г. Хабаровск |
|
30 июня 2017 г. |
А37-1960/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: С.Ю. Лесненко, И.В. Ширяева
при участии:
от заявителя: ООО "ПАЛТАП" - представитель не явился;
от ФКУ "Управление автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Палаткинское Транспортное Автопредприятие"
на решение от 03.02.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017
по делу N А37-1960/2016 Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.С. Степанова; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В. Вертопрахова, Е.И. Сапрыкина, Е.Г. Харьковская
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Палаткинское Транспортное Автопредприятие" (ОГРН 1034900275740, ИНН 4907007679, место нахождения: 686110, Магаданская область, Хасынский район, поселок Палатка, ул. Центральная,16)
к Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 102140086371, ИНН 1426004246, место нахождения: 678715, республика Саха /Якутия/, Томпонский улус, село Теплый ключ, ул. Дружбы,17)
о признании недействительным отказа
Общество с ограниченной ответственностью "Палаткинское Транспортное Автопредприятие" (далее - общество; ООО "ПАЛТАП"; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение; управление; уполномоченный орган) о признании недействительным отказа в выдаче специального разрешения на движение тяжеловесного транспортного средства от 16.08.2016 N 841.
Решением суда от 03.02.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, которое просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить с передачей дела на новое рассмотрение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию общества с выводами судов о делимости товара перевозимого в специальной емкости. Заявитель жалобы настаивает, что обращение в уполномоченный орган с заявлением о выдачи специального разрешения на движение тяжеловесного транспортного средства было обусловлено невозможностью разделить перевозимый груз (мазут) на две и более частей без потери его потребительских свойств. Указывает, что судами необоснованно не принято во внимание письмо ООО "Магаданнефто" N 1090 от 27.10.2016, согласно которому последнее производит отпуск нефтепродуктов только до полного налива автоцистерны перевозчика, поскольку не имеет возможности определить количество массовым методом измерений - путем взвешивания на весах.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
Управление в отзыве на кассационную жалобу с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, считает принятые судебные акты законными и обоснованными; ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено следующее.
ООО "ПАЛТАП" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области 24.12.2003. Основным видом его деятельности является перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами.
Между ООО "ПАЛТАП" и МУП "Комэнерго" заключен договор N 4 от 02.03.2016 на перевозку автомобильным транспортом в период с 01.03.2016 по 01.09.2016 мазута в количестве 3 080 тонн натурального топлива (тнт) по маршруту г.Магадан - Морской порт (заправочные терминалы) - поселок Палатка (котельная N 1 пос.Палатка МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области).
В связи с необходимостью перевозки дизельного топлива - мазута М-40 и его эквивалента по вышеназванному договору общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением от 28.07.2016 о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов. Согласно заявлению общество желает перевести по маршруту г.Магадан - Морской порт - база "Магаданнефто" - п. Палатка в период с 29.08.2016 по 29.11.2016 (4 поездки) груз - мазут М-100 массой 32 тонны на транспортном средстве: тягач МАЗ 6430А9-1320-010, государственный регистрационный номер В640ХВ, прицеп HUANDA BJ09330GYY, государственный регистрационный номер МВ05010 49.
По результатам рассмотрения заявления, управлением установлено, что автопоезд, состоящий из тягача МАЗ 6430А9-1320-010 и прицепа HUANDA BJ09330GYY, применительно к пункту 17 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 257-ФЗ), классифицируется тяжеловесным.
Письмом от 16.08.2016 N 841 заявителю отказано в выдаче специального разрешения на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 29 Закона N257-ФЗ, согласно которому запрещено движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми.
Не согласившись с отказом управления в выдаче специального разрешения, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта уполномоченного органа. Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.
Суд округа находит, что суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 13.1 статьи 11 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, относится: установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми.
Согласно пункту 2 статьи 31 Закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258 утвержден "Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (далее - Порядок N 258), который определяет правила приема, рассмотрения заявлений на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, оформления и выдачи (отказа в выдаче) указанного специального разрешения.
Согласно пункту 6 Порядка N 258 заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, - в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 15 Порядка N 258 уполномоченный орган при рассмотрении представленных документов в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления проверяет соблюдение требований о перевозке делимого груза и принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если установленные требования о перевозке делимого груза не соблюдены (подпункт 3 пункта 40 Порядка N 258)
Подпунктом 2 пункта 40 Порядка N 258 определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если сведения, предоставленные в заявлении и документах, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" установлено, что под транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, понимается транспортное средство, в том числе специализированное и специальное транспортное средство, или комбинация транспортных средств (автопоезд), масса которого с грузом или без груза превышает допустимые массы транспортных средств и (или) допустимые осевые нагрузки, установленные: Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом"; решением о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам; запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства".
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки устанавливаются Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (пункт 1 Правил N 272).
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ) и Правилами N 272 (пункт 3 Правил N 272).
Согласно пункту 17 статьи 3 Закона N 257-ФЗ тяжеловесное транспортное средство - это транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил N 272 тяжеловесный груз - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
Согласно приложению N 1 к Правилам N272 допустимая масса транспортного средства с грузом - 44 тонны (шестиосный автопоезд).
24.07.2015 вступил в законную силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов", в силу которого пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми.
Частью 19 статьи 3 Закона N 257-ФЗ установлено, что неделимый груз - это груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 272 делимый груз - это груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2-х или более грузовых местах, при этом, грузовое место - материальный объект, принятый для перевозки.
Согласно пункту 75 Правил N 272, размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимые массы транспортных средств, установленные в Приложении N 1 к настоящим Правилам.
Подпунктом 7.2 пункта 7 ГОСТа 10585-2013 "Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия" установлено, что мазут принимают партиями. Партией считают любое количество мазута, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по показателям качества, сопровождаемого одним документов о качестве (паспорте продукции), выданным при приемке на основании испытания объединений пробы.
Таким образом, как верно отмечено судами, груз Мазут М - 100 является делимым грузом, поскольку не меняет в результате раздела своего первоначального назначения и может перевозиться партиями, а также может быть размещен на 2 или более грузовых местах.
Одним из условий по перевозке груза Мазут М - 100 согласно подпункта 5.10 пункта 5 ГОСТа 10585-2013 является оборудование, связанное с транспортированием мазута, которое должно быть герметичным.
Подпунктом 8.2 пункта 8 ГОСТа 10585-2013 установлено, что транспортировка и хранение мазута осуществляется по ГОСТу 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", который устанавливает виды тары, хранилищ и транспортных средств для нефти и нефтепродуктов (в том числе углеводородных сжиженных газов), требования к их подготовке, заполнению и маркировке, условия транспортирования и хранения, а также требования безопасности при упаковывании, транспортировании и хранении нефти и нефтепродуктов.
ГОСТом 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение" установлено: согласно пункту 2.2 ГОСТ степень заполнения тары должна быть: не более 95% объема - для жидких, если нет специальных требований по упаковыванию в НТД на соответствующий нефтепродукт; согласно пункту 2.10 ГОСТ после заполнения нефтепродуктом тару герметично закрывают укупорочными средствами в зависимости от вида и конструкции тары в соответствии с требованиями НТД на нефтепродукт; согласно пункту 2.13 ГОСТ транспортная тара с жидкими нефтепродуктами должна быть опломбирована; согласно пункту 3.1 ГОСТ нефть и нефтепродукты транспортируют автомобильным транспортом. Виды транспортных средств для транспортирования нефти и нефтепродуктов наливом приведены в приложении 1; согласно пункту 3.2 ГОСТ нефть и нефтепродукты транспортируют в автомобильных цистернах с внутренним маслобензостойким и паростойким защитным покрытием, удовлетворяющим требованиям электростатической искробезопасности; согласно пункту 3.3 ГОСТ нефть и нефтепродукты транспортируют в автомобильных цистернах, оборудованных приборами нижнего налива и слива.
Согласно ГОСТу Р 50913-96 "Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общи технические требования" цистерна является резервуаром (емкостью) для помещения нефтепродукта.
Пунктом 4.1 ГОСТ Р 50913-96 определено, что в зависимости от назначения устанавливают следующие типы автоцистерн: транспортные - полуприцеп цистерна для топлива (масла) на шасси полуприцепа (или несущей конструкции) предназначенные для транспортирования топлива и масла.
ГОСТ Р 50913-96 устанавливает общие технические требования: автоцистерна должна быть изготовлена в соответствии с требованиями настоящего стандарта по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке; конструкция автоцистерны должна обеспечивать неизменность массы и качества перевозимого нефтепродукта по ГОСТ Р 50559; цистерны должны выдерживать внутреннее давление, равное давлению наполнения (опорожнения) или максимальному рабочему давлению, на которое отрегулировано дыхательное устройство по ГОСТ 25560, но не менее 20 кПа (0,2 кгс/см2).
Судами обеих инстанций из содержания свидетельства о регистрации транспортного средства N 45381 и паспорта транспорта средства серии 25 N 668368, установлено, что полуприцеп цистерна HUANDA BJ09330GYY является транспортным средством в силу абзаца 45 пункта 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ о 23.10.1993 N 1090, не оборудованным двигателем и предназначенным для движения в составе с механическим транспортным средством.
Согласно пункту 5 Правил N 272 грузовое место - материальный объект, принятый для перевозки.
Следовательно, как верно отметили суды, грузовое место не может являться транспортным средством и быть предназначенным для движения в составе с механическим транспортные средством.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что прицеп (цистерны) HUANDA BW9330GYY является не грузовым местом, а транспортным средством, на котором перевозится мазут.
Поскольку транспортное средство не является грузом, то учитывать его характеристики при определении делимости груза неправомерно, тем более, что мазут перевозится партиями и от размера партии его потребительские свойства не зависят.
Поскольку мазут является делимым грузом, то, исходя из характеристики груза перевозчик должен выбрать транспортное средство, соответствующее требованиям законодательства в области грузовых перевозок, определить способ перевозки груза с учетом требований к допустимым осевым нагрузкам транспортного средства и общей массе транспортного средства и принять все зависящие от него меры к выполнению требований Правил N 272, так как именно грузоперевозчик является лицом, ответственным за соблюдение требований по перевозке автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что уполномоченный орган на основании пункта 19 статьи 3 и пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 257-ФЗ правомерно отказал в выдаче специального разрешения, в связи с тем, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми.
С учетом изложенного, доводы, изложенные в жалобе, выводы судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для отмены или изменения судебных актов.
Судами правильно применены нормы материального права, нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 1 500 руб., а заявителем уплачено 3 000 руб., госпошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату ООО "Палаткинское Транспортное Автопредприятие" в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.02.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 по делу N А37-1960/2016 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Палаткинское Транспортное Автопредприятие" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 31 от 11.05.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку мазут является делимым грузом, то, исходя из характеристики груза перевозчик должен выбрать транспортное средство, соответствующее требованиям законодательства в области грузовых перевозок, определить способ перевозки груза с учетом требований к допустимым осевым нагрузкам транспортного средства и общей массе транспортного средства и принять все зависящие от него меры к выполнению требований Правил N 272, так как именно грузоперевозчик является лицом, ответственным за соблюдение требований по перевозке автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что уполномоченный орган на основании пункта 19 статьи 3 и пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 257-ФЗ правомерно отказал в выдаче специального разрешения, в связи с тем, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июня 2017 г. N Ф03-2227/17 по делу N А37-1960/2016