г. Хабаровск |
|
25 мая 2017 г. |
А73-10775/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего Захаренко Е.Н.
судей Камалмевой Г.А., Мельниковой Н.Ю.
при участии:
без участия представителей сторон и третьего лица;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления по обеспечению и содержанию муниципального хозяйства администрации Амурского муниципального района
на решение от 02.12.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017
по делу N А73-10775/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Зверева А.В.; в суде апелляционной инстанции судьи: Пичинина И.Е., Иноземцев И.В., Ротарь С.Б.
по иску акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление"
к Управлению по обеспечению и содержанию муниципального хозяйства администрации Амурского муниципального района
третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 6 458 969 руб. 13 коп.
Акционерное общество "Ремонтно-строительного управления" (ОГРН - 1097746358412; далее - АО "РЭУ", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Управлению по обеспечению и содержанию муниципального хозяйства администрации Амурского муниципального района (ОГРН - 1072706001081; далее - Управление, ответчик) о взыскании убытков 6 458 969 руб.13 коп. убытков.
Требование обосновано статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон Хабаровского края N 222), Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению" (далее - Закон Хабаровского края от 31.10.2007) и мотивировано возникновением у истца убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию для потребителей филиала ОАО "РЭУ" "Хабаровский" в Амурском муниципальном районе, за 2014 - 2015 годы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Решением суда от 02.12.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017, иск удовлетворен в заявленном размере.
В кассационной жалобе Управление просит Арбитражный суд Дальневосточного округа судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права при несоответствии выводов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель жалобы приводит доводы об отсутствии правовых оснований для привлечения ответчика к мерам гражданско-правовой ответственности, поскольку не доказана совокупность необходимых условий (отсутствует состав убытков), а именно причинно-следственная связь между поведением ответчика и убытками истца. Обращает внимание на то, что Министерством ЖКХ Хабаровского края в спорный период перечислялись денежные средства по дополнительному коду бюджетной квалификации - 4414 в полном объеме, а субвенций, которые были необходимы для перечисления заявителю, по дополнительному коду бюджетной квалификации (4402) - производились не в полном объеме. Ссылаясь на Порядок расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетом из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр, согласно которому субвенции носят целевой характер, указывает на невозможность использования средств на другие цели.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Управление представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Управлением и АО "РЭУ" (организация) заключены договоры от 01.01.2014 N 1, от 01.01.2015 N 8 на возмещение АО "РЭУ" (филиал Хабаровский) в Амурском муниципальном районе, убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, за счет средств краевого бюджета.
Согласно пункту 1.1 договоров предметом сделок являлись взаимоотношения сторон в части возмещения убытков обществу, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению (субвенции) на территориях сельских поселений Падали, п. Болонь, ст. Тейсин.
В силу пунктов 2.1.1 договоров истец обязался оказывать услуги по снабжению населения сельских поселений Падали, п. Болонь, ст. Тейсин тепловой энергией по регулируемым тарифам. В свою очередь, Управление обязалось своевременно выполнять условия пункта 5 Порядка перечисления организациям средств на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, поступающих от краевого бюджета, утвержденного постановлением главы Амурского муниципального района от 24.08.2011 N 176 (пункт 2.2.1 договоров).
В соответствии с пунктом 2.2.2 договоров Управление обязалось производить перечисление на расчетный счет организации средств субвенций из краевого бюджета на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, в пределах лимитов бюджетных обязательств и денежных средств, поступивших из краевого бюджета на счет районного бюджета.
Согласно пункту 2.2.3 договоров субвенции, поступившие из краевого бюджета, перечисляются на счет организации в течении 5 рабочих дней с момента поступления их на счет Управления.
Размер субвенций определяется исходя из экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, тарифа на тепловую энергию для населения и объема тепловой энергии, отпущенной населению на отопление и горячее водоснабжение (п. 4.1 договоров).
Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2013 г. N 37/118 и от 17.12.2014 г. N 39/10, установлены экономические обоснованные тарифы на тепловую энергию для потребителей филиала ОАО "РЭУ" "Хабаровский" в Амурском муниципальном районе на 2014 и 2015 годы в размерах:
с 01.01.2014 по 30.06.2014 г. - 3438,97 руб. (без учета НДС);
с 01.07.2014 по 31.12.2014 г. - 3438,97 руб. (без учета НДС);
с 01.01.2014 по 30.06.2014 г. - 3438,97 руб. (без учета НДС);
с 01.07.2014 по 31.12.2014 г. - 3662,72 руб. (без учета НДС).
Согласно постановлениям губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 N 80 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2014 год" и от 20.08.2014 N 60 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2015 год" установлены следующие размеры платы за тепловую энергию:
с 01.01.2014 по 30.06.2014 г. - 1 972,14 руб. (без учета НДС);
с 01.07.2014 по 31.12.2014 г. - 2 327,13 руб. (без учета НДС);
с 01.01.2015 по 30.06.2015 г. -2 108,22 (без учета НДС);
с 01.07.2015 по 31.12.2015 г. - 2 487,70 (без учета НДС).
Размер возмещения по указанным договорам от 01.01.2014 N 1, от 01.01.2015 N 8 за отпущенную тепловую энергию населению за период с января 2014 года по декабрь 2015 года, составил 6 458 969 руб. 13 коп.
10.05.2016 АО "РЭУ" в адрес администрации Амурского муниципального района направило претензию о добровольном погашении 6 458 969 руб. 13 коп. задолженности.
Претензия оставлена без удовлетворения, что явилось основанием обращения АО "РЭУ" в арбитражный суд с исковым заявлением.
Руководствуясь статьями 15, 16 ГК РФ, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания предъявленной обществом суммы в качестве убытком с Управления.
Кассационная инстанция, соглашаясь с выводами судов, исходит из следующего.
АО "РЭУ", являясь теплоснабжающей организацией, осуществляло в исковой период поставку тепловой энергии и ГВС на объекты жилого фонда в Амурском муниципальном районе Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен.
Именно наличие разницы между предельными тарифами на тепловую энергию для населения, установленными губернатором Хабаровского края, и тарифами на данный ресурс, установленными Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края за 2014 - 2015 годы, составило убытки истца.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен на тепловую энергию, поэтому субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П).
На территории Хабаровского края возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, осуществляется в соответствии с Законом Хабаровского края N 222.
Согласно статье 3 данного Закона возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Законом Хабаровского края N 150 муниципальный район наделен государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В силу части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края N 150 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, и использовать выделенные для осуществления государственных полномочий средства по целевому назначению.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" утверждены Порядок расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и Порядок расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Хабаровского края N 222 определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16, 1069 ГК РФ).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности наличия совокупности нескольких условий (оснований): факт наступления вреда, противоправность поведения ответчика, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.
Правильно применив изложенные выше нормы материального права, оценив в совокупности и взаимной связи представленные лицами, участвующими в деле, доказательства (в том числе акт сверки взаимных расчетов за период с января 2014 по декабрь 2015, отчет 22-ЖКХ и уведомления о произведенных оплатах за поставленное топливо за счет средств краевого и местного бюджета), установив выполнение Хабаровским краем обязательств по финансированию расходов на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов, перед Амурским муниципальным районом (в исковой период распределена субвенция на реализацию Закона Хабаровского края N 150 в размере 32 519,29 тыс. руб. на 2014 год и 35 667,22 тыс. руб. на 2015 год, денежные средства полностью перечислены муниципальному району); суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания спорной задолженности по субвенциям на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению за период с 01.01.2014 по 31.12.2015.
Поскольку материалами дела подтверждается причинение обществу убытков вследствие ненадлежащего исполнения муниципальным образованием переданных и финансово обеспеченных государственных полномочий по компенсации потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей, судами проверен и признан правильным размер убытков, суд кассационной инстанции признает правильным вывод судебных инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска и взыскания убытков с Управления.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии в указанном случае состава убытков, ввиду недоказанности причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца, не принимаются судом округа. Причинно-следственная связь между бездействием Управления по осуществлению властно-распорядительных действий и возникновением на стороне истца убытков имеется, поскольку из-за ненадлежащего исполнения муниципальным образованием переданных и финансово обеспеченных государственных полномочий по компенсации потерь ресурсоснабжающей организации привели к возникновению необходимости АО "РЭУ" за счет собственных средств оказывать услуги по экономически необоснованной (заниженной) стоимости.
Довод Управления о недостаточном перечислении денежных средств на счет 4402 (субвенции для организаций, которые осуществляют децентрализованные поставки) был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен.
Как правильно указала судебная коллегия, дополнительное кодирование КБК 044 05 02 080030П120 530 в виде двух дополнительных кодов 4402 (децентрализованная поставка) и 4414 (сумма возмещения для централизованной поставки) не меняет общее целевое назначение краевых средств по указанном коду, направленных на возмещение ресурсоснабжающим организациям убытков от применения регулируемых тарифов по тепловой энергии.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы соответствуют правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", и имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.12.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 по делу N А73-10775/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.