г. Хабаровск |
|
23 марта 2017 г. |
А51-13228/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: И.М. Луговой, Т.Н. Никитиной
при участии:
от Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа - Крамаренко А.А., представитель по доверенности от 09.01.2017;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю
на решение от 03.10.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016
по делу N А51-13228/2016 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.П. Нестеренко;
в суде апелляционной инстанции судьи: В.В. Рубанова, Л.А. Бессчасная, Т.А. Солохина
по заявлению Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа (ОГРН 1022500857312, ИНН 2511002442, место нахождения: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Фрунзе, 26)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (ОГРН 1042504366288, ИНН 2540106044, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Океанский, 29)
об оспаривании предписания
Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа (далее - предприятие, УМУПТС) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (далее - Управление Росприроднадзора по Приморскому краю, административный орган) от 28.04.2016 N 12/85/16-КНД.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.10.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016, заявление предприятия удовлетворено: предписание Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 28.04.2016 N 12/85/16-КНД признано незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росприроднадзора по Приморскому краю в кассационной жалобе просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению управления, выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заявитель жалобы полагает, что судами необоснованно признано недействительным оспариваемое предписание, поскольку согласно приказам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов" (далее - Порядок ведения государственного кадастра отходов), от 25.02.2010 N 49 "Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов", приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" предприятие обязано направить в Управление Росприроднадзора по Приморскому краю материалы, подтверждающие отнесение видов отходов, размещаемых на золотоотвале, к видам отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), а также характеристику золотоотвала с указанием в ней отходов, соответствующих новому ФККО и оформленную в соответствии с требованиями правил инвентаризации объектов размещения отходов.
Не согласилось управление с оценкой судов письма от 03.11.2011 N 09-04-11/7288 как промежуточного акта, поскольку основания для повторного рассмотрения характеристики объекта размещения и внесения в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) отсутствовали. Также приводит доводы о том, что утверждение нормативов образования отходов не устанавливает право организации на размещение отходов на конкретном объекте размещения отходов, который в силу положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" подлежит обязательному внесению в ГРОРО. Отмена судами оспариваемого предписания и неустранение предприятием выявленных нарушений, как указывает заявитель кассационной жалобы, влечет нарушение принципов, установленных статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
УМУПТС в отзыве на кассационную жалобу и представитель предприятия в заседании суда кассационной инстанции просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Управление Росприроднадзора по Приморскому краю, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в суд не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286 и 287 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения, постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, пришел к выводу о том, что оспариваемые судебные акты следует отставить без изменения в силу нижеследующего.
При рассмотрении данного спора судами установлено, что в пользовании УМУПТС на праве аренды находится земельный участок с кадастровым номером 25:34:016202:33 площадью 84 220 кв.м, расположенный примерно в 230 м по направлению на восток от ориентира - административное здание ООО "Русичи" по адресу: г. Уссурийск, ул. Новоникольское шоссе, 26 в, для размещения золоотвала котельной N 5.
14.09.2011 предприятие предоставило в управление сведения об объекте размещения отходов золотоотвала с целью внесения его в ГРОРО с приложением характеристики объекта размещения отходов, копии свидетельства о государственной регистрации права аренды земельного участка, копии постановлений органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, используемого под объект размещения отходов.
Письмом от 03.11.2011 N 09-04-11/7288 управление сообщило заявителю о том, что разработан проект порядка ведения ГРОРО, который проходит согласование, и после вступления в силу порядка Федеральной службой по надзору в сфере природопользования будет формироваться ГРОРО.
07.11.2011 решением Управления Росприроднадзора по Приморскому краю N 01-04-11/7363 утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение N 242 ОТ-04/11, согласно которым предусмотрено размещение отходов на площадке N 5 котельной N 5 (г. Уссурийск, ул. Коммунальная, 8б/1).
В ходе плановой выездной проверки деятельности предприятия, проведенной в период с 02.03.2016 по 28.04.2016, установлено, что согласно проекту нормативов образования отходов золошлаковая смесь от сжигания углей практически не опасная (5 класса опасности) с котельных N N 16, 24, 27, 30, 39, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 64, 67, 58, 69 по мере ее накопления в бункерах циклонов выгружается на площадку и отвозится на золоотвал котельной N 5.
Согласно сведениям, указанным в форме 2-ТП (отходы) за 2015 год, у предприятия на начало года находилось в наличии 76 733,5 т отходов золошлаковой смеси, за 2015 год образовалось 20 411,5 т, на конец года - 94 227,1 т. В течение более 11 месяцев происходило размещение отходов, однако объект размещения отходов (золоотвал котельной N 5) в ГРОРО не внесен.
По результатам проверки составлен акт от 28.04.2016 акт N 85-КНД и выдано предписание от 28.04.2016 N 12/816-КНД о представлении в Управление Росприроднадзора по Приморскому краю в срок до 04.07.2016 документов, подтверждающих внесение объекта в ГРОРО.
Указывая на незаконность предписания, нарушение им прав и интересов предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением. Право требования мотивировало исполнением обязанности по представлению в компетентный орган необходимых сведений об объекте размещения отходов золотоотвала с целью внесения его в ГРОРО и незаконным бездействием управления по невыполнению возложенной на него государственной функции.
Суды обеих инстанций, исходя из обстоятельств данного дела, пришли к выводу о том, что у управления отсутствовали правовые и фактические основания для возложения на предприятие обязанности к повторному представлению сведений об объекте размещения отходов для внесения в ГРОРО, так как заявитель ранее предоставил необходимую информацию и совершил все требуемые и достаточные действия для внесения объекта в ГРОРО. Отсутствие сведений в реестре явилось прямым следствием бездействия управления по факту обращения заявителя. При этом обе судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления).
Пунктом 7 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", действовавшему до 01.08.2014, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, который вступил в законную силу 01.08.2014.
Из содержания пункта 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов следует, что государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В силу положений пунктов 18, 19, 20 Порядка ведения государственного кадастра ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами N 49 инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49.
Согласно указанным правилам, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (пункт 4). По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах, второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов (пункт 6). Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7).
В силу пункта 19 Порядка ведения государственного кадастра территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор установленную пунктом 19 данного порядка информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО.
Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа службы: рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц (пунктом 20 порядка).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что предприятие 14.09.2011 предоставило в управление сведения об объекте размещения отходов золотоотвала с целью внесения его в ГРОРО с приложением характеристики объекта размещения отходов, однако управление действий с целью выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818, а впоследствии Порядка ведения государственного кадастра отходов не совершило, полученные от заявителя документы последнему не возвратила.
Направленное управлением в адрес предприятия письмо от 03.11.2011 N 09-04-11/7288 носит уведомительный характер, не содержит сведений о нарушении последним порядка представления информации либо её несоответствия установленным требованиям, соответственно, не может быть рассмотрено как решение, принятое по факту обращения УМУПТС.
При таких обстоятельствах, учитывая, что правовые основания для обязания предприятия повторно представить сведения посредством выдачи предписания как лицу, не соблюдающему законодательство в области размещения отходов, отсутствовали, принимая во внимание, что материалами дела подтверждается незаконное бездействие управления, суд первой инстанции правомерно удовлетворили заявленные требования.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Довод управления о том, что отмена предписания приведет к нарушению требований пункта 5 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления, в судах первой и апелляционной инстанций не заявлялся, судами не исследовался и не соотносится с позицией управления, которое настаивала на повторном представлении предприятием документов с целью внесения объекта размещении отходов в ГРОРО.
Доводы, указанные в кассационной жалобе Управления Росприроднадзора по Приморскому краю, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.10.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А51-13228/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.