г. Хабаровск |
|
20 марта 2017 г. |
А73-5306/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: А.И. Михайловой, Н.В. Меркуловой
при участии:
от заявителя: ООО "Главное управление жилищным фондом" - представитель не явился;
от администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края - представитель не явился;
от Министерства обороны Российской Федерации - Макаров Д.Н., представитель по доверенности от 13.01.2017 N 212/1/8;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
на решение от 02.08.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016
по делу N А73-5306/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.Н. Никитина; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Г. Харьковская, Е.В. Вертопрахова, Т.Д. Пескова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993, место нахождения: 119021, г. Москва, Комсомольский пр-кт, 18, стр. 3)
к администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700652490, ИНН 2706009062, место нахождения: 682610, Хабаровский край, Амурский район, рп. Эльбан, ул. ул. Гаражная, 7)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным бездействия
Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация), выразившегося в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, проживающих на территории Эльбанского городского поселения, об обязании администрации установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, проживающих на территории Эльбанского городского поселения, помещения которых находятся в управлении ООО "ГУЖФ".
Определением суда от 29.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 02.08.2016, оставленным без изменений постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, в связи с неправильным применением судами норм материального права.
В кассационной жалобе, ссылаясь на положения статьей 2, 16, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации общество настаивает, что в нарушение указанных положений и подпункта 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) администрация допустила незаконное бездействие, так как не установила размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей государственного жилищного фонда, что препятствует исполнению обществом, как управляющей организацией, обязанности, установленных договором управления многоквартирными домами и нарушает его права.
Администрация и Министерство обороны РФ отзывы на кассационную жалобу не представили.
Представитель Министерства обороны РФ в судебном заседании суда округа доводы жалобы поддержал, предлагая судебные акты отменить.
Общество и Администрация, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.07.2015 Министерство обороны РФ, выполняющее правомочия собственника жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации и ООО "Главное управление жилищным фондом" заключили договор N 2-УЖФ-03 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, на основании которого ООО "ГУЖФ" приняло на себя функции управляющей организации домами 1,2,3,4 по ул.Карбышева военного городка N 28 пос.Тейсин.
16.12.2015 N 226 и от 09.03.2016 N 240 общество обратилось в администрацию Эльбанского городского поселения с заявлениями об утверждении размера платы за содержание жилых помещений на 2016 год, расположенных в многоквартирных домах 1,2,3,4 по ул.Карбышева военного городка N 28 пос.Тейсин, относящегося к территории Эльбанского городского поселения индивидуально для каждого дому. Обращение обосновано тем, что Министерство обороны РФ - собственник жилых помещений указанных многоквартирных домов, не приняло решение и не установило размер платы за жилые помещение в указанных МКД.
Администрацией письмами от 23.12.2015 N 01-28-2692, от 31.03.2016 N 01-28-741, сообщила о возврате документов заявителю ввиду того, что в реестре жилищного фонда Эльбанского городского поселения нет многоквартирных домов военного городка N 28, и администрация не владеет данными площадей и состоянием жилых многоквартирных домов военного городка N 28 пос.Тейсин.
Полагая, что бездействие администрации, выразившееся в уклонении от установления размера платы за содержание жилого помещения на 2016 год, незаконно, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении требований отказал, указав, что у администрации отсутствовали правовые основания для установления размера платы за содержание и ремонт по обращениям общества в виду отсутствия доказательств обращения заявителя к собственнику имущества по данному вопросу и доказательств проведения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменений, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Частью 3 статьи 155 ЖК РФ определено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
В силу части 4 данной статьи (в редакции Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ) наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 3 статьи 156 Кодекса размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Суды установили, и подтверждается материалами дела, что собственником жилых помещений в МКД, переданных в управление обществу, начиная с 03.08.2015 по 01.08.2020 по договору от 27.07.2015, является Министерство обороны Российской Федерации, которое в предусмотренном жилищным законодательством порядке не установило размер платы за содержание жилищного фонда.
Таким образом, в силу положений части 3 статьи 156 ЖК РФ, и соответствует верным выводам судов обеих инстанций, орган местного самоуправления - Администрация Эльбанского городского поселения, была обязана принять соответствующий нормативный акт.
Материалами дела подтверждается, что многоквартирные дома, в отношении которых общество требовало установления в 2016 году платы за содержание жилых помещений по правилам части 3 статьи 156 ЖК РФ, расположены в границах п.ст. Тейсин, который в соответствии с Приложением N 3 к Закону Хабаровского края от 28.07.2004 N 208 "О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и б установлении их границ" относится к Эльбанскому городскому поселению.
При этом из материалов дела усматривается, что администрацией в соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ и Постановления N 491 принято постановление от 19.11.2015 N 58 "Об установлении размера платы на 2016 за пользование жилым помещением, за содержание жилого помещения в многоквартирных домах на территории Эльбанского городского поселения".
Следовательно, по верному выводу судов, администрация не допустила незаконного бездействия, приняв требуемый в соответствии с положениями ЖК РФ и Закона N 131-ФЗ нормативный правовой акт.
В этой связи заключение судов о том, что при установленных обстоятельствах права и законные интересы общества не нарушены, является правильным.
Иные доводы подателя кассационной жалобы, законность судебных актов не опровергают.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 1 500 руб., 1 500 руб., как излишне уплаченные по платежному поручению N 73849 от 21.12.2016 подлежат возврату обществу из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.08.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016 по делу N А73-5306/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Главное управление жилищным фондом" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 73849 от 21.12.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.