г. Хабаровск |
|
23 мая 2017 г. |
А73-15092/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Н.Ю. Мельниковой
судей: Е.Н. Захаренко, Г.А. Камалиевой,
при участии:
от прокуратуры: Н.С. Ивановой прокурора отдела по удостоверению от 15.12.2015 N 157267,
от ответчика КГКУ "Хабаровскупроавдор": И.А. Давыдовой по доверенности от 11.01.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного казённого учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог"
на решение от 20.12.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017
по делу N А73-15092/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции О.Н. Лесникова, в суде апелляционной инстанции: И.В. Иноземцев, И.И. Балинская, С.Б. Ротарь,
по иску заместителя прокуратура Хабаровского края (ОГРН 1022700920461, ИНН 2721024410, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шевченко, 6)
к Краевому государственному казённому учреждению "Хабаровское управление автомобильных дорог" (ОГРН 1032700295451, ИНН 2721086505, место нахождения: 680011, г. Хабаровск, ул. Некрасова, 51), открытому акционерному обществу "Передвижная механизированная колонная-83" (ОГРН 1022700758486, ИНН 2712000131, место нахождения: 681060, Хабаровский край, с. Хурба, ул. Гайдара, 17)
о признании недействительным дополнительного соглашения
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Хабаровского края обратился в арбитражный суд с иском к краевому государственному казенному учреждению "Хабаровское управление автомобильных дорог" (КГКУ "Хабаровскуправтодор"), открытому акционерному обществу "Передвижная механизированная колонна N 83" (ОАО "ПМК N 83") о признании недействительным (ничтожным) дополнительного соглашения N 2 от 08.04.2016 к государственному контракту N 1011 от 29.12.2015.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.12.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017, иск удовлетворен, дополнительное соглашение признано недействительным (ничтожным).
Не согласившись с судебными актами КГКУ "Хабаровскуправтодор", полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа.
В обоснование жалобы КГКУ "Хабаровскуправтодор" привело доводы о том, что рассмотрение дела произведено без участия распорядителя бюджетных средств, отсутствует юридический состав для признания сделки недействительной, дополнительным соглашением существенные условия контракта не изменялись, предметом является выполнение работ по содержанию всех автомобильных дорог без определения протяженности и наименования, судами неправильно квалифицирован контракт, как договор подряда.
Заместитель прокурора Хабаровского края в отзыве на кассационную жалобу, ссылаясь на правильную квалификацию договора судами, установление изменений дополнительным соглашением в его предмет с нарушением требований федерального закона.
В заседании суда кассационной инстанции представители КГКУ "Хабаровскуправтодор" поддержали доводы кассационной жалобы, настаивали на отмене судебных актов и отказе в удовлетворении иска.
Представитель Прокуратуры Хабаровского края в заседании суда просил судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, окончательной заявкой участника закупки N 0122200002515010029, 29.12.2015 между ОАО "ПМК-83" (подрядчик) и КГКУ "Хабаровскуправтодор" (заказчик) заключен государственный контракт N 1011, предметом которого являлось выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Хабаровского края и искусственных сооружений в соответствии с технической частью (приложение N1), стоимостью 679 824 710,40 руб. (с учетом понижающего коэффициента 0,75500), в сроки с 01.01.2016 по 31.12.2016, на территории Хабаровского края (Бикинский, Вяземский, Хабаровский, Нанайский, Комсомольский, Советско-Гаванский и Ванинский муниципальные районы, муниципальный район имени Лазо).
В соответствии с пунктом 2.5 контракта цена контракта является твердой, определяется на весть срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением следующих случаев:
- цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества работ и используемых при выполнении работ товаров и иных условий контракта (пункт 2.5.1).
- заказчик вправе по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта изменить не более, чем на 10% объем, предусмотренных контрактом работ, при изменении потребности в таких работах. При выполнении дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально дополнительному объему таких работ, исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более, чем на 10% цены контракта, а при внесении изменений в контракт в связи с сокращением потребности в соответствующем объеме работы, стороны обязаны уменьшить цену контракта указанным способом (пункт 2.5.2).
Изменения и дополнения контракта возможны по соглашению сторон в рамках действующего законодательства в сфере осуществления закупок (пункт 11.3 контракта).
В соответствии с пунктом 11.2 контракта изменение его положений возможны в случае предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при уменьшении ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств.
В технической части (приложение N 1 к контракту) определены основные технические показатели: протяженность дорог (2 238,606 км, категории каждой дороги, типы покрытий, и т.п.; функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки).
В отношении каждого района выполнения работ оформлена ведомость объемов работ с указанием перечня выполняемых видов работ (вырубка деревьев, дробление растительности, ликвидация съездов с дороги, устройство дренажных прорезей, устройство новых канав экскаватором, засыпка грунтом, ликвидация пучинистых участков, устранение деформаций и повреждений дорожного покрытия и т.п.) и их объемов (в километрах, штуках, гектарах).
Сторонами 08.04.2016 подписано дополнительное соглашение N 2 к контракту со ссылкой на Распоряжение Министерства инвестиционной земельно-имущественной политики Хабаровского края от 17.02.2016 N 394 "О внесении недвижимого имущества в Реестр краевого государственного имущества и закрепления его на праве оперативного управления за КГКУ "Хабаровскуправтодор".
По данному соглашению увеличена стоимость контракта до 682 371 591,40 руб., в состав контракта включен сметный расчет по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Хабаровского края: сооружение "Притрассовая автодорога" (на участке Оуэн-Высокогорная), сооружение "Межпортальная автодорога" (на участке Оуэн-Высокогорная) и искусственных сооружений на них" (приложение N 1 к настоящему дополнительному соглашению N 2), ведомость объемов работ (приложение N 2 к дополнительному соглашению N 2), основные технические показатели (приложение N3 к дополнительному соглашению N2), ведомость протяженности автомобильных дорог (приложение N4 к дополнительному соглашению N2), ведомость наличия искусственных сооружений на автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения Хабаровского края (приложение N5 к дополнительному соглашению N2) в отношении указанной дороги и сооружения.
В соответствии со сметным расчетом по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Хабаровского края: сооружение "Притрассовая автодорога" (на участке Оуэн-Высокогорная), сооружение "Межпортальная автодорога" (на участке Оуэн-Высокогорная) и искусственных сооружений на них стоимость работ составила 2 546 881 руб.
КГКУ "Хабаровскуправтодор" постановлением N 134 от 31.10.2016 N 7/12476 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ в связи с изменением условий контракта от 29.12.2015 N 1011 в части изменения объемов работ и объекта закупки (видов работ).
Ссылаясь на то, что условия дополнительного соглашения N 2 от 08.04.2016 к государственному контракту N 1011 от 29.12.2015 противоречат требованиям части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), заместитель Прокурора Хабаровского края обратился с иском в арбитражный суд.
Принимая судебные акты об удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии со статьей 168 АПК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному и муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов работы производственного и непроизводственного характера и передать их муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.
В силу статьи 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Кодексом, применяется Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьями 432, 702, 708, ГК РФ, частью 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, существенными условиями договора подряда является его предмет (виды и объемы поручаемых работ), сроки выполнения, цена, которая предполагается твердой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 767 ГК РФ Кодекса изменения условий муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в следующих случаях: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов (подпункт "б" части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением случаев им прямо предусмотренных в законе.
Исходя из положений статей 702, 781 ГК РФ, возражений ответчика относительно правовой квалификации контракта, осуществляя буквальное толкование условий заключенного контракта, в частности пунктов 1.1, 1.2, раздела 6, регламентирующего порядок сдачи-приемки работ, раздела 7 - гарантийные обязательства, пункта 2.5 технической части, регламентирующей порядок осуществления контроля качества работ, общие требования к материалам, к работам, приемке, измерениям, испытаниям, пункта 2.7, содержащего перечень нормативных документов обязательных в деятельности подрядчика при выполнении работ, а также ведомости объемов работ, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о заключении сторонами договора подряда.
В связи с чем доводы ответчика о неправильной квалификации судом контракта сторон, без учета воли сторон, направленной на заключение возмездного договора услуг, заявленные в суде кассационной инстанции вновь, подлежат отклонению, как направленные на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 АПК РФ).
Также суд апелляционной инстанции, осуществляя буквальное толкование условий контракта о его цене, пришел к правильному выводу о том, что его редакция не содержит положений о возможности увеличения твердой цены контракта, а устанавливает лишь возможность снижения его цены, без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества (пункты 2.5, 2.5.1, 2.5.2.11.2).
Следовательно, заключение дополнительного соглашения об увеличении цены контракта прямо противоречит требованиям части 2 статьи 34 и пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Как верно указали суды, в данном случае, изменение контракта обусловлено передачей 23.03.2016 ответчику в оперативное управление сооружения "Притрассовая автодорога" (на участке Оуэн-Высокогорная), сооружение "Межпортальная автодорога" (на участке Оуэн-Высокогорная) и искусственных сооружений на них, в связи с чем, контракт дополнен новыми условиями, касающихся выполнения работ по их содержанию, что свидетельствует об изменении (дополнении) предмета поручаемых работ, а не только объемов, определенных ведомостями, что противоречит основным принципам закона, а именно открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, ведет к искусственному ограничению конкуренции и созданию для исполнителя контракта выгодных условий его исполнения.
Таким образом, учитывая изменение сторонами существенных условий контракта о его предмете, объемах, цене путем заключения дополнительного соглашения к нему в нарушение установленных Законом N 44-ФЗ принципов и норм, направленных на предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, дополнительное соглашение к контракту от 08.04.2016 в соответствии со статьей 168 ГК РФ правомерно признано судами недействительным.
Доводы жалобы о том, что рассмотрение дела произведено без участия распорядителя бюджетных средств, как основание для отмены судебных актов, подлежат отклонению кассационной инстанции, поскольку в данном случае как следует из текста иска, предъявляя иск о признании недействительной сделки в порядке статьи 52 АПК РФ, прокурор обратился в интересах Хабаровского края. Такое публично-правовое образование в лице уполномоченного органа вправе вступить в дело в качестве истца (пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 (ред. от 25.01.2013) "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"). Возражений по предъявленному иску публично-правое образование в ходе рассмотрения дела не заявило.
В целом приведенные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм права, влекущих отмену судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, имеющихся в деле доказательств, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 286-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.12.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 по делу N А73-15092/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Мельникова |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.