г. Хабаровск |
|
11 июля 2017 г. |
А73-15655/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Гребенщиковой В.А.
при участии:
от ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России: Россохина И.М., представитель по доверенности без номера от 06.12.2016
от ФКУ "ОСК ВВО" и от Минобороны России: Макаров Д.Н. представитель по доверенностям от 25.03.2016 N 29/50 и от 13.01.20174 N 212/1/8, соответственно
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
на решение от 14.02.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017
по делу N А73-15655/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Степина С.Д., в апелляционной инстанции судьи: Тихоненко А.А., Волкова М.О., Дроздова В.Г.
По иску федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства"
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании 118 057 руб. 50 коп.
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1022502118473, ИНН 2539008116, место нахождения: 690022, г. Владивосток, проспект 100-Летия Владивостока, 161; далее - ФГБУЗ "ДВОМЦ ФМБА") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Серышева, 15; далее - ФКУ "ОСК ВВО") о взыскании задолженности в размере 116 126 руб. 83 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.09.2016 по 31.10.2016 в сумме 1 930 руб. 69 коп, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.11.2016 до момента фактического исполнения денежного обязательства, исходя из суммы основного долга 116 126 руб. 83 коп. по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды.
К участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, третье лицо).
Решением суда от 14.02.2017, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 без изменения, заявленные ФГБУЗ "ДВОМЦ ФМБА" требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по настоящему делу решением и апелляционным постановлением, ФКУ "ОСК ВВО" обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить настоящее дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование поданной жалобы заявитель приводит доводы о том, что в данном случае к спорным правоотношениям сторон подлежал применению Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), согласно положениям которого скорая специализированная медицинская помощь, оказанная в данном случае пострадавшим военнослужащим, должна была быть бесплатной и последующие взаиморасчеты за ее оказание не должны производится. Как полагает заявитель жалобы, финансовое обеспечение скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, что соответствует положениям раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382. Также заявитель жалобы ссылается на наличие в данном случае правовых оснований для уменьшения суммы взысканных с него процентов за пользование чужими денежными средствами ввиду их явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств на основании пункта 6 статьи 395 ГК РФ, поскольку ответчик, являясь казенным учреждением, финансируется только из бюджета.
Минобороны России в отзыве на кассационную жалобу поддержало позицию ФКУ "ОСК ВВО" и также настаивало на отмене обжалуемых по настоящему делу судебных актов. При этом третье лицо дополнительно указало на то, что ответчик, являясь казенным учреждением, не имеет права оплачивать даже фактически оказанные ему услуги в отсутствие государственного контракта на их оказание, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
ФГБУЗ "ДВОМЦ ФМБА" в своем отзыве на кассационную жалобу опровергло все приведенные в ней доводы, в связи с чем просило оставить обжалуемые судебные акты без изменений как законные и обоснованные.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ФКУ "ОСК ВВО" и Минобороны России, дав пояснения по обстоятельствам дела, настаивал на удовлетворении поданной жалобы, против чего возражал представитель ФГБУЗ "ДВОМЦ ФМБА" по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, 07.08.2016 скорой медицинской помощью в ожоговое отделение ФГБУЗ "ДВОМЦ ФМБА" доставлены двое пострадавших военнослужащих войсковой части 20446 с различными термическими травмами.
Данным военнослужащим истцом оказана неотложная специализированная медицинская помощь в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) ожогового отделения.
ФГБУЗ "ДВОМЦ ФМБА" в целях возмещения расходов на лечение военнослужащих сопроводительным письмом от 12.08.2016 N 1220 направило в адрес ФКУ "ОСК ВВО" следующие документы: договоры об оказании медицинской помощи военнослужащим, лицензию на право осуществления медицинской деятельности, выписки из медицинской карты стационарных больных, счета, счета-фактуры за оказанную медицинскую помощь, акты об оказании услуг, реестр медицинских услуг. Указанные документы получены ответчиком 24.08.2016.
Стоимость медицинских услуг была рассчитана истцом по тарифам, действующим в системе обязательного медицинского страхования. Общая стоимость оказанных медицинских услуг исходя из периода лечения составила 116 126 руб. 83 коп.
Письмом от 22.09.2016 N 44/4/3832 ФКУ "ОСК ВВО" поступившие документы возвращены истцу, в оплате лечения военнослужащих отказано со ссылкой на то, что специализированная медицинская помощь в экстренной форме оказывается бесплатно.
Впоследствии направленная в адрес ответчика претензия от 21.09.2016 N 1414 также отклонена ответчиком.
Указанные обстоятельства послужили основанием предъявления ФГБУЗ "ДВОМЦ ФМБА" настоящего иска в арбитражный суд, удовлетворяя который, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей" утверждены порядок и условия возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы (далее - Правила N 911).
Пунктом 2 Правил N 911 установлено, что расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Согласно пункту 4 Правил N 911 скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания).
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (пункт 5 Правил N 911).
Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил N 911, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи (пункт 7 Правил N 911).
Таким образом, положения приведенных выше нормативных правовых актов предусматривают, что оказание учреждением здравоохранения военнослужащим и сотрудникам воинских частей медицинской помощи может осуществляться как на основании заключенного с территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового.
Исследовав и оценив все представленные сторонами в рамках настоящего дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, и руководствуясь при этом названными нормами материального права, судебные инстанции установили, что в отсутствие заключенного договора истцом в интересах ответчика в спорный период фактически оказаны медицинские услуги по лечению пострадавших военнослужащих, что подтверждается актами об оказании услуг от 10.08.2016 N 00001440, от 12.08.2016 N 00001441, счетами-фактурами от 12.08.2016 N 00001344, от 10.08.2016 N 00001343, счетами от 10.08.2016 N 00000386, от 12.08.2016 N 00000387, общая стоимость которых согласно утвержденным тарифам, действующим в системе обязательного медицинского страхования, составила 116 126 руб. 83 коп.
При этом в процессе рассмотрения настоящего спора в арбитражных судах первой и апелляционной инстанций ответчиком не оспаривался сам факт оказания истцом медицинских услуг, их объем, качество, а также стоимость. Также таких доводов не приведено в поданной ФКУ "ОСК ВВО" кассационной жалобе.
С учетом установленных обстоятельств, а также принимая во внимание отсутствие в материалах настоящего дела доказательств добровольного погашения ответчиком образовавшейся задолженности, суды пришли к правильному выводу о законности в таком случае предъявленного иска, в связи с чем его удовлетворили, предварительно проверив расчет основного долга и признав его арифметически верным и обоснованным.
Далее, судебные инстанции с учетом просрочки оплаты ответчиком образовавшейся задолженности, признали также правомерным привлечение ФКУ "ОСК ВВО" к ответственности в соответствии с нормами статьи 395 ГК РФ.
Все названные выводы судебных инстанций, положенные в основу удовлетворения иска, признаются судом округа сделанными с правильным применением соответствующих норм материального права на основании полного и всестороннего исследования и оценки всех имеющихся в материалах настоящего дела доказательств.
При этом доводы ответчика об обратном, включая его указание в кассационной жалобе на то, что в данном случае истцом военнослужащим оказана скорая специализированная медицинская помощь, оплата за которую не предусмотрена, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании и понимании заявителем норм и положений действующего законодательства. Кроме того, аналогичные по своему содержанию аргументы ранее уже приводились ответчиком в процессе рассмотрения настоящего дела в арбитражных судах первой, апелляционной инстанции и в результате чего были мотивированно отклонены судами. В данном случае оказанные истцом услуги не относятся к скорой специализированной медицинской помощи, как ошибочно полагает ответчик.
Также подлежит отклонению в связи с несостоятельностью ссылка третьего лица в отзыве на кассационную жалобу на отсутствие между сторонами настоящего спора государственного контракта на оказание спорных услуг, заключенного в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, поскольку само по себе отсутствие названого контракта в данном случае с учетом конкретных обстоятельств, установленных судебными инстанциями в процессе рассмотрения настоящего спора, не освобождают ответчика от обязанности по оплате фактически оказанных ему истцом услуг.
Позиция заявителя жалобы о необходимости уменьшения суммы взысканных с него процентов за пользование чужими денежными средствами ввиду их явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств, основанная на положениях пункта 6 статьи 395 ГК РФ, также не принимается судом округа, поскольку, как верно отмечено апелляционной инстанцией, ФКУ "ОСК ВВО", ссылаясь на наличие указанных обстоятельств, в нарушение положений действующего процессуального законодательства (статья 65 АПК РФ) не представило в материалы настоящего дела каких-либо доказательств, их подтверждающих.
Более того, в данном случае размер процентов определен истцом в пределах пункта 1 статьи 395 ГК РФ, что исключает возможность их снижения по правилам пункта 6 этой же статьи. Статус ответчика как казенного учреждения основанием для освобождения его от гражданско-правовой ответственности за неисполнение денежного обязательства не является.
Иных доводов, способных повлиять на правильность и результат принятых по настоящему делу судебных актов, кассационная жалоба ФКУ "ОСК ВВО" не содержит.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы по существу спора являлись предметом рассмотрения арбитражных судов первой и апелляционной инстанции, в результате чего им дана надлежащая правовая оценка. Такие доводы направлены на переоценку доказательств и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, поэтому не являются основанием для отмены принятых по делу решения и апелляционного постановления в порядке кассационного производства. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами также не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.02.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 по делу N А73-15655/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Все названные выводы судебных инстанций, положенные в основу удовлетворения иска, признаются судом округа сделанными с правильным применением соответствующих норм материального права на основании полного и всестороннего исследования и оценки всех имеющихся в материалах настоящего дела доказательств.
При этом доводы ответчика об обратном, включая его указание в кассационной жалобе на то, что в данном случае истцом военнослужащим оказана скорая специализированная медицинская помощь, оплата за которую не предусмотрена, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании и понимании заявителем норм и положений действующего законодательства. Кроме того, аналогичные по своему содержанию аргументы ранее уже приводились ответчиком в процессе рассмотрения настоящего дела в арбитражных судах первой, апелляционной инстанции и в результате чего были мотивированно отклонены судами. В данном случае оказанные истцом услуги не относятся к скорой специализированной медицинской помощи, как ошибочно полагает ответчик.
Также подлежит отклонению в связи с несостоятельностью ссылка третьего лица в отзыве на кассационную жалобу на отсутствие между сторонами настоящего спора государственного контракта на оказание спорных услуг, заключенного в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, поскольку само по себе отсутствие названого контракта в данном случае с учетом конкретных обстоятельств, установленных судебными инстанциями в процессе рассмотрения настоящего спора, не освобождают ответчика от обязанности по оплате фактически оказанных ему истцом услуг.
Позиция заявителя жалобы о необходимости уменьшения суммы взысканных с него процентов за пользование чужими денежными средствами ввиду их явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств, основанная на положениях пункта 6 статьи 395 ГК РФ, также не принимается судом округа, поскольку, как верно отмечено апелляционной инстанцией, ФКУ "ОСК ВВО", ссылаясь на наличие указанных обстоятельств, в нарушение положений действующего процессуального законодательства (статья 65 АПК РФ) не представило в материалы настоящего дела каких-либо доказательств, их подтверждающих.
Более того, в данном случае размер процентов определен истцом в пределах пункта 1 статьи 395 ГК РФ, что исключает возможность их снижения по правилам пункта 6 этой же статьи. Статус ответчика как казенного учреждения основанием для освобождения его от гражданско-правовой ответственности за неисполнение денежного обязательства не является."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 июля 2017 г. N Ф03-2321/17 по делу N А73-15655/2016
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5264/17
20.11.2017 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4948/17
27.09.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5151/17
11.07.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2321/17
24.04.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1595/17
14.02.2017 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-15655/16