем принятия решения о предоставлении заявителю названного земельного участка в собственность за плату, подготовив и направив в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка в течение 30 дней с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот).
Решением суда от 21.02.2018, оставленным постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 без изменения, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Ост-оптим" выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами и считает, что судами неправильно применены нормы материального права, не выяснены все фактические обстоятельства спора, а также допущены нарушения положений действующего процессуального законодательства, в связи с чем заявитель просит обжалуемые решение и апелляционное постановление отменить и, не передавая настоящее дело на новое рассмотрение, принять по нему новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Заявитель жалобы в обоснование своей позиции приводит доводы об ошибочности выводов судебных инстанций относительно того, что с момента принятия Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 N 388 "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" (далее - Постановление Правительства РФ N 388) Росимущество утратило соответствующие полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории морских портов, и Росморречфлот наделен правом по передаче этого федерального имущества юридическим и физическим лицам, а также его приватизации (отчуждению). С учетом изложенного заявитель жалобы настаивает на том, что он как собственник объекта недвижимости имеет право на выкуп спорного земельного участка и выполнил все требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, в том числе представил в Управление Росимущества необходимые документы.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представитель ООО "Ост-оптим" поддержал доводы поданной жалобы, дал пояснения по обстоятельствам дела и ответил на вопросы суда.
Управление Росимущества и Росморречфлот извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако участие в судебном заседании кассационной инстанции своих представителей не обеспечили, что не препятствует рассмотрению поданной жалобы по существу.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, а также пояснений представителя заявителя, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для их отмены в данном случае отсутствуют.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, в ЕГРН зарегистрировано право собственности ООО "Ост-Оптим" на одноэтажное здание (лит. А) общей площадью 275,7 кв.м, адрес (местоположение) объекта: Приморский край, г. Владивосток, ул. Причал, 44-В, кадастровый номер 25:28:000000:20839, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.07.2001 серия 25-АА N 054817, выпиской из реестра от 13.11.2017 N 25/001/009/2017-106.
При этом согласно заключению эксперта ООО "Геолайн" от 26.12.2017 указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 25:28:030009:986, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир одноэтажное здание (лит. А), почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Причал, 44-В, площадью 440 +/- 7 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания причала N 44, который является собственностью РФ.
Согласно ответу ФГБУ "Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики" от 30.06.2017 N 18-1/3005 земельный участок с кадастровым номером 25:28:030009:986 входит в границы территории морского порта Владивосток, установленные распоряжением Правительства РФ от 04.09.2010 N 1462-р "Об установлении границ морского порта Владивосток (Приморский край)".
Вместе с тем 24.04.2017 обществом в адрес Теруправления Росимущества было направлено заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:030009:986, находящегося в собственности РФ, без проведения торгов, так как испрашиваемый земельный участок является участком, на котором расположено принадлежащее на праве собственности заявителю здание.
Рассмотрев названное обращение, ответчик письмом от 07.07.2017 N 08-5637 сообщил заявителю, что поскольку испрашиваемый земельный участок входит в границы территории морского порта Владивосток, обществу для решения вопроса о предоставлении названного земельного участка в собственность необходимо обратиться в Росморречфлот, которое обладает полномочиями в отношении земельных участков, расположенных в границах морских портов.
Указанные обстоятельства в совокупности послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, отказывая в удовлетворении которого судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2010 N 1462-р "Об установлении границ морского порта Владивосток (Приморский край)" земельный участок с кадастровым номером 25:28:030009:986 входит в границы территории морского порта Владивосток и отнесен к федеральному уровню собственности. Разрешенный вид использования спорного участка согласно сведениям ЕГРН - для обслуживания причала N 44.
В соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом РФ (за исключением случаев, когда указанные полномочия, в соответствии с законодательством РФ, осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
При этом Росморречфлот согласно пункту 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта", является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
Постановлением Правительства РФ N 388 Росморречфлот, в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей РФ, в числе прочего был наделен новыми полномочиями, в частности: по принятию решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (подпункт 5.4(1).1); решений о резервировании земель (подпункт 5.4(1).2); решений о подготовке документации по планировке территории, обеспечению подготовки и утверждению такой документации в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (подпункт 5.4(1).3); заключению договоров о выкупе земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, находящихся на выкупаемых земельных участках, в федеральную собственность, а также заключению с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества договоров, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием указанного недвижимого имущества (подпункт 5.4(1).4); предоставлению земельных участков, которые находятся в федеральной собственности (подпункт 5.4(1).5); принятию решений о предварительном согласовании места размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей РФ (подпункт 5.4(1).6); решений об образовании земельных участков из земельных участков, которые находятся в федеральной собственности (подпункт 5.4(1).7); обращению от имени РФ с заявлениями о государственной регистрации права собственности РФ на земельные участки, необходимые для размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей РФ, а также права собственности РФ на такие объекты, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами (подпункт 5.4(2)).
Кроме того, Росморречфлот в соответствии с пунктом 5.3.11 Положения N 371 организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и предоставлению земельных участков, резервированию земель и образованию земельных участков для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, принятие решений о предварительном согласовании места размещения объектов, а также работу по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.
Как верно отметили судебные инстанции, исходя из совокупного анализа вышеприведенных положений действующего законодательства с момента принятия Постановления Правительства РФ N 388 Росимущество утратило функции по распоряжению земельными участками, расположенными на территории морских портов.
Исследовав и оценив все имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства с позиции норм статьи 71 АПК РФ, и руководствуясь при этом названными нормами материального права, судебные инстанции, установили, что спорный земельный участок с кадастровым номером 25:28:030009:986 в настоящее время и на момент подачи 24.04.2017 обществом соответствующего заявления в Теруправление Росимущества располагался на территории морского порта Владивосток и относился к федеральному уровню собственности.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, с которым соглашается суд округа, об отсутствии у Теруправления Росимущества необходимых полномочий по рассмотрению заявления общества о предоставлении спорного участка и распоряжению этим участком.
При таких обстоятельствах судебные инстанции не выявили на стороне ответчика незаконного бездействия, как необходимого условия для удовлетворения заявленных ООО "Ост-оптим" требований.
Названные выводы признаются судом округа сделанными с правильным применением соответствующих норм материального права на основе полного и всестороннего исследования и оценки всех имеющихся в материалах настоящего дела доказательств.
При этом все доводы заявителя кассационной жалобы об обратном отклоняются судом округа в силу своей несостоятельности, как основанные на неверном толковании и понимании последним положений действующего законодательства, приведенных, в том числе в настоящем судебном акте.
Иных доводов и аргументов, опровергающих правильность выводов арбитражных судов, положенных в основу принятых по настоящему делу судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права и нарушений положений процессуального законодательства, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами не допущено, то правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.02.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 по делу N А51-22474/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.