г. Хабаровск |
|
17 мая 2017 г. |
А51-15456/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.К. Яшкиной
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
при участии:
от ФГКУ "ДВ ТУИО" Министерства обороны РФ - Ли В.А. - представитель по доверенности от 23.01.2017 N 38
от Министерства обороны РФ - Гержан В.А. - представитель по доверенности от 21.12.2016 N 212/1/300
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 15.12.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017
по делу N А51-15456/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.В. Кобко, в суде апелляционной инстанции судьи Д.А. Глебов, С.Б. Култышев, С.М. Синицына
по иску администрации Пограничного муниципального района Приморского края
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации
об обязании передать земельный участок
Администрация Пограничного муниципального района Приморского края (ОГРН 1022501181097, ИНН 2525007031, место нахождения: 692582, Приморский край, пгт. Пограничный, ул. Советская, 31, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27, далее - ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ, учреждение), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, место нахождения: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, 19, далее - Минобороны России) об обязании передать земельный участок площадью 25 000 кв. м, с кадастровым номером 25:14:040201:57, расположенный по адресу: пгт. Пограничный, ул. Кирова, 7 (военный городок N 8).
Решением суда от 15.12.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017, суд обязал Минобороны России передать администрации земельный участок площадью 25 000 кв. м, с кадастровым номером 25:14:040201:57, расположенный по адресу: пгт. Пограничный, ул. Кирова, 7 (военный городок N 8), в удовлетворении требований к ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Минобороны России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права, при неполном исследовании всех обстоятельств дела. В обоснование жалобы заявитель указал на то, что спорный земельный участок является федеральной собственностью и закреплен за учреждением на праве постоянного бессрочного пользования, отказ в передаче земельного участка связан с необходимостью использования земельного участка для обеспечения осуществления Минобороны России своих полномочий в области обороны и безопасности государства.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минобороны России доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме, дав по ним пояснения. Представитель учреждения в судебном заседании, настаивая на отмене судебных актов, заявил, что размер испрашиваемого земельного участка несоразмерен площади размещенного на нем здания клуба, принадлежащего администрации на праве собственности.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просила обжалуемые судебные акты оставить в силе, указывая на необоснованность доводов жалобы. При этом, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечила.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усмотрел предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено судами из материалов дела, на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.08.2011 N 1485 прекращено право оперативного управления ФГУ "Пограничная квартирно-эксплуатационная часть района" МО РФ объектом недвижимого имущества - зданием клуба, расположенным по адресу: Приморский край, Пограничный район, поселок Пограничный, военный городок N 8, общая площадь 4 386, 8 кв. м, инвентарный номер по генплану 1, литера А1.
В соответствии с передаточным актом от 27.06.2013 N 57 здание котельной общей площадью 271, 4 кв. м, здание клуба площадью 4 386,8 кв. м, переданы в собственность Пограничного муниципального района, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Поскольку земельный участок площадью 25 000 кв. м с кадастровым номером 25:14:040201:57, расположенный по адресу: пгт. Пограничный, ул. Кирова, 7 (военный городок N 8), на котором располагается здание клуба, не был передан одновременно с объектом недвижимости на основании Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 423-ФЗ), а заявления администрации о передаче в собственность Пограничного муниципального района данного земельного участка оставлены без удовлетворения, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявление администрации, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Согласно статье 273 ГК РФ при переходе права на здание, строение, сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием и необходимый для его использования.
По общему правилу, закрепленному в статье 35 Земельного кодекса РФ и статье 552 ГК РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
С момента введения в действие названной нормы права соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В тоже время на основании части 1 статьи 2 Федерального закона N 423-ФЗ передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
По смыслу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность.
Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 423-ФЗ).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В данном случае арбитражными судами установлено, что на спорном земельном участке расположено здание - клуб, принадлежащий администрации на праве собственности, переданное на основании Приказа Министра обороны РФ от 26.08.2011 N 1485.
Таким образом, спорный земельный участок фактически не находится во владении Минобороны России в связи с передачей им находящегося на земельном участке объекта недвижимости в муниципальную собственность.
В этой связи суды справедливо отметили, что передав объекты недвижимого имущества, находящиеся на спорном земельном участке, собственник распорядился и земельным участком, на котором они расположены.
При этом суды учли, что иного военного имущества, кроме переданного в собственность Пограничного муниципального района (клуб), на испрашиваемом земельном участке не расположено и доказательств необходимости использования данного земельного участка для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства Минобороны России вопреки статье 65 АПК РФ не представлено.
В свете установленного, суды не усмотрели правовых оснований, препятствующих передаче земельного участка собственнику объекта недвижимости, а потому признали требования администрации обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом судом правомерно отказано в удовлетворении исковых требований к ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ, поскольку у последнего отсутствуют соответствующие правомочия, а полномочным органом по распоряжению имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" является Министерство обороны Российской Федерации.
Поддерживая в данном случае позицию судебных инстанций, суд округа находит выводы об удовлетворении заявленного администрацией требования соответствующим фактическим обстоятельствам спора, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права (статьи 273, 552 ГК РФ, статья 35 ЗК РФ, нормы Федерального закона N 423-ФЗ, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Все доводы Минобороны России, положенные в основу поданной кассационной жалобы, в том числе о необходимости использования земельного участка для обеспечения осуществления Минобороны России своих полномочий в области обороны и безопасности государства, проверялись судебными инстанциями, получили должную правовую оценку и мотивировано отклонены как бездоказательные. Каких-либо новых доводов, существенно влияющих на результат по делу и подтверждающих незаконность принятых судебных актов, заявителем жалобы не приведено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами также не допущено.
С учетом изложенного кассационная жалоба Минобороны России удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.12.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по делу N А51-15456/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.К. Яшкина |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.