г. Хабаровск |
|
17 июля 2017 г. |
А73-15838/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Ширяева И.В.
Судей: Лесненко С.Ю., Михайловой А.И.
при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Виролаб": Тройно П.В., представителя по доверенности от 01.02.2017;
от Хабаровского краевого Фонда обязательного медицинского страхования: Литовко П.И., представителя по доверенности от 09.01.2017 N 09-08;
от Министерства здравоохранения Хабаровского края: Решетникова И.С., представителя по доверенности от 15.12.2016 N 06.01-06-23856;
от общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Даль-Росмед": представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование: Кичуткин А.Н., представителя по доверенности от 22.06.2017 N 629;
от общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина": представитель не явился;
от акционерного общества "Страховая группа "Спасские ворота-М": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виролаб"
на решение от 01.02.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017
по делу N А73-15838/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барилко М.А., в суде апелляционной инстанции судьи Вертопрахова Е.В., Брагина Т.Г., Харьковская Е.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виролаб"
к Хабаровскому краевому Фонду обязательного медицинского страхования, Министерству здравоохранения Хабаровского края, обществу с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Даль-Росмед", открытому акционерному обществу "Страховая компания "РОСНО-МС", обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина", Акционерному обществу "Страховая группа "Спасские ворота-М"
о признании недействительными приказов, поручений, решения, распоряжения, о признании незаконными согласований
Общество с ограниченной ответственностью "Виролаб" (ОГРН 1102723009069, ИНН 2723134730, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Марсовая, 16, далее - ООО "Виролаб") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Хабаровскому краевому Фонду обязательного медицинского страхования (ОГРН 1022700921880, ИНН 2700000539, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69, далее - ХК ФОМС), Министерству здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022700915401, ИНН 2721026023, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 32, далее - Минздрав ХК), обществу с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Даль-Росмед" (ОГРН 1022701131760, ИНН 2721130120, место нахождения: 680021, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Некрасова, 44, 219, далее - ООО "Даль-Росмед"), открытому акционерному обществу "Страховая компания "РОСНО-МС" (ОГРН 1027739051460, ИНН 7703027721, место нахождения: 151184, г. Москва, ул. Набережная Озерковская, 30, далее - ОАО "СК "Росно-МС"), обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина" (ОГРН 1027806865481, ИНН 7813171100, место нахождения: 121059, г. Москва, ул. Киевская, 7, далее - ООО "Росгосстрах-Медицина"), акционерному обществу "Страховая группа "Спасские ворота-М" (ОГРН 1027739449913, ИНН 7717044533, место нахождения: 117209, г. Москва, ул. Болотниковская, 53, 1, далее - АО "СГ "Спасские ворота-М") о признании:
недействительным пункта 4 решения от 21.07.2016 N 11 заседания рабочей группы по формированию и корректировке объемов медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования Комиссии по разработке территориальной программы (далее - ТП) обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в Хабаровском крае;
недействительным поручения ХК ФОМС от 09.08.2016 N 15/ОККМП "О проведении тематической проверки";
незаконным согласования ХК ФОМС 12.08.2016 ОАО "СК "Росно-МС" плана проведения медико-экономической экспертизы (далее - МЭЭ) и экспертизы качества медицинской помощи (далее - ЭКМП) в медицинских организациях края, оказывающих медицинскую помощь по договорам на оказание и плату медицинской помощи по ОМС, в части согласования проведения МЭЭ в ООО "Виролаб";
незаконным согласования ХК ФОМС 09.08.2016 ООО "Росгосстрах-Медицина" дополнения в план проверок филиалом ООО "Росгосстрах-Медицина" - "Росгосстрах-Хабаровск-Медицина" медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в части согласования проведения МЭЭ в ООО "Виролаб";
незаконным согласования ХК ФОМС 09.08.2016 ООО "Даль-Росмед" дополнения к плану проведения МЭЭ и ЭКМП в медицинских организациях края, оказывающих медицинскую помощь по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС на август 2016 года, в части согласования проведения МЭЭ в ООО "Виролаб";
незаконным согласования ХК ФОМС 10.08.2016 АО "СГ "Спасские ворота-М" дополнения к плану проведения плановых тематических МЭЭ и ЭКМП в медицинских организациях края, оказывающих медицинскую помощь по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в части согласования проведения МЭЭ в ООО "Виролаб";
недействительным приказа директора филиала ОАО "СК "Росно-МС" "Хабаровск-Росно-МС" от 10.08.2016 N МС-20;
недействительным приказа директора филиала ООО "Росгосстрах-Медицина" - "Росгосстрах-Хабаровск-Медицина" от 10.08.2016 N 29;
недействительным поручения генерального директора филиала "Хабаровский" АО "СГ "Спасские ворота-М" от 17.08.2016;
недействительным распоряжения на проверку заместителя генерального директора ООО "Даль-Росмед" от 17.08.2016 N 237;
недействительным приказа ХК ФОМС о проведении проверки от 16.08.2016 N 144.
Решением суда от 01.02.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017, в удовлетворении заявленного ООО "Виролаб" требования отказано.
ООО "Виролаб", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, указывая о нарушении судами норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По утверждению подателя жалобы, пункт 4 решения от 21.07.2016 N 11 заседания рабочей группы недействителен, так как рабочая группа не имеет права обязывать страховые организации проводить экспертизы в медицинских организациях. Поручение ХК ФОМС от 09.08.2016 N 15/ОККМП, как считает ООО "Виролаб", является недействительным, поскольку основанием для его принятия послужили не результаты медико-экономического контроля (далее - МЭК), а вышеуказанное решение рабочей группы; у ХК ФОМС нет полномочий обязывать страховые организации проводить первичные МЭЭ. Приказы страховых организаций и ХК ФОМС о проведении тематической МЭЭ в ООО "Виролаб", согласование ХК ФОМС изменений в планы проверок страховых организаций в части добавления в планы МЭЭ податель жалобы считает недействительными ввиду того, что ни Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС), ни Приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230 (далее - Приказ N 230) не предусмотрено такое основание для проведения МЭЭ как решение рабочей группы Комиссии ТП ОМС, не определена тема тематической МЭЭ.
Минздрав ХК в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклоняет в полном объеме и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме.
Представители ХК ФОМС, Минздрав ХК, общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование (ОАО "СК "Росно-МС") возражали относительно доводов кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, их представители в судебное заседание не прибыли.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального права и соблюдение процессуальных норм, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Судами из материалов дела установлено, что ООО "Виролаб" является медицинской организацией, осуществляющей услуги лабораторной диагностики и включенной в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации ТП ОМС.
01.01.2015 между ХК ФОМС и ООО "Виролаб" заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС N 07/08-15, в соответствии с условиями которого ООО "Виролаб" обязуется оказывать необходимую медицинскую помощь в объеме базовой программы ОМС на территории Хабаровского края лицам, застрахованным за пределами Хабаровского края, а также в рамках и объемах ТП ОМС оказывать помощь лицам, застрахованным страховой медицинской организацией, в отношении которой прекращено действие договора о финансовом обеспечении ОМС, в течение двух месяцев, до выбора застрахованными лицами другой страховой медицинской организации, а ХК ФОМС обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с настоящим договором.
Согласно договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС от 01.01.2015, от 30.12.2014 N 142115, N 100, N 6, N 140, заключенным ООО "Виролаб" с ОАО "СК "Росно-МС", АО "СГ "Спасские ворота-М", ООО "Росгосстрах-Медицина", ООО "Даль-Росмед" (далее - страховые организации), ООО "Виролаб" обязалось оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках ТП ОМС, а страховые организации обязались оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с ТП ОМС
21.07.2016 состоялось заседание рабочей группы по формированию и корректировке объемов медицинской помощи по программе ОМС Комиссии по разработке ТП ОМС в Хабаровском крае, по результатам которого принято решение N 11 от 21.07.2016.
Как указано в пункте 4 вышеуказанного решения, рассмотрев информацию ХК ФОМС о превышении установленных Комиссией объемов лабораторной диагностики медицинскими организациями края за 1 полугодие 2016 года в целях определения обоснованности превышения количества выданных медицинским организациям, имеющим прикрепившееся население, в соответствии с установленной министерством здравоохранения края маршрутизацией пациентов, направлений пациентам для проведения в иных медицинских организациях диагностики, оплачиваемой по самостоятельным тарифам, увеличения установленных на 2016 объемов диагностики медицинским организациям, направившим обращения в Комиссию во 2 квартале 2016 года, ХК ФОМС необходимо предоставить информацию о результатах проведенных страховыми медицинскими организациями, ХК ФОМС необходимых контрольных мероприятиях по установлению достоверности представленной к оплате по самостоятельным тарифам диагностики в объеме, превышающем установленное плановое задание (подпункт 4.1 решения), а медицинским организациям, выполняющим диагностику по самостоятельным тарифам в соответствии с маршрутизацией, предоставить полный объем информации, требуемой для проведения контрольных мероприятий (подпункт 4.2 решения).
09.08.2016 ХК ФОМС в адрес руководителей страховых организаций направлено поручение N 15/ОККМП о проведении в медицинских организациях, оказывающих услуги лабораторной диагностики, тематической МЭЭ представленной к оплате по самостоятельным тарифам диагностики методом сплошной выборки; в эту же дату ХК ФОМС согласовал ООО "Росгосстрах-Медицина" дополнение к плану проверок филиалом ООО "Росгосстрах-Медицина" - "Росгосстрах-Хабаровск Медицина" медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС на 2016 год, включив в указанный план проведение в августе 2016 года МЭЭ ООО "Виролаб", также в эту же дату ХК ФОМС согласовал ООО "Даль-Росмед" дополнение к плану проведения МЭЭ и ЭКМП в медицинских организациях края, оказывающих медицинскую помощь по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, включив в указанный план проведение в августе 2016 года МЭЭ ООО "Виролаб"; 10.08.2016 ХК ФОМС согласовал АО "СГ "Спасские ворота-М" дополнение к плану проведения плановых тематических МЭЭ и ЭКМП в медицинских организациях края, оказывающих медицинскую помощь по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС на 2016 год, включив в указанный план проведение в августе 2016 года плановой тематической МЭЭ ООО "Виролаб"; 12.08.2016 ХК ФОМС согласовал ОАО "СК "Росно-МС" план проведения МЭЭ и ЭКМП в медицинских организациях края, оказывающих медицинскую помощь по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, на 2016 год, в том числе проведение в августе 2016 года МЭЭ ООО "Виролаб".
10.08.2016 директором филиала ОАО "СК "Росно-МС" издан приказ N МС-20 "О проведении плановой (тематической) проверки ООО "Виролаб". 10.08.2016 директором филиала ООО "Росгосстрах-Медицина" - "Росгосстрах Хабаровск-Медицина" издан приказ N 29 "О проведении тематической МЭЭ представленной к оплате по самостоятельным тарифам лабораторной диагностики в ООО "Виролаб". Поручением от 17.08.2016 заместителя генерального директора Филиала "Хабаровский" АО "СГ "Спасские ворота-М" врачу-эксперту поручено проведение плановой тематической МЭЭ и экспертизы качества медицинской помощи ООО "Виролаб" в период с 18.08.2016 по 29.08.2016. 17.08.2016 генеральным директором ООО "Даль-Росмед" издано распоряжение N 237 "О проведении проверок лечебных учреждений", согласно которому поручено провести в период с 18.08.2016 по 24.08.2016 в ООО "Виролаб" плановую тематическую МЭЭ и ЭКМП.
16.08.2016 директором ХК ФОМС издан приказ N 144 "О проведении проверки", в соответствии с которым приказано организовать в период с 18.08.2016 по 25.08.2016 проведение тематической МЭЭ случаев лабораторной диагностики пациентам, застрахованным на других территориях, оплачиваемых по самостоятельным тарифам в медицинских организациях, оказывающих услуги по указанной диагностике в соответствии с установленной министерством здравоохранения Хабаровского края маршрутизацией и плановым заданием, методом сплошной выборки за период с 01.01.2016 по 30.06.2016.
Не согласившись с указанными выше решениями, приказами, поручениями, согласованиями, ООО "Виролаб" обратилось с заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении заявленного требования отказал, установив, что оспариваемые ненормативные акты не противоречат положениям законодательства об ОМС и не нарушают права и законные интересы ООО "Виролаб".
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ, с чем соглашается окружной суд.
Частью 9 статьи 36 Закона об ОМС определено, что для разработки проекта ТП ОМС в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке ТП ОМС. Названная комиссия по разработке ТП ОМС формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением.
В силу пункта 5 Положения о деятельности комиссии по разработке ТО ОМС, являющегося приложением к Правилам ОМС, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Положение о комиссии), для рассмотрения отдельных вопросов и подготовки необходимых предложений, оперативной корректировки объемов предоставления медицинской помощи, распределенных между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, при Комиссии могут создаваться рабочие группы, состоящие из членов Комиссии и иных лиц, привлеченных к ее работе.
Во исполнение вышеуказанных норм Закона об ОМС, Положения о комиссии Постановлением Правительства Хабаровского края от 23.03.2012 N 71-пр в Хабаровском края создана комиссия по разработке ТО ОМС в Хабаровском крае (далее - Комиссия).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 21.07.2016 на заседании рабочей группы Комиссии, среди прочих вопросов, рассматривался вопрос об обоснованности обращений медицинских организаций, осуществляющих услуги лабораторной диагностики, о выделении им дополнительных объемов оказания медицинской помощи по ОМС и обстоятельствах превышения названных объемов, поскольку по итогам реализации ТП ОМС за январь-май 2016 года предъявленные к оплате объемы лабораторных и диагностических исследований, выполненные медицинскими организациями негосударственных форм собственности, значительно превышают установленные Комиссией плановые задания (за отчетный период сумма представленных в страховые медицинские организации счетов за проведение диагностики превысила плановую стоимость, в том числе по медицинской организации ООО "Виролаб" в 2,3 раза).
Принимая во внимание вышеуказанное обстоятельство, исходя из наличия у Комиссии в силу пункта 5 Положения о комиссии полномочий по оперативной корректировке объемов предоставления медицинской помощи, распределенных между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерности пункта 4.1 решения от 21.07.2016 N 11 заседания рабочей группы, которым ХК ФОМС предложено представить информацию о результатах проведенных страховыми медицинскими организациями необходимых контрольных мероприятий по установлению достоверности представленной к оплате по самостоятельным тарифам диагностики в объеме, превышающем установленное плановое задание.
Согласно указаниям подпункта 5 пункта 4 Положения о комиссии последняя определяет порядок представления информации членами Комиссии. Пунктом 5.3 Методических указаний по предоставлению информации об объемах медицинской помощи и их финансового обеспечения членами комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных ФФОМС от 24.11.2015 N 7343/30-5/и, определено, что оперативная корректировка объемов предоставления медицинской помощи, распределенных между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, по необходимости может осуществляться Комиссией ежемесячно, но не реже одного раза в квартал на основе, в том числе, информации территориального фонда по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.
Так как данные персонифицированного учета сведений о медицинской помощи территориальный фонд получает из результатов МЭК сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи и результатов МЭЭ записей в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации, судебные инстанции, учитывая указания пункта 15 Положения о комиссии об обязательности для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации решений Комиссии, пришли к мотивированному выводу о законности пункта 4.2 решения от 21.07.2016 N 11 заседания рабочей группы, которым указано о необходимости представления медицинским организациям, выполняющим диагностику по самостоятельным тарифам, полного объема информации, требуемой для проведения контрольных мероприятий. При этом суды, руководствуясь положениями части 8 статьи 40 Закона об ОМС, пунктов 52, 53 Приказа N 230, правомерно отметили, что спорное указание, адресованное медицинским организациям, не возлагает на последние никаких не предусмотренных законодательством об ОМС обязанностей и не предусматривает никаких дополнительных обременений.
Учитывая вышеизложенное, судебные инстанции, исходя из наличия у Комиссии соответствующих полномочий, обоснованно и мотивированно признали пункт 4 решения от 21.07.2016 N 11 заседания рабочей группы Комиссии (фактически состоящий из пунктов 4.1 и 4.2) законным, отказав ООО "Виралаб" в удовлетворении требования об его признании недействительным. Довод подателя жалобы об обратном, мотивированный тем, что данный спорный пункт решения незаконно обязывает страховые организации проводить экспертизы в медицинских организация, подлежит отклонению, так как указанное не согласуется с буквальным содержанием рассматриваемого пункта решения.
Частью 6 статьи 40 Закона об ОМС установлено, что контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения МЭК, МЭЭ, ЭКМП.
В силу положений части 11 статьи 40 Закона об ОМС территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить МЭК, МЭЭ, ЭКМП, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Согласно пункту 51 Приказа N 230 территориальный фонд ОМС осуществляет координацию взаимодействия субъектов контроля на территории субъекта Российской Федерации, проводит организационно-методическую работу, обеспечивающую функционирование контроля и защиту прав застрахованных лиц, согласовывает планы деятельности страховых медицинских организаций в части организации и проведения контроля, в том числе планы проверок страховыми медицинскими организациями медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. В планы деятельности страховых медицинских организаций в части организации и проведения контроля, в том числе в планы проверок страховыми медицинскими организациями медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в течение года по согласованию с территориальным фондом ОМС могут вноситься изменения и дополнения.
Руководствуясь вышеуказанными положениями Закона об ОМС, Приказа N 230, учитывая письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26.05.2014 N 2827/30-5/и "О периодичности проведения контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи", от 03.06.2015 N 3135/30-5 "Об объемах плановых экспертиз", суды мотивированно отметили, что страховая медицинская организация вправе вносить в планы контрольной (экспертной) деятельности изменения и дополнения, а в отдельных случаях, (в том числе, увеличение стоимости услуг, потребность в пересмотре объемов медицинской помощи), такие планы подлежат обязательной корректировке, а Территориальный фонд ОМС, в свою очередь, обязан рассмотреть и согласовать уточнения в план.
Как установили судебные инстанции, ООО "Даль-Росмед", ОАО "СК "Росно-МС", ООО "Росгосстрах-Медицина", АО "СГ "Спасские ворота-М" составили и представили с ХК ФОМС на согласование планы и дополнения к планам контрольной деятельности, предусматривающие проведение тематической МЭЭ в ООО "Виролаб". ХК ФОМС, согласовывая названные планы и дополнения к ним, по обоснованным и мотивированным выводам судов, действовал в соответствии с положениями законодательства об ОМС.
Учитывая, что ООО "Виролаб" должным образом не опровергнуто наличие у ХК ФОМС необходимых полномочий по согласованию страховыми медицинскими организациями планов и дополнений к планам контрольной деятельности, суды двух инстанций, принимая во внимание отсутствие нарушений процедуры согласования, правомерно отказали ООО "Виролаб" в удовлетворении требований о признании указанных согласований незаконными.
Пунктами 8, 12 части 7 статьи 34 Закона об ОМС установлено, что территориальный фонд, будучи страховщиком, обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Поскольку оспариваемое поручение ХК ФОМС от 09.08.2016 N 15/ОККМП о проведении в медицинских организациях, оказывающих услуги лабораторной диагностики, тематической МЭЭ представленной к оплате по самостоятельным тарифам диагностики методом сплошной выборки, вынесено в рамках реализации вышеуказанных полномочий и не влечет нарушение прав и законных интересов ООО "Виролаб", суды обоснованно отказали последнему в удовлетворении требования о признании данного поручения незаконным.
Согласно части 5 статьи 15 Закона об ОМС медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с ТП ОМС.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Закона об ОМС в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС должны содержаться положения, предусматривающие обязанность страховой медицинской организации проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
Анализируя вышеуказанные нормы Закона об ОМС, учитывая положения пунктов 4.2, 5.4 договора от 01.01.2015 N 07/08-15 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенного между ХК ФОМС и ООО "Виролаб", суды обоснованно отметили, что ХК ФОМС, будучи заказчиком услуг, вправе осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий их оказания, а ООО "Виролаб", являясь исполнителем услуг, обязан оказывать ХК ФОМС полное всестороннее содействие в осуществлении такого контроля.
При таких обстоятельствах, как верно указали судебные инстанции, ХК ФОМС, издавая приказ о проведении проверки от 16.08.2016 N 144, действовал в рамках законодательства об ОМС и условий заключенного с ООО "Виролаб" договора от 01.01.2015 N 07/08-15. Учитывая изложенное, спорный приказ не может рассматриваться как нарушающий права и законные интересы последнего.
Судами установлено, что между ООО "Виролаб" и ООО "Даль-Росмед", ОАО "СК "Росно-МС", ООО "Росгосстрах-Медицина", АО "СГ "Спасские ворота-М" заключены договоры от 30.12.2014, от 01.01.2015 N N 140, 142115, 100, 6 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Согласно пункту 4.3 названных договоров страховая медицинская организация обязуется проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в организации в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Закона об ОМС и передавать акты МЭК, МЭЭ и ЭКМП, содержащие результаты контроля, в Организацию, в сроки, определенные порядком организации контроля.
Пунктом 5.4 этих же договоров предусмотрено, что организация обязуется предоставлять страховой медицинской организации сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, изменении видов, объемов, плановых и фактических сроков оказания медицинской помощи в течение трех рабочих дней с даты изменения, о застрахованной лице и оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (медицинскую, учетно-отчетную документацию, результаты внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи при наличии), подписанные акты МЭК, МЭЭ и ЭКМП в сроки, определенные порядком организации контроля, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, в том числе информацию о сроках ожидания медицинской помощи в Организации.
Принимая во внимание условия рассматриваемых договоров, учитывая факт согласования ХК ФОМС страховым медицинским организациям планов и дополнений к планам, предусматривающих проведение тематической МЭЭ в ООО "Виролаб", суды мотивированно отметили, что руководителями ООО "Даль-Росмед", ОАО "СК "Росно-МС", ООО "Росгосстрах-Медицина", АО "СГ "Спасские ворота-М" с соблюдением действующего законодательства об ОМС были изданы приказы, распоряжения, поручения о проведении плановой тематической МЭЭ в ООО "Виролаб", чем права и законные интересы последнего нарушены быть не могут.
Поскольку обстоятельства, связанные с нарушением ХК ФОМС, страховыми организациями положений законодательства об ОМС не выявлены, и оспариваемые ненормативные акты не нарушают права и законные интересы ООО "Виролаб", судебные инстанции обоснованно отказали в удовлетворении заявленных последним требований.
По существу, доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств в совокупности с неправильным применением норм материального права и в силу статьи 286 АПК РФ не могут быть признаны судом кассационной инстанции обоснованными.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами полно и всесторонне, исследованы все имеющиеся в деле доказательства, нормы материального права применены соответственно этим установленным обстоятельствам, отсутствуют нарушения норм процессуального права, в том числе влекущие согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, поэтому у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 300 руб. для физических лиц и 3 000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по названным делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных, что составляет 150 руб. для физических лиц и 1 500 руб. для юридических лиц.
Поскольку при обращении с кассационной жалобой государственная пошлина уплачена ООО "Виролаб" по платежному поручению от 29.05.2017 N 393 в размере большем, чем предусмотрено вышеуказанными нормами права, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 15 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 НК РФ и статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.02.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 по делу N А73-15838/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Виролаб" из федерального бюджета 15 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 29.05.2017 N 393.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.