г. Хабаровск |
|
20 июня 2017 г. |
А51-17977/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Н.Ю. Мельниковой,
судей: Е.Н. Захаренко, Г.А. Камалиевой,
при участии:
от истца: А.В. Рябченко по доверенности от 01.08.2016 N 54;
от ответчика: Л.М. Курбала по доверенности от 14.11.2016 N 14/83-16, С.В. Елезарьева по доверенности от 01.01.2017 N 14/28-17;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Находканефтепродукт"
на решение от 20.12.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017
по делу N А51-17977/2016 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Н. Кучинский, в суде апелляционной инстанции судьи: А.С. Шевченко, Д.А. Глебов, С.М. Синицына,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Басманная Нов., д. 2)
к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Находканефтепродукт" (ОГРН 1052501675313, ИНН 2508070844, место нахождения: 692929, Приморский край, г. Находка, ул. Макарова, 19)
о взыскании 81 703,20 руб.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Находканефтепродукт" (ООО "РН-Находканефтепродукт") о взыскании 81 703,20 руб. платы за простой вагонов на путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.12.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ООО "РН-Находканефтепродукт", полагая, что судебные акты приняты при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа, в которой просило их отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы заявитель указал, что у истца не имелось оснований для начисления платы за невыполнение грузополучателем технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны выгрузки грузов из вагонов; обстоятельства, послужившие основанием для остановки поезда в пути следования, отсутствовали в действительности, их наличие не доказано надлежащими доказательствами, истец своими действиями допускал простои мест выгрузки и накопление вагонов на станции в пути следования.
Истец в отзыве, дополнительных возражениях на кассационную жалобу просил судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Представители сторон в заседании суда поддержали приведенные в кассационной жалобе и отзыве на нее доводы и возражения, дав по ним пояснения.
В соответствии со статей 163 АПК РФ в судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв до 17:40 13.06.2017.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит их подлежащими отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "РН-Находканефтепродукт" (владелец) 14.03.2011 заключен договор N 355 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по железнодорожной станции Крабовая с протоколами согласования разногласий от 21.04.2010 и 24.02.2011, по пункту 1 которого осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу на праве аренды, примыкающего к 7-му пути станции Крабовая стрелочными переводами N N 5, 11 локомотивом перевозчика.
Количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, вместимость мест погрузки, выгрузки путей владельца, основание для уборки перевозчиком выгруженных вагонов, время уборки согласованы в пунктах 8, 9, 11,12 договора, а также в приложении N 1 к нему.
Среднесуточная перерабатывающая способность составляет в холодный период года - 325 вагонов, в том числе: светлые нефтепродукты - 205 вагонов, темные нефтепродукты - 120 вагонов (пункт 14).
На железнодорожном пути необщего пользования установлены технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов: налив, слив нефтепродуктов - 2 часа на количество вагонов, подаваемых на места погрузки-выгрузки для одновременного начала проведения грузовых операций, выгрузка тарно-штучных грузов - 2 часа 15 минут (пункт 16).
В период с 23.12.2015 по 27.12.2015 на промежуточной станции Артем-Приморский 2 Дальневосточной железной дороги на основании распоряжений о задержке вагонов в пути следования от 23.12.2015 N 9687 и об отправлении задержанных вагонов в пути следования от 27.12.2015 N 9648 задержаны 60 вагонов с мазутом топочным, отправленные в адрес ООО "РН-Находканефтепродукт" с подачей на подъездной путь последнего, из-за невозможности их приема на станции назначения Крабовая по причинам, зависящим от грузополучателя, о чем грузополучатель и владелец пути необщего пользования уведомлен извещениями начальника станции Крабовая от 23.12.2015 N 266 и от 27.12.2015 N 266 А.
Факт простоя вагонов на промежуточной станции Артем-Приморский 2 удостоверен актами общей формы от 23.12.2015 N 4/535, от 27.12.2015 N 4/565 и на станции назначения Крабовая по прибытии груза актами общей формы от 28.12.2015 N1/6317 и от 29.12.2015 N5/696.
Согласно дорожной ведомости ЭЙ891213 срок доставки груза на станцию Крабовая истекал 27.12.2015.
Извещения от 23.12.2015 N 266, от 27.12.2015 N 266 А, акт общей формы от 29.12.2015 N 5/696, накопительная ведомость от 20.01.2016 N 200102, подписаны представителем ООО "РН-Находканефтепродукт" с возражениями относительно причины задержки вагонов.
На основании акта общей формы от 29.12.2015 N 5/696 перевозчик произвел начисление платы за простой вагонов на путях общего пользования в общей сумме 81 703,20 руб. и выставил для оплаты счет.
Поскольку ООО "РН-Находканефтепродукт" добровольно не внесло плату за нахождение вагонов на путях общего пользования станции Артем-Приморский 2, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций руководствуясь статьями 39, 119 УЖТ РФ, статьей 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пунктами 3.1, 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), пунктом 3.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, пришли к выводу о наличии правовых оснований для внесения платы ответчиком за пользование вагонами.
При этом суды исходили из того, что при решении вопроса о наличии у ответчика возможности принять вагоны на подъездной путь необходимо учитывать, как вместимость мест погрузки на подъездном пути, так и общую вместимость пути. В данном же случае в приложении N 1 к договору от 14.03.2011 N 355 стороны согласовали только вместимость мест погрузки, выгрузки путей владельца в количестве 30 вагонов одновременного слива мазута на пути N 3 (в зимний период) и в количестве 30 вагонов одновременного слива мазута на пути N 3а.
Оценив доказательства по делу, в том числе представленный истцом анализ использования вагонов, контейнеров под погрузкой и выгрузкой на железнодорожных путях необщего пользования в период с 23.12.2015 по 27.12.2015, и представленные ответчиком памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов с указанных путей за аналогичный период, принимая во внимание очередность подачи вагонов под выгрузку в соответствии со временем их прибытия на станцию, отсутствие в договоре условия об общей вместимости путей N 3 и N 3а необщего пользования, суды установили, что на пути ответчика N 3 и N 3а подавалось по 148-149 вагонов с мазутом в сутки для выгрузки, и пришли к выводу о превышении грузополучателем в спорный период среднесуточной перерабатывающей способности слива темных нефтепродуктов (120 вагонов) при вместимости пути необщего пользования в количестве 30 вагонов за одну выгрузку и невозможности принять вагоны не ранее 28.12.2015.
Также в подтверждение факта нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования суды приняли распоряжения о задержке и отправлении вагонов на промежуточной станции, составленные в соответствии с разделами 2 и 3 Методических рекомендаций от 22.03.2012 N 558р, извещения грузополучателя о задержке и отправлении вагонов и дорожную ведомость.
Таким образом, установив факт задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования в связи с неприемом вагонов станцией Крабовая по причинам, зависящим от грузополучателя, который привел к нарушению сроков доставки груза на одни сутки, в отсутствие доказательств наличия вины перевозчика в такой задержке, удовлетворили исковые требования.
Вместе с тем данные выводы судов сделаны без учета следующего.
Так, основанием для начисления платы за пользование вагонами в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 и статьей 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения, при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Следовательно, плата за задержку вагонов в пути следования вносится указанными лицами, допустившими невыполнение либо технологических сроков оборота вагонов либо технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В данном случае судами установлено, что ответчик, как грузополучатель и владелец путей, нарушил технологический срок оборота вагонов на путях необщего пользования, превысив в исковой период среднесуточную перерабатывающую способность слива.
Однако стороны заключили договор, по которому эксплуатация пути осуществляется локомотивом перевозчика, что соответствует статье 55 УЖТ РФ, Правилам N 26, Приложению N 1 к ним.
В силу статьи 58 УЖТ РФ в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, технологические сроки оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузкой грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В указанных договорах также согласно абзацу 2 пункта 2.3 Правил N 26 (при среднесуточном грузообороте свыше 100 вагонов) устанавливается и максимальная перерабатывающая способность погрузки и выгрузки по основным родам грузов.
С учетом изложенного, поскольку внесение ответчиком платы может быть обусловлено только несоблюдением грузополучателем (владельцем) технологического срока оборота вагонов или технологических норм погрузки/выгрузки грузов, то и при рассмотрении настоящего спора подлежат установлению обстоятельства нарушения ответчиком соответствующих условий договора N 355.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования согласно части 19 статьи 39 УЖТ РФ в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы.
Порядок оформления случаев задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях (нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования) предусмотрен пунктом 4.7 Правил N 26.
В силу пункта 4.7 Правил N 26 задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке даются распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Вместе с тем согласно абзацу 6 пункта 4.7 Правил N 26 временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Аналогичный порядок задержки вагонов в пути следования определен действующим в спорный период Распоряжением ОАО "Российские железные дороги" от 22.03.2012 N 558р "Об утверждении методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования".
Кроме того, на основании пункта 4.6 Правил N 26 на каждый случай задержки вагонов, имевший место на станции назначения, составляется акт общей формы с включением в него всех вагонов, готовых к подаче на пути необщего пользования.
Поскольку суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 АПК РФ не вправе устанавливать факты и оценивать доказательства по делу, разрешить спор по существу в заседании суда кассационной инстанции не представляется возможным, обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует исследовать и оценить по правилам главы 7 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в полном объеме проверить доводы лиц, участвующих в деле и, принять законный, обоснованный судебный акт.
Вопрос о распределении расходов по кассационной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ разрешить суду первой инстанции по окончании рассмотрения спора в судебном акте.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.12.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 по делу N А51-17977/2016 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Мельникова |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.