г. Хабаровск |
|
13 июня 2017 г. |
А73-9975/2015 |
Резолютивная часть постановления от 08 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего Лесненко С.Ю.
Судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г.Хабаровска
на определение от 15.12.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017
по делу N А73-9975/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: определение вынесено судьей Медведевой О.В., в апелляционном суде судьи: Гричановская Е.В., Волкова М.О., Дроздова В.Г.
По иску Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к администрации г.Хабаровска
третье лицо: Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска
об обязании внести объекты недвижимости в реестр муниципального имущества
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, место нахождения: 680038, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Ханкайская, 27; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному образованию городской округ "Город Хабаровск" в лице администрации г.Хабаровска (ОГРН 1032700305978, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Карла Маркса, 66; далее - администрация) о внесении в реестр муниципального имущества городского округа "Город Хабаровск" и принятию к бюджетному учету следующих объектов недвижимого имущества:
- здание детского сада, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Служебная, 9, лит. А6, инв.N 08:401:002:000002220:0006, площадью 497 кв.м;
- здание детского сада - ясли, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Вилюйская, 2, лит. А1, инв. N 08:401:002:000003000:0001, площадью 3 599 кв.м;
- здания детского сада и склада, Хабаровский край, г.Хабаровск, пер.Стадионный, 3, корп. А, лит. А1, инв. N 08:401:002:000003010:0001, площадью 544,2 кв.м и лит. А2, инв. N 08:401:002:000003010:0002, площадью 30,1 кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска (место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Карла Маркса, 66; далее - департамент).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.09.2015 иск удовлетворен; 22.07.2015 выдан исполнительный лист серии ФС N 006576447.
Впоследствии администрация г.Хабаровска в порядке статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного судебного акта до 01.07.2017 со ссылкой на наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. Так, ответчик указал, что несоответствие зданий детских садов лицензионным требованиям исключает их прием в муниципальную собственность, поскольку отсутствие в бюджете города денежных средств на ремонт повлечет закрытие детских дошкольных учреждений. При этом заявитель просил учесть позицию Министерства обороны Российской Федерации об определении сроков завершения мероприятий по передаче объектов Минобороны России в муниципальную собственность - до 01.07.2017.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.12.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на наличие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности единовременного исполнения судебного акта, просит отменить указанные определение и постановление, удовлетворить ходатайство заявителя. Полагает, что отсутствие в настоящее время в бюджете г.Хабаровска значительной денежной суммы для принятия спорного имущества в муниципальную собственность является достаточным основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда от 28.09.2015.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 N 104-О основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Кроме того, отсрочка исполнения решения суда предполагает предоставление доказательств того, что в будущем наступят обстоятельства, способствующие такому исполнению.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в настоящем деле доказательства, суды обеих инстанций пришли к выводу о не подтверждении администрацией обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда от 28.09.2015.
Так заявителем в суд не представлены доказательства невозможности внесения в реестр муниципального имущества г.Хабаровска и принятия к бюджетному учету указанных в решении дошкольных учреждений, а также доказательства их несоответствия каким-либо требованиям законодательства спорных детских садов, которые в настоящее время функционируют в штатном режиме. Вместе с тем, ссылаясь на отсутствие в бюджете города денежных средств на капитальный ремонт спорных объектов, орган местного самоуправления не представляет документы, свидетельствующие о том, что к июлю 2017 года соответствующие денежные средства появятся, либо затраты на данные цели запланированы в бюджете города на 2017 год.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды правомерно отказали в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии в бюджете муниципального образования необходимых средств для принятия спорного имущества являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана полная и всесторонняя оценка. Полномочий для переоценки доказательств, которые при рассмотрении дела исследованы и оценены арбитражным судами первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Кроме того, как верно отмечено судами, предоставление администрации испрашиваемой длительной отсрочки исполнения судебного акта может привести к уклонению ответчика от несения бремени содержания спорного имущества, в то время как обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления в силу закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.12.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 по делу N А73-9975/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.