г. Хабаровск |
|
25 мая 2017 г. |
А73-14959/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
при участии:
от Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах": не явились;
от управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Мучкаева И.М., представитель по доверенности от 20.01.2017 N 20;
от некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае": не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"
на решение от 12.12.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017
по делу N А73-14959/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в суде апелляционной инстанции судьи: Харьковская Е.Г., Вертопрахова Е.В., Пескова Т.Д.
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах" (ОГРН 1072722004277, ИНН 2722062627, место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Постышева, 10)
к управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Амурский бульвар, 43, оф. 600)
третье лицо: некоммерческая организация "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае"
о признании недействительным предписания
установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах" (далее - управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - контрольное управление) от 05.10.2016 N П2016-12-1149.
Определением суда от 27.10.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена некоммерческая организация "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" (далее - региональный оператор).
Решением суда от 12.12.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управляющая организация подала в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает указанные судебные акты отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права и с несоответствующими фактическим обстоятельствам дела выводами, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы указывает, что судами не учтено то обстоятельство, что надлежащим субъектом по организации работы по капитальному ремонту в виде установки коллективных приборов учета является региональный оператор. Также считает, что в силу части 9 и 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации.
Контрольное управление в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном его представителем в судебном заседании, указывает на законность и обоснованность судебных актов, просит отклонить кассационную жалобу.
Заявитель жалобы, а также региональный оператор в судебное заседание своих представителей не направили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Судами установлено, что на основании распоряжения от 09.09.2016 N 2547-р контрольным управлением проведена внеплановая документарная проверка управляющей организации, в ходе которой установлено бездействие последней по принятию мер по установке общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения, электрической энергии в многоквартирном доме N 3 по ул. Кооперативной в г. Хабаровске. Управляющая организация не обращалась в ресурсоснабжающие организации по поводу установки общедомовых приборов учета; не извещала собственников МКД о необходимости установки за их счет общедомовых приборов учета.
По результатам проверки составлен акт от 05.10.2016 N П2016-12-1149 и выдано предписание от 05.10.2016 N П2016-12-1149 о необходимости устранения нарушений.
Не согласившись с предписанием, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы управляющей организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, она обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении требования, суд пришел к выводу о наличии у управляющей организации обязанности по соблюдению требований законодательства об энергосбережении и установке общедомовых приборов учета.
Апелляционный суд, рассматривая дело повторно по правилам главы 34 АПК РФ, поддержал выводы суда первой инстанции.
При этом, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пункты 10, 11 Правил N 491 предусматривают, что содержание общего имущества должно включать в себя, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу частей 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 указанной статьи установлено, что до 01.07.2012 непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
С учетом приведенного правового регулирования суды пришли к правильному выводу о том, что мероприятия по энергосбережению, в том числе действия по установке общедомовых приборов учета должны производиться лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, а именно - управляющей организацией, с оплатой понесенных расходов собственниками помещений.
При этом, данные работы обязательны в силу прямого указания закона, они должны быть осуществлены ответственным лицом вне зависимости от наличия соответствующих указаний в договоре управления и независимо от наличия либо отсутствия соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
Между тем, материалами дела подтверждается, что управляющей организацией не приняты необходимые меры по энергосбережению в многоквартирном доме N 3 по ул. Кооперативная в части установки общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а также электроснабжения: управляющая организация не обращалась в ресурсоснабжающие организации по поводу установки общедомовых приборов учета, не извещала собственников многоквартирного дома о необходимости установки за их счет общедомовых приборов учета.
Доводы заявителя жалобы о том, что надлежащим лицом, обязанным организовывать работы по капитальному ремонту в виде установки коллективных (общедомовых) приборов учета является региональный оператор, который является управляющей организацией в силу закона ответственной за проведение работ капитального характера, со ссылкой на статью 166 ЖК РФ и статью 3 Закона Хабаровского края от 24.07.2013 N 296 "О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края", а также о наличии такой обязанности у ресурсоснабжающих организаций, со ссылкой на статью 13 Закона об энергосбережении правомерно отклонены судами в связи со следующим.
Действительно, спорный многоквартирный дом включен в региональную (краевую) программу капитального ремонта на 2014 - 2043 годы, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр, которой установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) запланирована на данном доме в 2030 - 2033 годах.
Между тем, как указано выше, управляющая организация, в силу закона обязана независимо от действий собственников помещений в многоквартирном доме как лицо, ответственное за содержание дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении с возмещением понесенных расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.
По существу доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций, направлены на их переоценку, в связи с чем, в силу положений статьи 286 АПК РФ не могут быть признаны обоснованными.
Учитывая установленные по настоящему делу фактические обстоятельства и правильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении, отсутствие нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, суд кассационной инстанции, исходя из доводов жалобы, считает необходимым решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу управляющей компании - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.12.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по делу N А73-14959/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.